Диагноз общее недоразвитие речи (ОНР) является нарушением всей языковой системы.
Данный диагноз устарел, в современном представлении данный диагноз переименовался в моторную алалию, а уровни, характерные для ОНР, можно отнести к степени нарушения языковой системы.
Подробно узнать о моторной алалии, вы можете здесь.
Что характерно для каждого уровня?
Выделяют 3 уровня ОНР По Р.Е.Левиной Т.Б Филичева выделила 4 уровеня.
Критерии для 1 уровня:
* Практически полное отсутствие речи (отсюда и появилось понятие"безречевые дети"
* Использование лепетных слов, звукоподражательных комплексов
* Ребёнок "помогает"себе жестами и мимикой
* Пассивный словарь превышает объём активного словаря
* Многое знает и понимает, но не говорит
* Замена нескольких понятий, одним словом, которое ребёнку легче проговаривать
* "Пипи"-может означать, хочу в туалет и пойдём гулять
* "Биби"-самолёт,машина, ехать
* Длительное использование односоставных предложений
* Если предложение расширяется до 3-4 слов, то конструкция имеет неправильное оформление ( Ма дя ме пи-Мама дай мне пить)
* Сокращение количества слогов в сложных словах (вместо собака-ка или бака, пока-ка)
* Дети не понимают задания по звуковому анализу, например в задании: хлопни, когда услышишь звук РРРРР...
* Фонематическое восприятие грубо нарушено. Трудность в различении сходных по звучанию слов и разных по значению
молоток — молоко, копает — катает — купает)
Классическая логопедия устанавливаетследующие возрастные рамки до 3 лет-ЗРР, с 3 лет-ОНР.
Критерии для 2 уровня:
* Помимо жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные,
но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Капутн, лидом, лябака. (Капуста,помидор,яблоко)
* Рассказ по картине возможен только при помощи наводящих вопросов, строится примитивно, короткими фразами
* Ограниченность словарного запаса:
незнание многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева)
(донышко,ручка,носик,крышка)-это у чайника.
* Не используются слова-признаки обозначающих форму, цвет, материал.
Например,желтый,овальный,твёрдый,кислый.
* Грубые ошибки в употреблении грамматических форм:
"катался гокам" - катается на горке;
"Коля питяля" - Коля писал;
"да памидка" - две пирамидки;
"асинь адас"- красный карандаш
* В речи предлоги,как правило, дети со 2 уровнем вообще не употребляют.
* Грубо нарушена слоговая структура слова.
"сковода"-сковорода,"басаги"-сапоги.
* Нарушено произношение большинства звуков (мягких и твердых, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих)
* Фонематический слух не сформирован.
ребенок затрудняется правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.
Критерии для 3 уровня:
* Появляется развёрнутая речь, ребёнок использует фразы с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
- Папа ушёл на работА.
- Мама купила мне машинА,конфетА.
* Уже способны самостоятельно составить короткий рассказ о себе,о своих друзьях, о событиях,которые произошли с ним
* В спонтанной речи звуки не всегда четко оформлены, даже в том случае, если ребёнок звук этот умеет произносить.
"сярф" - шарф, "лыба"-рыба
* В общении используются все части речи, грамматически правильно выстраивают НЕСЛОЖНЫЕ предложения
* Словарный запас быстро увеличивается в объёме, но лексические ошибки наблюдаются:
- замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат -"часы")
- подмена названий профессий названиями действия (балерина -"тетя танцует".
- замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей — "птичка"; деревья- "ёлочки"
- взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный -"большой", короткий -"маленький").
* Недостаточно сформирован фонематический слух.
Возникают проблемы с фонематическим анализом и синтезом.( к школе, эти нарушения быстро выявляются)
Из каких звуков состоит слово КОТ,ДОМ.
К "ДУГА" добавь слог РА, что получилось?
Критерии для 4 уровня:
* В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слова и звуконаполняемости.
- сокращение слога;
- перестановки звуков
* Из-за вялой артикуляции и нечеткой дикции, складывается впечатление смазанной речи
* Нарушение смысловой речи.
-отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус), растений (кактус, вьюн), людей разных профессий (фотограф, телефонистка,библиотекарь), частей тела (подбородок, веки, ступня)
* Ребёнок при обозначении действий и признаков пользуются названиями приблизительного значения.
овальный-круглый;
* Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации.
- кошка катает мяч – вместо "клубок"
- высокий забор – длинный;
- дедушка старый – взрослый.
* Дети плохо различают обозначения лиц мужского и женского пола.
-мой книга, моя робот.
* Словообразование с помощью суффиксов вызывают большие трудности, а также образование притяжательных прилагательных.
- ременьчик – ремешок;
- волкин – волчий, лисовый – лисий.
* Связная речь весьма своеобразна.
При составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок нарушена логическая последовательность, присутствуют пропуски глав.
* Есть трудности при рассказе о событиях из своей жизни, пользуются простыми малоинформативными предложениями.
Причины ОНР:
Органические причины
* внутриутробная патология,возникающая в период от 4 недель до 4 месяцев развития плода;
* органические поражения периферических органов речи;
* несовместимость резус-фактора крови матери и ребёнка;
* асфиксия.
Функциональные причины
* Различные отклонения психических процессов как возбуждение и торможение в ЦНС.
Социально-психологические причины
* неблагоприятные воздействия окружающей среды;
* употребление алкоголя и никотина во время беременности.
Генетические факторы
Коррекция нарушения должна быть систематизирована и постоянна, опытный специалист должен выстроить индивидуальную программу для ребенка.
Задать мне вопрос https://vk.com/logopedtut