Найти тему
Алексей Житлухин

Истории о том, как не стоит вести бизнес.

Быть бизнесменом (бизнесвумен). Вести бизнес. Иметь бизнес - модные тенденции появившиеся в жизни нашего общества с началом рыночной экономики. Успешный бизнес, прогоревший бизнес - все это опыт. Но для того что бы организовать бизнес нужны профессиональные умения, личностные способности, знания специфики того или иного направления. А для того что бы это все приобрести нужен личный профессиональный опыт, много изучать - исследовать тему, бизнес-нишу.

Здесь, на примере одного из дальних родственников, я расскажу о том, как не стоит заниматься бизнесом, с приведением примеров и последствий различных прогоревших (и по большей части заведомо не успешных) бизнес-проектов.

Часть 1

Парикмахерская "Апельсин"

В августе 2009 года в здании одного из торговых центров расположенном в одном из городов Кировской области, было арендовано помещение под парикмахерскую, которую решили назвать вкусным названием "Апельсин". Под соответствующий цвет была проведена отделка, приобретено оборудование (зеркала, кресла, столики, вешалки, раковины и другая мебель), закуплена краска, ножницы и все другое. Была дана реклама. Затраты на ремонт помещения, покупку и установку оборудования, приобретение других принадлежностей и рекламу составили 150 000 рублей. Директором стала на тот момент моя невеста, администратором она назначила свою подругу. Нашли парикмахеров и мастеров маникюра, всего 5 человек, которых оформили в штат на з/плату в размере 5000 рублей в месяц + 20% от стоимости оказанной услуги. Я со своей стороны подготовил локальные акты, трудовые договоры, должностные инструкции и прочие документы. Было зарегистрировано ООО. Пошли клиенты.

За первую неделю работы, выручка составила 30 000 рублей, за вторую около 20 000, за третью упала до 5000 рублей. При этом клиентура шла, в книге записи - 60-80 клиентов каждый день (мелирование, модельные стрижки, бритье, маникюр-педикюр и прочее).

Тем временем подошло время выплачивать з/плату, пришлось занимать у знакомых, что бы выплатить аванс по з/плате.
Стали разбираться почему падает выручка при все увеличивающемся потоке клиентов.

Причина была найдена быстро.

Девчонка-стажер поведала следующее: в период, когда в парикмахерской нет директора, парикмахеры (старейшие работницы в данной сфере) предлагали клиентам оказать им услуги за более меньшую плату без выдачи бланков БСО и полученные деньги забирали себе, более того, клиентов которые соглашались на это приглашали впоследствии получать данные услуги у них дома. Что касается администратора (подруги моей невесты), то она вступила с ними в сговор и получала свой процент к з/плате в 10 000 рублей.

Была проведена чистка кадров: заменили всех парикмахеров и мастеров маникюра, з/плату установили в виде чистых процентов в размере 30% от стоимости услуги и уволили администратора. Пока меняли кадры, прошло около месяца, выручки нет, а аренду плати.

Девчонку-стажера назначили администратором. В итоге, следующие 3 месяца выручка составляла в среднем около 120 000 в месяц (а теперь вычтем из этой суммы налоги, размер аренды и стоимость ЖКУ, рекламу, закупку краски и прочего, ремонт оборудования) - чистая прибыль в размере 30-40 000 рублей.На 4 месяц работы нового коллектива случился скандал и вскрылись новые проблемы.

Однажды пришла клиент, женщина торопилась в гости на юбилей, была записана к мастеру. Придя вовремя, оказалась что мастер обслуживает свою знакомую и на просьбу клиентки обслужить ее, отказала ей с матом. Клиентка ушла расстроенная и чудом только нашла другого мастера таким образом успев в гости.

Мы стали разбираться и одна предпринимательница торгующая рядом с парикмахерской, с которой у нас были доверительные отношения, довела до нашего сведения и это подтвердилось впоследствии, что парикмахеры и мастера маникюра обслуживали всех своих родственников, друзей и знакомых бесплатно, брали краску, ножницы и другое барахло домой без возврата, ссылаясь на утрату, потерю или расход. Клиенты, которые приходили по записи, но сталкивались с обслуживанием знакомых наших работников, игнорировались, не обслуживались или изгонялись, некоторым при внешней оценке на внешность, одежду накручивалась стоимость услуг. К сожалению новый администратор также быстро почувствовала вкус к своему положению и стала им злоупотреблять - получая для себя и своего круга знакомых и родственников бесплатные услуги.

В итоге всему коллективу, кроме администратора (ее уволили по соглашению сторон) было предложено оформить ИП и заключить с компанией договор аренды рабочего места и платить нам фиксированную сумму - 10 000 рублей в месяц. Всего 50 000 рублей в месяц, минус аренда, стоимость ЖКУ, реклама и на выходе 25 000 рублей. Через несколько месяцев парикмахерская со всей мебелью и оборудованием была продана новым владельцам за 90 000 рублей.

Главная ошибка заключалась в том, что директору нужно было находится каждый рабочий день в парикмахерской и таким образом контролировать весь процесс. А еще лучше и самой понимать толк в данной сфере и дополнительно оказывать услуги, как делают по крайней мере вначале своего бизнес-пути многие управленцы. Также прежде чем идти в эту сферу следовало бы учесть множество различных нюансов.