Найти тему
Cosmoscow Mag

В фокусе: Velvet Underground

Джерард Маланга, «Velvet Underground и Нико с Энди Уорхолом, Голливуд-Хиллз, 1966». © Gerard Malanga, courtesy Galerie Caroline Smulders Paris.
Джерард Маланга, «Velvet Underground и Нико с Энди Уорхолом, Голливуд-Хиллз, 1966». © Gerard Malanga, courtesy Galerie Caroline Smulders Paris.

В ранней истории группы Velvet Underground существует много белых пятен. Это касается и их сотрудничества с Энди Уорхолом. Споры о том, в чем именно заключался его вклад как менеджера и продюсера в становление группы, не утихают до сих пор. Попробуем пролить немного света на их совместную историю на примере трех работ Уорхола. В начале этого девятиминутного видео, в котором участники знаменитой «Фабрики» делятся своими воспоминаниями, есть редкие кадры. На них режиссер Йонас Мекас запечатлел первое публичное выступление группы вместе с Нико. Это произошло ровно 53 года назад – 16 января 1966 года.

Кадр из фильма Энди Уорхола «Нико/Нико плачет», 1966. © 2018 The Andy Warhol Museum, Pittsburgh, PA, a museum of Carnegie Institute. All rights reserved. Film still courtesy The Andy Warhol Museum.
Кадр из фильма Энди Уорхола «Нико/Нико плачет», 1966. © 2018 The Andy Warhol Museum, Pittsburgh, PA, a museum of Carnegie Institute. All rights reserved. Film still courtesy The Andy Warhol Museum.

Уорхол впервые побывал на концерт группы в 1965 году по совету знакомых. Наблюдая за коммерческим успехом Beatles и Rolling Stones, он уже тогда планировал расширить сферу своего влияния на музыкальную арену. После концерта Velvet Underground Уорхол предложил свои услуги в качестве менеджера группы, не оговаривая при этом, что конкретно он собирается делать. Вероятно, его главным и неоспоримым вкладом является то, что именно он пополнил состав группы второй вокалисткой – Нико. В 1966 году Уорхол снял 66-минутный фильм «Нико/Нико плачет». Название видео практически полностью передает его содержание. На протяжении часа Нико просто сидит в свете мигающих цветных прожекторов, а на фоне играет живая музыка. Впоследствии эта запись, как и многие другие, проецировалась на задники сцены во время выступлений группы. Эта серия первых в своем роде мультимедийных перформансов, сочетающих музыку, световое оформление, видеопроекцию и другие элементы, получила название Exploding Plastic Inevitable.

Энди Уорхол, «Серебряная автокатастрофа» из серии «Смерть и катастрофы». © Thomas Ammann Fine Art AG, Zurich, 2013, Andy Warhol Foundation for the Visual Arts / Artists Rights Society (ARS), New York.  From Warhol’s “Death and Disaster” series. © Thomas Ammann Fine Art AG, Zurich, 2013, Andy Warhol Foundation for the Visual Arts / Artists Rights Society (ARS), New York.
Энди Уорхол, «Серебряная автокатастрофа» из серии «Смерть и катастрофы». © Thomas Ammann Fine Art AG, Zurich, 2013, Andy Warhol Foundation for the Visual Arts / Artists Rights Society (ARS), New York. From Warhol’s “Death and Disaster” series. © Thomas Ammann Fine Art AG, Zurich, 2013, Andy Warhol Foundation for the Visual Arts / Artists Rights Society (ARS), New York.

Весной 1966 года началась работа над студийным альбомом группы. Так как Уорхол мало что понимал в звукозаписи, он пригласил к сотрудничеству 27-летнего Нормана Дольфа из Columbia Records. Именно он договаривался об аренде студии и прочих деталях. Вместо денег за свои услуги он попросил Уорхола расплатиться одной из его работ. Уорхол согласился, подарив Дольфу серебряную шелкографию из серии «Смерть и катастрофы». Дольф был вынужден продать ее при разводе в 1975 году за $17 000. По воспоминаниям Лу Рида, главным плюсом от участия Уорхола в записи альбома была полная творческая свобода, предоставленная музыкантам. Сам Уорхол в процесс не вмешивался, а когда звукоинженеры спрашивали его, что он думает о результате, отвечал: «О, это просто фантастика».

Энди Уорхол, обложка альбома The Velvet Underground and Nico, 1967 © 2017 Andy Warhol Foundation for the Visual Arts / Artists Rights Society (ARS), New York.
Энди Уорхол, обложка альбома The Velvet Underground and Nico, 1967 © 2017 Andy Warhol Foundation for the Visual Arts / Artists Rights Society (ARS), New York.

Самым главным результатом сотрудничества Уорхола и группы стала, разумеется, обложка альбома The Velvet Underground and Nico, вышедшего в 1967 году. Рядом с изображением банана была надпись peel slowly and see («медленно сними шкурку и смотри»). Дело в том, что на первых изданиях изображение банана можно было отклеить от конверта. А под ним обнаруживался нарисованный на обложке очищенный банан розового цвета. В 2013 году права на изображение банана стали предметом судебного разбирательства между Лу Ридом и Джоном Кейлом с одной стороны и Фондом Энди Уорхола с другой, однако в итоге дело было улажено мирным путем.

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы не пропустить ни одного материала!
Instagram
Facebook
Telegram
Вконтакте