Меня, как человека когда-то занимавшегося проектированием атомных энергетических установок, в путешествии в Мурманск больше всего привлекал один объект - атомный ледокол "Ленин", который после окончания трудового пути стал очень интересным музеем.
Но вначале несколько слов о самом городе. Мурманск - это заполярный портовый город, со всеми вытекающими: поляной ночью и полярным днем, частой хмурой, пасмурной и дождливой погодой.
Интересно расположение города - в низине около Кольского залива Баренцева моря в окружении сопок. Мурманск город молодой, в 2016 году отметил свое столетие, и сейчас это самый крупный город за Северным полярным кругом. Но по факту город еще моложе, поскольку был практически полностью уничтожен во время Великой Отечественной войны, которая в Заполярье была крайне ожесточенной. Немцы очень хотели захватить город и порт, через который осуществлялись поставки по ленд-лизу. За мужество и героизм защитников Мурманск носит звание Города-героя.
Но такая короткая и военная история привели к тому, что Мурманск не может похвастаться обилием исторических памятников и достопримечательностей. Архитектура города, в основном, советского периода также не блещет особой изысканностью, существующие памятники главным образом опять же напоминают о войне.
Самым известным и большим монументом Мурманска является памятник защитникам Советского Заполярья - Алёша, который с одной из сопок охраняет покой города. Памятник действительно внушительный и по силе воздействия сопоставим, наверное, с монументом Родине-Матери в Волгограде.
А памятником послевоенным годам, когда Советский Союз был на передовых позициях во многих областях науки и техники, стал атомный ледокол "Ленин" - первое в мире надводное судно с атомной силовой установкой. Ледокол строился с 1956 по 1959 год и в 59-м же был введен в эксплуатацию. Строился он для обеспечения навигации по Северному морскому пути и за годы работы прошел 654 тысячи морских миль.
Ледокол отработал 30 лет до 1989 года, хотелось бы написать безаварийно, но нет, на ледоколе было две серьезных аварии в 1965 и 1967 годах. Во время второй реактор был поврежден настолько сильно, что всю силовую установку пришлось демонтировать и впоследствии затопить в бухте у Новой Земли.
С 1989 года ледокол стоит на вечной стоянки у причала Мурманского порта в качестве музея. О том, как его посетить, информирует бумажная табличка у причала. В указанные дни и время можно подойти на причал и с другими желающими попасть на ледокол партиями примерно по 20 человек подняться на борт. Это делается для организации экскурсионного обслуживания, самостоятельно по ледоколу лучше не перемещаться, можно заблудиться))
Первое, что поражает, когда попадаешь внутрь - это качество отделки помещений. Этот тот непередаваемый советский стиль отделки и мебели 50-х годов, очень качественный, но немного казенный и старомодный.
Во многих помещениях ледокола мебель из карельской березы, даже рояль в комнате отдыха выполнен из этой породы дерева.
В тех тех же теплых светлых тонах отделан конференц-зал, как его сейчас называют, а в свое время здесь наверняка проводились партийные собрания коллектива по различным поводам.
На стене сделано деревянное панно, на котором изображены ледоколы прошлых поколений, если не ошибаюсь на переднем плане угадываются контуры ледокола "Красин", который сейчас также стоит на стоянке у набережной напротив Горного университета в Санкт-Петербурге.
Каюта капитана и его рабочий кабинет выдержаны уже в более солидных тонах, здесь больше малинового цвета. Ну и рабочие принадлежности абсолютно аутентичны: предтеча вычислительной техники - канцелярские счеты, телефон с дисковым набором номера, перекидной календарь, а в соседней каюте виднеется пишущая машинка - вот на ней люди старались набирать текст, одна ошибка и перепечатывай всю страницу!
Но конечно самое главное место на любом корабле - капитанский мостик, где очень сильно проникаешься масштабами судна! Даже капитанский мостик огромный! Он полукруглой формы и поэтому из одного конца мостика не видно другого.
На капитанском мостике много оборудования, необходимого для управления ледоколом, точных названий я не знаю, поэтому даже не буду пытаться что-то назвать))
Обратите внимание на размер штурвала - очень небольшой, а само место рулевого (штурвального?) снабжено подставкой и опорой под спину. На капитанском мостике два таких места рулевого - в левой и правой части мостика.
Все оборудование очень "монументальное", выполненное наверное с многократным запасом прочности для обеспечения безотказной работы в различных условиях и ситуациях.
А такой вид открывается с мостика. Очень жаль, что впереди не льды Северных морей!))
Столовая на ледоколе очень аскетичная, долго задерживаться здесь не хочется. Наверное, чтобы все быстрее ели и отправлялись по местам)) Но здесь же демонстрировались фильмы, которые помогали поддерживать боевой дух экипажа в длительном плавании.
Ну и конечно сердце ледокола - реакторный зал с энергетической установкой. Сам реактор должен быть расположен ниже, а на переднем плане элементы управления активной зоной.
Турбинный зал с роторными пластинами и корпусами турбин, обеспечивающих движение гребных винтов ледокола
Внутри ледокола спрятано целое здание с различными помещениям и оборудованием. Интересно, сколько времени нужно было, чтобы запомнить расположение всех отсеков?))
Конечно же, на ледоколе целый зал был отведен под узел связи и под другое техническое оборудование, но был, например, и медпункт, где можно было делать несложные хирургические операции или лечить зубы.
Так что поездка в Мурманск и экскурсия на ледокол стала очень интересной и познавательной! Желаю и Вам таких же увлекательных путешествий!
Путешествуйте с удовольствием!
Если статья понравилась - поставьте лайк и подпишитесь на канал, это поможет его продвижению)