Российское независимое кино иногда приятно удивляет неожиданными творческими экспериментами. Сегодня предметом разбора станет самый яркий и самый дерзкий российский инди-проект прошлого года - комедия "Фагот" от режиссера Бориса Гуца.
"Фагот" - почувствуйте торжество момента - вошел в историю российского кинематографа! Как первый российский фильм, снятый полностью на смартфон (в данном случае, на iPhone 7 Plus) и выпущенный в прокат. Выражение "Снято на телефон" стало главной маркетинговой фишкой фильма, этот факт в первую очередь отмечали кинокритики в своих рецензиях, об этом спрашивали в интервью у Бориса: как на айфон? почему на айфон? Реклама работала, и "Фагот", по моим наблюдениям, получил на порядок больше внимания в разных зрительских кругах в сравнении с предыдущей работой режиссера "Арбузные корки". Дополнительным преимуществом новинки стал и ультракороткий для полнометражного фильма хронометраж - всего 1 час. Как следствие, отсутствие провисаний, высокая концентрация "юмора" (беру в кавычки, потому что юмор у Бориса специфический). Идеальный вариант для тех, кто постоянно грозится сократить тот или иной фильм "на полчасика", будь он на месте режиссера.
Кто-то скажет: "Снимать на телефон - выпендреж!". Если вы думаете, что любой начинающий режиссер сможет легко снять интересный фильм (пусть любительский короткометражный) с помощью мобильного устройства, не спешите с выводами. Оказывается, киносъемка на смартфон - целая наука, которой Борис Гуц обучает желающих создавать кино будущего в рамках проекта "Лаборатория мобильного кино". Здесь вы можете почитать 12 правил съемки кино на смартфон, самое полезное звучит так:
Да, обидно потерять ценный материал из-за того, что вашу "кинокамеру" внезапно позвонила мама... Если серьезно, я бы вряд ли заинтересовался каким-нибудь фильмом только из-за того, что он снят необычным способом. Съемка на смартфон должна быть оправдана не только отсутствием средств на дорогую аппаратуру, но и художественными задачами. В "Фаготе" телефонная съемка абсолютно уместна с точки зрения сценария и локаций (в основном, это обычные квартиры). Все сцены в фильме мы наблюдаем глазами главного героя Максима - соответственно, мы его ни разу не увидим (вот еще одна редкая "фишка": невидимый главный герой). Все персонажи в кадре - женщины: девушка Максима, сестра, мама, коллега.
Максим хочет расстаться с Олей, но не знает, как ей это преподнести. Наконец, придумывает "гениальную" отмазку и сообщает подружке, что он - гей. Оля - типаж из анекдотов и мемов про стервочек, выносящих мозги своим парням на ровном месте. Вот например:
Оля (проверяя список контактов в телефоне Максима): Что это за "Т."?
Максима: "Т"... Такси, наверное.
Оля (зверея): А может быть Татьяна, бывшая твоя?!
Пережив неприятное известие, Оля изливает эмоции в Фэйсбук, сообщая всему миру, что ее бывший парень - гей. Понятно, девушка в бешенстве хочет публично опустить героя, но - внезапно - все поверили! Оказывается, друзья, знакомые, родственники давно подозревали, что Максим "из этих". Всплыла какая-то мутная история из детства, когда маленького Максима якобы пытался совратить сосед. Здесь и начинается комедия, когда главный герой пытается доказать обратное, вроде бы успешно, но в результате только ухудшает свое положение. Название "Фагот" - не только музыкальный инструмент (который сыграет в фильме свою пикантную роль), но и грубое выражение из английского языка. Погуглите faggot - многое поймете о моральном облике персонажа.
"Фагот" - фильм псевдо-антигомофобный. Режиссер изящно вскрывает страхи и тревоги обычных людей относительно представителей нетрадиционной ориентации, в одном эпизоде Максим даже произносит практически манифест в поддержку ЛГБТ. Где-то я видел список лучших квир-фильмов 2018 года, и "Фагот" там присутствует. С другой стороны, кино вообще не об этом. Не про геев, а про тех, кого называют более грубым синонимом этого слова, ну вы поняли. Также я бы не стал интерпретировать фильм как историю о бедном мальчике, которого задавило женское окружение. "Фильм о том чудовищном прессинге, в котором находится в сегодняшнем обществе мужчина, окруженный женщинами. Он в тисках" (Антон Долин в эфире радио "Маяк"). Антон Долин, на мой взгляд, сильно преувеличил психологический подтекст фильма, уж точно Максим, взрослый парень - не жертва коварных женщин, он инфантильный, эмоционально незрелый молодой человек, не замечающий своих косяков в общении с людьми.
Борис Гуц снял простую, жизненную, актуальную комедию с отличными "живыми" диалогами (один из принципов режиссера - брать материал из реальных, в т.ч. подслушанных разговоров), с большим количеством важных мелочей, побуждающих к пересмотру (хочется увидеть все скрытые намеки). "Фагот" не затрагивает ключевые вопросы нашего бытия и не делает глобальных выводов. Это маленький срез нашей безумной реальной жизни, поданный в оригинальной и лаконичной форме. В этом фильм по-своему совершенен.
Моя оценка 7/10