Найти в Дзене

Любимые игрушки, или Как научить детей ценить то, что у них есть?

Оглавление

По статистике, дети, которые умеют быть благодарными, лучше учатся и реже впадают в уныние. Многие сегодняшние родители росли в трудные времена, игрушки и вещи часто доставались нам по наследству от старших, поэтому теперь мы стараемся дать своим детям все самое лучшее.

Знакомая история, когда у ребенка два мешка игрушек, с которыми он не играет? Наверное, впервые в истории человечества мы сталкиваемся с такой проблемой. С одной стороны, мы хотели бы дать детям все самое лучшее, с другой, опасаемся их избаловать. Ведь у наших родителей не было такого богатого выбора и таких возможностей. Легко ограничивать желания ребенка, когда средств недостаточно, но когда ты можешь исполнить большинство его причуд, – как быть тогда?

Дети не задумываются об уровне благосостояния в семье, не знают, что такое подоходный налог или квартплата. Зато примерно представляют себе, сколько стоит игровая приставка, или набор лего, или пицца, или бутылка лимонада. Эти и подобные предметы становятся для них условными единицами ценностей в нашем материальном мире. С этими условными единицами и нужно работать, чтобы научить детей быть благодарными.

В первую очередь, у родителей есть простор для работы в двух областях – еда и игрушки.

Приучить детей относиться с уважением к еде легко. На самом деле большинство капризов и случаев расточительного отношения к продуктам происходят от того, что принятие пищи превратилось для детей в пассивный процесс. Их просто кормят, не давая возможности помогать на кухне, накрывать на стол, убирать со стола, мыть посуду. Потому что это трудно – терпеть неловкие попытки и тратить время на обучение. Кроме того, детям позволяют привередничать в еде, и поэтому они не умеют довольствоваться тем, что им предлагают. А ведь совсем недавно, еще каких-нибудь сорок-пятьдесят лет назад, многие дети самостоятельно рыбачили, собирали ягоды и грибы и участвовали в сезонных сельскохозяйственных работах. Как сегодня городскому ребенку стать добытчиком?

Конечно, далеко не каждая мать отправит ребенка шести-семи лет в магазин одного. Да и мысль о том, чтобы дети готовили на кухне самостоятельно, многих из нас приводит в ужас. После их деятельности остается такой «археологический слой», что его не так-то просто убрать. И все же делать это необходимо. Еда, приготовленная своими руками, еда, на которую затрачен труд, будет цениться выше той, которая «по щучьему велению» появляется на столе.

Труднее научить ребенка ценить игрушки. Взрослые приобретают их для того, чтобы купить себе немного времени. Но чем больше игрушек, тем меньше их ребенок ценит. Как быть?

Во-первых, приучать к заботе о своих вещах, следить, чтобы ребенок обязательно убирал их в коробку после игры. Большую часть игрушек лучше спрятать подальше, иначе ребенок совсем перестает ценить то, что имеет.

Во-вторых, каждая игрушка в идеале должна иметь свою историю, она должна быть оживлена фантазией взрослого и ребенка. Неслучайно история о Винни-пухе обладает такой волшебной силой и популярностью. Ведь нельзя бросить на полу куклу, которая, например, обошла свет в поисках своей хозяйки и преодолела на этом пути много трудностей. Или экскаватор, который, скажем, добывал золото на острове Белласон или на марсианской пустыне.

Человек ценит то, что он любит, и то, во что вложил свой труд и время. Как там говорится: «Если хочешь вырастить хорошего человека, трать на него в два раза больше времени и в два раза меньше денег». Это правило работает без осечек.

А в нашей сегодняшней книжной подборке истории о любимых игрушках, чтобы вдохновить на домашние сказки наших дорогих детей и родителей.

«Важные уроки» (Сюзен Кулидж)

Художник Д. Чалтыкьян. Серия "Заветная полка"
Художник Д. Чалтыкьян. Серия "Заветная полка"

В одном из рассказов этой книжки кукла путешествует со своей маленькой хозяйкой по Европе. Девочка кормит игрушку, заботится о ней, рассказывает о том, что видит вокруг, делится с ней бедами и тревогами. Хозяйка не выпускает куклу из рук даже во время тяжелой болезни и одиночества. Поэтому когда семья девочки благополучно возвращается домой, кукла занимает в доме почетное место. Это такая игрушка, которую передают по наследству из поколения в поколение.

«Лёвка, или История одной игрушки» (Андрей Бузуев)

Художник В. Акулич. Серия "Сказочный калейдоскоп"
Художник В. Акулич. Серия "Сказочный калейдоскоп"

Игрушечный лев Левка оказался не нужен своей маленькой хозяйке. У нее полно игрушек, но она занята своим компьютером, и совсем их не замечает. Левка бежит от такой жизни и после долгих исканий находит настоящего друга, с которым их ждут необыкновенные приключения.

«Сонины проказы» (Софи де Сегюр)

Художник Л. Одинцова. Серия "Заветная полка"
Художник Л. Одинцова. Серия "Заветная полка"

Соня – большая проказница, ее развлечения трудно назвать невинными. Однажды она получает в подарок чудесную восковую куклу и обращается с ней небрежно. Соня раздевает куклу, бросает ее там, где жарко, и кукольное личико портится от тепла. В конце концов, совершенно разочарованная ее неприглядным видом, маленькая хозяйка собирается устроить похороны ненужной, некрасивой игрушки. Это одно из самых пронзительных мест в книге, заплачет даже самое суровое сердце.

Роберт Миф «С любимыми игрушками (портрет сына)», 60×70 см., 2008 г. Источник: http://spbsh.ru/fellows/2298/#!prettyPhoto[gallery1]/8/
Роберт Миф «С любимыми игрушками (портрет сына)», 60×70 см., 2008 г. Источник: http://spbsh.ru/fellows/2298/#!prettyPhoto[gallery1]/8/