«Зимняя война» оказалась для СССР крайне тяжёлой как в военном плане, так и в идеологическом. Победа в итоге осталась за Советами, но за это Красная Армия заплатила жизнями почти трёхсот тысяч бойцов. При этом финские войска на начало войны не представляли собой грозной силы и были преимущественно пехотными. О битвах на земле говорилось уже не раз, сегодня же речь пойдёт о малочисленной авиации, которая как могла билась со «Сталинскими соколами».
Созданием собственных ВВС правительство Финляндии озадачилось лишь в 1936 году, когда был составлен пятилетний план по формированию истребительных и бомбардировочных эскадрилий. На начало войны у финнов имелось только 112 самолётов, среди которых числились британские бомбардировщики «Бристоль Бленхейм Мк.I» и нидерландские бипланы «Фоккер C.X».
Своеобразным бриллиантом в миниатюрной короне ВВС Финляндии были истребители «Фоккер D.XXI», производившиеся по лицензии с множеством финских доработок. Машина голландца Иржи Шацки не была прорывом в самолётостроении, например, на ней даже не убирались шасси, что в те годы было уже реализуемо, но являла собой крепкий, дешёвый и простой в производстве истребитель. Для Финляндии это был идеальный вариант.
Свою надёжность финские «Фоккеры» доказали в первые же дни войны. Именно на D.XXI капитан Эйно Луукканен первым сбил советский самолёт – бомбардировщик СБ-2. Это произошло 1 декабря 1939 года, на второй день Зимней войны.
Также на D.XXI летал самый известный финский ас Йорма Сарванто, который в одном бою умудрился сбить сразу шесть советских бомбардировщиков ДБ-3.
Однако и советские пилоты не отставали. Так, 29 февраля лейтенанты Яков Михин и Андрей Федотов на своих истребителях И-16, прозванных «Ишаками», вылетели на прикрытие группы устаревших «Чаек» И-153, переделанных в штурмовики и бомбардировщики. Им на перехват финны подняли сразу две истребительных группы на самолётах «Глостер Гладиатор» и «Фоккер D.XXI». Несмотря на численное превосходство врага советские истребители вступили в бой и одержали победу.
При поддержке штурмовиков Михин и Федотов сбили шесть «Гладиаторов» и один «Фоккер». Интересно. Что последний пилотировал ещё один финский ас Тату Гуганатти. Михин вступил с ним в противостояние и пошёл на врага в лоб. Финн дрогнул и отвернул первым, но Михин крылом своего И-16 отрубил киль самолёту противника. Неуправляемый «Фоккер» рухнул вниз, а Гуганатти даже не успел выпрыгнуть с парашютом. Михин же «на честном слове и одном крыле» продолжил бой и даже сумел вернуться на аэродром. Это был первый и единственный воздушный таран за всю Зимнюю войну. За него Михину предложили звание Героя СССР, но он счёл свой поступок недостаточным для столь высокого звания и командование ограничилось орденом Красного знамени.
Позволю себе тут отметить, что Яков Михин позже получит почётное звание аса и пройдёт всю Великую Отечественную войну. Его напарник по бою Андрей Федотов в 1943 будет удостоен звания Героя СССР, но погибнет в том же году, когда уже будучи командиром полка поведёт своих «Сталинских соколов» на врага.
Тем не менее, по истине «чёрный день» для ВВС Финляндии наступит 11 марта 1940 года, за два дня до окончания войны. Финская разведка обнаружит, что к Выборгу по льду движется крупная колонна советских сил – танки Т-26 тащили за собой бронесани с пехотой. Место для удара было идеальным, потому как на открытой местности противнику было негде укрыться.
В небо подняли всё, что оставалось в рабочем состоянии – 27 бомбардировщиков «Бленхейм» и полтора десятка «Фоккеров». Грозная армада уже заходила на цель, когда неожиданно самолёты прикрытия начали падать один за другим. Пилоты «Фоккеров» не сразу поняли, в какую засаду они попали.
Пока финны разбирали себе наземные цели к ним незамеченными подобрались советские «Ишаки» и атаковали со стороны солнца. Град свинца будто из ниоткуда обрушился на зазевавшегося врага, который в один миг из охотника превратился в жирную дичь. Пять полыхающих «Фоккеров» понеслись к земле уже после первого удара «Ишаков». Остальные получили тяжёлые ранения и сразу же вышли из боя, оставив на растерзание три десятка беззащитных бомбардировщиков.
От тотального геноцида «Бленхеймы» спасла лишь воинственный настрой других финского командования. Ожидая, что налёт на колонну априори закончится удачно, вдогонку к бомбардировщикам были отправлены старенькие бипланы, которые должны были добить пехоту из разгромленной советской колонны. Увидев новую угрозу для наземных сил пилоты «Ишаков» окончили преследование убегающих «Бленхеймов» и начали резню бипланов-штурмовиков.
Удивительно, но на этом тяжёлый день для финских пилотов не завершился. Когда группа выживших «Бленхеймов» уже была в нескольких километрах от дома пилоты увидели, что над родным аэродромом вьются клубы дыма. Пользуясь тем, что вся авиация финнов отправилась бить «коммуняк» да учить «русского Ивана» воевать, советские бомбардировщики СБ-3 перепахали вражескую взлётно-посадочную полосу. Кроме того, над аэродромом в ожидании недобитков кружили «Чайки».
У финских бомбардировщиков уже заканчивалось топливо и бежать им было некуда. Пилоты начали сажать свои самолёты кто как мог на перепаханную воронками взрывов землю. При этом их неустанно атаковали советские истребители. Так было уничтожено ещё пять вражеских «Бленхеймов», а остальные получили тяжёлые повреждения.
Так, буквально за один ВВС Финляндии были практически полностью выведены из войны, что несомненно повлияло на мирные переговоры, начавшиеся уже на следующий день.