Найти тему
Red Forge [Kinda Media]

«Неуязвимый» и «Сплит»: как «Стекло» объединило франшизу Шьямалана.

Уже вот вот состоится выход фильма «Стекло», который, неожиданно для всех, связал прошлые работы Шьямалана — «Неуязвимого» и «Сплита», в одну вселенную и решил собой поставить в ней жирную точку. Мы решили вспомнить обе картины из «стеклянной» вселенной этого режиссёра, рассказав: какие приёмы он использует в своих фильмах и какие проблемы в них поднимает. А также, порассуждаем на тему того: «а каким оно будет, это ваше «Стекло»?»

«Неуязвимый»

Данный фильм является первым в Шьямалановской трилогии. Это типичная, на первый взгляд, сага о борьбе добра со злом, но если вспомнить, что у руля стоит М.Найт Шьямалан, то ожидать обычной истории не приходится.

Нет, это не новые Неудержимые. Просто Мистер Стекло и Дэвид Данн идут на разборки.
Нет, это не новые Неудержимые. Просто Мистер Стекло и Дэвид Данн идут на разборки.

Ключевыми лицами в картине выступают Дэвид Данн — ничем непримечательный охранник на спортивном стадионе, оставивший прошлую карьеру в футболе из-за травмы, и Элайджа Прайс, a.k.a «Мистер стекло».

Мистер Стекло во всем его величие
Мистер Стекло во всем его величие

На протяжение всего фильма они выставляются спектрально противоположными друг другу: С одной стороны у нас Элайджа — крайне слабый в физическом плане человек, полагающийся только на свой гениальный ум, а с другой — Данн, который обладает неуязвимостью к любому физическому урону и телепатией, позволяющей ему видеть совершённые людьми поступки при физическом контакте.

«Я знаю, что ты делал этой ночью»
«Я знаю, что ты делал этой ночью»

Особенно стоит отметить то, что режиссёр делает акценты на ключевых для персонажей предметах и событиях, переворачивая их вверх тормашками, что крайне сильно цепляется за глаз зрителя, заставляя их заострить на этом своё внимание.

Первый комикс Элайджи Прайса, благодаря которому он в дальнейшем искал свою противоположность — своего врага.
Первый комикс Элайджи Прайса, благодаря которому он в дальнейшем искал свою противоположность — своего врага.

Одной из главных особенностей фильмов Шьямалана является его подход к раскрытию и представлению персонажей. На протяжение фильмы можно заметить то, какие ассоциации с Элайджой Прайсом проводит режиссёра.

Очень часто персонажа Самуэля Л. Джексона показывают в отражение стекла
Очень часто персонажа Самуэля Л. Джексона показывают в отражение стекла

Да что там — он ходит со стеклянной тростью, которою, в последствии, разбивает, падая с лестницы, из-за чего зритель всё больше ассоциирует его с именем «Мистер Стекло».

«Что этот Данн себе позволяет?»
«Что этот Данн себе позволяет?»

Данн же, большую часть фильма, предстаёт перед нами в форме охранника, что играет немалую роль в фильме. В начале, это преподносится, как нечто обыденное, просто униформа, не более. Но, по мере развития сюжета, когда он принимает себя и свою силу, данная форма становится чем-то большим.

Надпись «Охранник» на спине Дэвида больше не говорит о нём как об обычном служащем, он становится кем-то большим — героем, «охранником» человеческих жизней.
Надпись «Охранник» на спине Дэвида больше не говорит о нём как об обычном служащем, он становится кем-то большим — героем, «охранником» человеческих жизней.

Важным фактом является то, что фильм очень любит ссылаться на комиксовые тропы — персонажи в нем имеют свою строгую цветовую палитру.

Данн весь фильм в преобладающем зелёном цвете, в то время как «Стекляшка» красуется перед нами в фиолетовом.
Данн весь фильм в преобладающем зелёном цвете, в то время как «Стекляшка» красуется перед нами в фиолетовом.

Шьямалан раскрывает своих персонажей через преодоление себя и принятие реальности. На протяжение всего фильма, Данн, угнетаемый своей жизнью, не хочет и слышать о своей возможной уникальности. Однако, с развитием сюжета, он не только принимает своё настоящее, но и смиряется с прошлым, терзавшим его долгие годы.

В итоге, он превращается из зажатого в своём собственном мирке человека в настоящего героя, не страшащегося прийти на помощь неизвестным ему людям.
В итоге, он превращается из зажатого в своём собственном мирке человека в настоящего героя, не страшащегося прийти на помощь неизвестным ему людям.

Также, немало-важным толчком к изменениям в фильмах Шьямаланавыступают и сами герои. В данной картине, этим толчком является «Мистер стекло», который подталкивает Дэвида взглянуть на себя в новом свете и примерить роль того самого героя, которого так жаждет найти Элайджа.

«Сплит»

Настал черёд 2-го фильма «стеклянной» вселенной Шьямалана, коем стал «Сплит». В нем героями выступают: девушка Кейси Кук, Кевин Крамб, чьим телом овладели 23 личности (спойлер: чуть-чуть больше) и психиатр Карен Флетчер. Есть ещё 2 особы, но их имена нам не понадобятся, так как их роль в фильме — не более чем катализатор к действия главной героини. Правда, не всегда успешных.

Да и всех личностей Кевина нам не покажут. Познакомят лишь с четырьмя.
Да и всех личностей Кевина нам не покажут. Познакомят лишь с четырьмя.

Шьямалан не стал изменять себе, но решил помимо проблемы самоидентификации, взвалить на плечи фильма такие проблемы как: домашние насилие и непонимание обществом людей с психологическими расстройствами.

Кевин, главный антагонист ленты, подвергся расщеплению своего эго именно из-за домашнего насилия, жертвой которого стал в детстве. Это вылилось в 23 личности, с переменным успехом захватывающих тело владельца. Из всех личностей нам интересны лишь 3, которые образуют в фильме так называемую «Орду» — шайку фанатиков Зверя, 24-ой личности Кевина, о существовании которой они не знает, но верят в него .

Знакомьтесь, это Дэнис. Дэнис любит смотреть, как танцуют голые девочки и мечтает призвать Зверя в тело Кевина
Знакомьтесь, это Дэнис. Дэнис любит смотреть, как танцуют голые девочки и мечтает призвать Зверя в тело Кевина

Главный воздействующим на антагониста звеном выступает Карен Флетчер, психоаналитик, которая на протяжение фильма заставляет личности Кевинаповерить в свою уникальность, из-за недостатка которой они и пошли во все тяжки, вознамерившись принести в мир обычных людей ад и содомию. С переменным успехом, ей это удаётся, но воздействие личностей друг на друга почти свело все её потуги на нет.

А потом она умерла. Не благодарная эта профессия — быть психиатром у душевнобольных.
А потом она умерла. Не благодарная эта профессия — быть психиатром у душевнобольных.

Но какая же она, протагонистка? Кого Шьямалан противопоставит Кевину, с его «ордынским» скопищем личностей? Обычную девушку Кейси, которая не меньше нашего антагониста ощутила на себе всю жестокость насилия, исходящую от собственной семьи.

Играть Кейси явно училась у Кристен Стюарт из Сумерек.
Играть Кейси явно училась у Кристен Стюарт из Сумерек.

По сюжету, её и двух катализаторных персонажей (нет, к чёрту их имена!), Кевин похищает, дабы принести в жертву некому Зверю, который, судя по рассказам личностей: «вообще не человек, да и вообще, что вы ему сделаете — он Зверь?» — что уже даёт понять, что что-то в этом фильме нечисто.

Твое лицо, когда идешь призывать Зверя.
Твое лицо, когда идешь призывать Зверя.

В итоге, Зверь таки появляется, доказывая всем, что он не вымысел, ломая кости нашей старой доброй Карен (привет спойлеры. Хотя беспокоиться об этом уже поздно.) и поедая всех ненужных персонажей (Ладно, их зовут Клэр и Марша, совесть чиста).

Here's Johny!
Here's Johny!

Протагонистку Зверь не трогает, так как в детстве её дядя не брезговал прибегать к сексуальному насилию в отношение девочки, что оставило как психологические, так и физические травмы.

Зверю хватило того, что не один он в этом мире страдал, из-за чего Кейси остаётся в живых.
Зверю хватило того, что не один он в этом мире страдал, из-за чего Кейси остаётся в живых.

Можно ли сказать, что этим фильмом Шьямалан превзошёл все фильмы трилогии? На данный момент — да, пока не выйдет «Стекло». Первый фильм был куда лучше в исполнении, но важнее другое — то, какие проблемы режиссёр поднимает в картине. Именно за счёт них, картину можно назвать лучшей в серии на данный момент.

«Стекло»

Но что же до «Стекла»? Хоть фильм ещё не вышел, уже можно приблизительно сказать о том, что будет в фильме, и сделать предположения о том, какие приёмы использует Шьямалан в этот раз.

Трио героев. Или не героев?
Трио героев. Или не героев?

Начнём, пожалуй, с излюбленной темы Шьямалана: «А как на героев воздействовать?» — ответ, возможно, кроется в новоявленном психиатре героев Элли Стейпл (Если только Шьямалан вдруг не решит перевернуть свою же игру).

Причем разговаривать Элли, судя по трейлерам, будет со всеми главными героями фильма. Как в компашку психопатов попал Данн — не совсем ясно.
Причем разговаривать Элли, судя по трейлерам, будет со всеми главными героями фильма. Как в компашку психопатов попал Данн — не совсем ясно.

На данный момент, понятно не так много, но ясно одно — вселенная Шьямалана набрала максимальный оборот, и если раньше «Мистер Стекло» и Зверь не могли проявить себя в масштабе человечества, то возможно, на этот раз Найт выдаст им карт-бланш. Ведь что может быть круче шипучей смеси из Гения и безудержной мощи? Особенно интересно, как Данн, в гордом одиночестве, сможет этой силе противостоять?

Hulk Smash!
Hulk Smash!

Узнать ответы на эти вопросы вы сможете уже 17 января, а пока, мы крайне рекомендуем вам пересмотреть фильмы, о которых мы говорили ранее, чтобы быть полностью готовым к тому, что будет ждать вас в кинотеатрах!

Только вот критики разнесли «Стекло» в пух и прах.
Только вот критики разнесли «Стекло» в пух и прах.

За сим, мы откланиваемся и напоминаем вам подписываться на нашу группу Kinda Media, дабы стабильно получать свою порцию годноты!