В перечень преступлений, совершаемых в американской армии, добавились домашнее насилие (Domestic violence), секс между вербовщиком и кандидатом для поступления на военную службу, а также супружеская измена с лицом того же пола. В этом году за это еще никого не осудили.
С 1 января 2019 года вступили в силу многочисленные изменения Единого кодекса военной юстиции (Uniform Code of Military Justice (UCMJ) США. Кодекс содержит уголовно-правовые, процессуальные нормы и компетенции военных судов, порядок рассмотрения уголовных и дисциплинарных дел, определяет права военного командования по наложению взысканий на военнослужащих. С положениями Кодекса в обязательном порядке знакомят всех, поступающих на военную службу. Внесенные в Кодекс изменения готовились достаточно долго и считаются самыми значительными за все 60 лет с момента его создания.
Изменения в законодательстве отражают состояние общества, в котором это законодательство применяется. Какую картину показывают изменения в военном законодательстве США? Как изменения в законодательстве отразятся на военнослужащих? Итак, знакомимся с новыми правилами и новой, на этот раз – юридической - лексикой.
Секс как преступление
В новой редакции Кодекса наказание военнослужащих за секс с подчиненными увеличено с двух до пяти лет лишения свободы (confinement). Прямо запрещаются сексуальные отношения между кандидатами, поступающими на военную службу, и рекрутёрами, а также между инструкторами (drill sergeants) и обучающимися (trainees) при прохождении военной подготовки. В том числе и с добровольного согласия (consent) между ними. Законодатель полагает, что военнослужащие, которые находятся на «должностях, вызывающих особое доверие» (positions of special trust) (включая и офицеров, и сержантов), могут манипулировать своими подопечными.
Новая трактовка понятия «согласия» (Consent) при рассмотрении преступлений против сексуальной неприкосновенности личности позволяет теперь американским военным юристам отличить его от покорности, вследствие применения к жертве физического насилия, угрозы физического насилия и запугивания.
Изменилось определение понятия «сексуальный контакт». По новым правилам сексуальное насилие совершается только путем прикосновения к определенным участкам тела другого человека. Это позволит военнослужащим четко отличать сексуальные домогательства (sexual harassment) от сексуального насилия (sexual assault) и не переходить границ.
Действия обвиняемых в супружеской измене (adultery) военные юристы теперь называют «внебрачным половым поведением». Это включает в число предосудительных также и половые сношения с лицами того же пола, оральный секс и «другие действия» (other activities). Правда, вынесенное судом решение о раздельном проживании супругов стало обстоятельством, не позволяющим предъявить обвинение в супружеской неверности. Раньше этому могло помешать только оформление развода.
Против личности
Новые статьи Кодекса посвящены преследованиям и запугиванию (stalking), в том числе и через социальные сети (cyberstalking). Так называются любые действия, способные вызвать у жертвы страх за свою жизнь, безопасность или страх перед сексуальным насилием.
С нового года становятся уголовно-наказуемыми действия, призванные отомстить лицам, выступившим в качестве свидетелей, сообщившим о преступлениях, порче имущества (gross waste), случаях халатности (mismanagement) и злоупотребления служебным положением (abuse of authority). Защите подлежат и военнослужащие, обратившиеся к командованию с доверительными сообщениями (protected communication to authorities). Попытки оказать на них давление могут обернуться трехлетним тюремным сроком и увольнением со службы с лишением прав и привилегий (dishonorable discharge).
Насилие (моральное и физическое) в отношении супруга, сожителя (intimate partner) или их близких родственников стало квалифицироваться федеральным законодательством как преступление только с 1 января 2019 года. Поскольку в штате Висконсин за подобные деяния уже наказывают по закону штата, может случиться так, что некоторым военнослужащим придется нести за него двойное наказание.
Против собственности
В отдельную статью выведен состав преступления, заключающийся в хищении материальных ценностей с помощью банковской карты или других устройств доступа. Если ущерб от манипуляций с банковской картой составляет менее 1 тыс. долларов, ему грозит до 10 лет заключения. За хищение большей суммы могут дать до 15 лет. Кстати, по этой же статье наказывают за незаконное использование служебных проездных документов (карт).
Изменилось определение кражи со взломом (burglary). Теперь Кодекс рассматривает его как преодоление физического препятствия (breaking) и проникновение в любое здание или сооружение в любое время с намерением совершить любое преступление. Ранее определение ограничивалось преодолением физического препятствия и проникновением в дом другого человека в ночное время.
Моральный облик
От шести месяцев до года заключения, денежный штраф (forfeiture of pay) и увольнение со службы за недостойное поведение (a bad-conduct discharge) грозят любителям носить на груди незаслуженные награды. Причем, чем выше награда, тем суровее наказание
В кодекс внесены единые критерии для квалификации управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (driving under the influence (DUI). До 1 января максимально допустимое содержание алкоголя в крови военного водителя на территории военной базы определялось законодательством штата, в котором эта база расположена. Если база расположена на территории двух штатов, командир мог выбрать норму одного из штатов, не превышающую 0,1 промилле. Теперь в крови военного водителя, где бы он не находился, не должно быть более 0,08 промилле алкоголя.
В процессе
Больше прав получили американские военные прокуроры (military judges). Теперь они могут официально затребовать у провайдеров интернет-услуг, в том числе социальных сетей, содержание переписки пользователей, в том числе их он-лайн - сообщения. Военный прокурор сможет совершать следственные действия по делу, не дожидаясь его передачи в военный суд - поставить на прослушку телефон или запросить информацию (issue subpoenas).
По новым правилам потерпевший в результате любого преступления может давать показания в присутствии своего или государственного адвоката, а правом потерпевшего на защиту (в том числе услугами адвоката) могут воспользоваться его законные опекуны или представители в судебном заседании (a legal guardian or judge appointment representative).
В специальном военном суде (special court martial) обвиняемый по статьям, предусматривающим наказание в виде тюремного заключения на срок до 6 месяцев, не может, как прежде, выбирать между судом присяжных и рассмотрением дела судьей единолично. Форму суда будет определять правительство. К таким правонарушениям, например, относятся нахождение на службе в состоянии алкогольного опьянения и неуважительное отношение к сержантам.
Осужденные военнослужащие смогут получить так называемый сегментированный приговор, как это практикуется в федеральных судах для гражданских лиц. Теперь обвиняемый может просить о вынесении приговора либо судью, либо коллегию присяжных. Если приговор будет выносить судья, каждое преступление будет рассматриваться отдельно, и судья сам примет решение о сложении наказаний или поглощении.
Изменилась численность коллегии присяжных в специальном военном суде и высшем военном суде (general courts martial), а также количество голосов присяжных, необходимое для принятия решения. Численность коллегии в специальном военном суде увеличивается до 4, а в высшем военном суде – до 8 присяжных. Решение теперь принимается, если за него проголосуют три четверти присяжных.
Канал «Чужая армия» рассказывает о жизни иностранных военнослужащих. Поставьте «лайк», если вам интересна эта тема. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить интересную и полезную информацию.
Вам также может быть интересно:
Дисциплинарное наказание или суд?