Найти тему
Якорь

Европа катастрофически стареет. Приведём конкретные цифры

Проблема демографии в странах Европы, да не только в них, уже скоро перестанет являться проблемой социальной, а всё более и более станет проблемой экономической, спровоцировав кризис современной модели постиндустриальных государств, находящихся под контролем «транснациональных» корпораций.

И хотя, казалось бы, им, корпорациям, то есть современным конгломератам финансов и производств, те армии работников, стоящих у станка, что необходимы были прежде, более не требуются, во всяком случае в больших количествах, ведь роботизация идёт семимильными шагами и скоро большинство функций работника-исполнителя заменят умные и проворные роботы. Однако другой вопрос, а именно — проблема замедлившегося роста потребления становится всё более остро, ведь как бы мы не хорохорились, а создать жизнеспособную модель экономического роста (или хотя бы эффективного выживания) в том обществе, которое планомерно стареет и постепенно вымирает, невозможно в принципе. Иначе получится оксюморон — жизнеутверждающее вымирание.

И сколь бы не гордились иные страны увеличившейся продолжительностью жизни, само по себе это не решает проблему, а лишь несколько откидывает её, провоцируя накопление стареющего «демографического багажа» в тех обществах и странах о которых идёт речь.

Демографическую структуру многих стран, и в первую очередь стран Европы, необходимо «омолаживать». Это совершенно очевидный, банальный факт, который никто не оспаривает, а европейские политики даже пытаются претворять в жизнь весьма противоречивые и спорные порой «методики омолаживания». Методам, применяемым для сей задачи будет посвящено ещё немало статей на моём канале, пока же остановлюсь на том, чтоб зафиксировать нынешнее положение дел.

Средний возраст стран, находящихся в Старом Свете, причём как в Западной Европе, так и Восточной, увеличивается с каждым годом. Уже сейчас эта цифра выглядит пугающей. Самой старой и всё более «перестающей рожать» страной Европы является Германия. Средний возраст её граждан превысил уже 47 лет. Это очень, очень много. Наряду с ней катастрофическому старению подверглась Италия. Средний возраст её жителей приближается к сорока шести годам, а также Австрия, Хорватия и Венгрия. Их средний возраст около 44 лет.

Для сравнения средний возраст жителей Сирии и Пакистана – 23 года, Ирака – 21 год, Афганистана – 18 лет. В Африке же есть страны, где средний возраст составляет 16 лет.

Существуют ли в Европе страны, чьё демографическое самочувствие более удовлетворительно? Ответить на этот вопрос утвердительным образом довольно тяжело, можно лишь говорить об относительном демографическом благополучии некоторых стран, да и то лишь в сравнении с Германией и Австрией.

С большими оговорками в группу относительно благополучных можно включить Ирландию, где долгое время были запрещены аборты. Средний возраст её граждан составляет около 36 лет, Македонию (средний возраст её жителей около 37 лет), Словакию и Белоруссию (средний возраст граждан этих постсоциалистических республик составляет сейчас примерно 39 лет).

Можно ли говорить о том, что Россия, в нынешний период, находится в группе относительно благополучных в демографическом отношении стран? Ответ — и да и нет. Конечно, если сравнивать с той же Германией, то можно говорить, что у нас и рождаемость несколько выше и средний возраст наших граждан помоложе, что не может не радовать. На данный момент он составляет около 39 лет, то есть примерно столько же сколько у братьев-славян из Беларуси и Словакии.

И отчасти можно утешить себя тем, что наше общество пока не вышло из условного «детородного возраста», в то время как немецкое уже начинает из него безвозвратно выходить. Однако необходимо трезво глядеть в глаза реальности — рождаемость в нашей стране имела тенденцию к росту лишь в течении нескольких лет (в начале и в середине двухтысячных), когда немного наладилась жизнь после «шальных девяностых», в нынешний же момент перед нами зияет самая масштабная «демографическая яма», которую выкопали для нас старания «реформаторов», осуществлявших ту шоковую «терапию», которую мы вряд ли когда-нибудь позабудем.

Но на постсоветском пространстве, и в Европе вообще, в течении последних пяти лет появилась столь зияющий очаг «демографического бедствия», масштабы которого норовят превысить бедствие времён Великой Отечественной войны. Конечно же речь идёт об Украине.

Кошмар вымирания и исхода её жителей таков, что для оздоровления ситуации и средств-то придумать трудно, тем более, что никто их пока и не придумывает и не ищет, скорее наоборот — будто нарочно разгоняют жителей Украины в разные страны. И, что характерно — в основном молодых жителей. На Украине происходит нечто шоковое, но это уж точно не терапия.

Однако если в странах Западной Европы хотя бы на среднесрочную перспективу есть средства, на поддержание социальной системы, то Украине, как государству и как экономике, уже скоро буквально нечем будет поддерживать конструкцию пенсионной системы и системы здравоохранения. А дальше что? Что дальше???

Невозможно строить новую жизнь в обществе, где всё больше и больше дряхлых стариков. Это жестокая банальность, но она, к сожалению, верна, и ещё не раз прозвучит она в невесёлых разговорах о нашем общем демографическом будущем. Необходимо искать пути выхода из демографического тупика. В странах Европы пытаются найти выход при помощи «вливания свежей крови», выкачиваемой из стран востока и глобального юга. Иные стареющие страны предпринимают другие меры, но поднять наверх падающую демографическую кривую не удаётся пока никому из тех, кто пытается. В лучшем случае удаётся несколько «заморозить проблему».

Старение «глобального севера» продолжается, а к нему, мало-помалу начинают присоединяться страны, которые никак нельзя назвать ни глобальным севером, ни «золотым миллиардом». Тем эта огромная и сложная, продолжим детально и конкретно говорить о ней в следующих статьях. Подписывайтесь и пишите свои соображения по затронутым вопросам.