Три-четыре года назад представить, что на таком бизнес-форуме, как Гайдаровский, будет всерьез обсуждаться привлекательность инвестиций в образование было бы достаточно сложно. Сегодняшний завтрак – это обсуждение перспектив роста инвестиций и сегодня мы услышим людей, которые реально вложили в инфраструктуру образования, использовали новые подходы, сохранив при этом накопленный поколениями опыт специалистов - учителей, педагогов, которые воспитывают наших детей.
Я бы хотел обратить ваше внимание на те проблемы, которые давно находятся в зоне внимания нашей группы. Это кто и как должен и может инвестировать в образование, каковы эффективные инструменты инвестиций, где баланс между частными и государственными сегментами в образовании и должна ли здесь проходить какая-то четкая граница, кто более свободен в выборе ресурсов и методик: частные или государственные школы и что считать эквивалентом стандартам качества уровня образования, сравнивая частную и государственную школу.
По данным Минэкономразвития, последние 15 лет частные инвестиции в образование, конечно же, растут, но не теми темпами, которые нужны отрасли. Корпоративный сектор, как правило, вкладывается в высшее образование, там, где студенты близки к работодателям, или в какие-то социальные проекты.
Инвестиционных проектов в обучение, особенно в школьное и дополнительное образование, в стране практически нет. Я имею в виду инвестиционные проекты с точки зрения, когда мы инвестируем средства для повышения уровня и качества отрасли, и потом за счет этого возвращаем инвестиции. Таких механизмов нет и, наверное, присутствующие в зале сегодня со мной согласятся.
О частных школах
Как говорилось ранее, только 2% школ за последние 27 лет, когда стало разрешено в России строить частные школы, только 2% школ стали негосударственными, и то, это Москва, Питер и крупные экономические города. То есть, это уровень погрешности, а не результат. При этом, надо отметить, что частные образовательные центры дают достаточно высокое качество образования, и главное – в них хотят идти родители.
И на мой взгляд, это является точкой роста, потому что на стыке государственных гарантий и предпринимательской модели, жизнь ребенка и запросы семьи формируют требования к содержанию образования, иначе, прошу прощения, даже эти 2% не выжили бы. И здесь то, чего не хватает нашей традиционной школе, с учетом накопленных традиций, опыта педколлектива, все равно в фокусе внимания государственной школы находится единый государственный экзамен или восполнение государственного заказа, по которому считают парты за головами.
Частная школа имеет свои уникальные практики, имеет свои методики, очень быстро внедряет новые, включая цифровые, технологии - то, чего не хватает массовой школе. Но при этом, все эти практики и все эти методики не выходят в массу. Почему? Потому что нет единой системы работы частных образовательных организаций и центров, поэтому каждая школа является отдельной единицей, которая поддерживается отдельной командой. Наше предложение – попробовать объединить наши усилия, возможности и ресурсы.
О ПИФах
На наш взгляд, таким механизмом, возможно, мог бы стать закрытый паевой инвестиционный фонд, которые аккумулировал бы все наши практики, все наши ресурсы и все наши возможности. Мы решили бы таким образом ряд задач. Во-первых, ПИФы – очень понятные бизнесу и государству организации с понятным регулированием, созданные для длинных инвестиций. Второе – это позволило бы нам инвестировать в сеть образовательных учреждений и проектов, создавая траекторию развития ребенка, начиная от дошкольного возраста и заканчивая вузом, либо решая проблемы целых территорий. Третье – за счет централизации процессов, можно было бы многое просто оптимизировать, соответственно, это было бы эффективнее, и мы могли бы объединить практики и методики различных образовательных школ, большее количество позволило бы нам работать с большой датой и, возможно, ввести машинное обучение. И четвертое, но немаловажное – это позволило бы привлечь дополнительно небольшие компании инвесторов и даже частных инвесторов в нашу среду.
Поэтому надо воспользоваться этой возможностью, тем более, что сейчас идет демографический рост количества школьников и у нас есть такое небольшое окно возможностей, когда мы можем начать с чистого листа и привлечь регионы к софинансированию ОПЕКСов и покрытию текущих затрат, ведь у губернаторов тоже есть задача строить новые школы и содержать их, а денег на это не всегда хватает. И, поверьте, губернаторы, так же, как и мы, заинтересованы в развитии качества образования для детей, а не просто построить коробку из четырех стен, а губернаторы готов играть в долгую, поэтому возможны различные варианты сотрудничества – не только строительство школ с нуля, но и создание пристроек для учебно-лабораторных модулей, спортивных залов, пищеблоков и прочих помещений. Кстати, можно использовать для этого возможности отечественного производства, металлургии, которая сегодня из-за давления извне ищет новые пути на внутреннем рынке.
Основной мотив инвестиций в образование для бизнеса
Сегодня, как мы все уже убедились, невозможна монополия в области образования. Мы с коллегами убедились в том, что основным мотивом их инвестиций в образование не является получение прибыли. Основным мотивом является улучшение положения качества обучения детей, решение накопившихся проблем системы образования в отдельно взятых местах. То есть, при этом, никто не отменяет правило бизнеса о возврате инвестиций. Речь идет о том, что все готовы инвестировать в долгую перспективу, а для этого должны существовать простые и понятные механизмы.
Дорогие друзья, мы надеемся на честный и откровенный разговор, и я думаю, что объединение наших усилий приведет к результату.