Найти тему
Дугласовы Пихты

Греческое кино. Не Йоргосом Лантимосом единым.

В скором времени «The Favourite» Йоргоса Лантимоса наконец доберётся до российского проката. Но для него эта картина нетипичная. Если предыдущие его картины были яркими, а самое главное ещё и довольно известными широкой публике представителями так называемой «греческой странной волны» в кинематографе, то новый его фильм — комедия с историческим сеттингом. И картина бесспорно рекомендуется к просмотру всем небезразличным, но здесь мы вспомним именно о «странном» феномене современного кинематографа Греции.

Кадр из фильма «The Favourite»
Кадр из фильма «The Favourite»

Пусть Йоргос Лантимос и Афина Рахель Цангари являются, можно сказать, хедлайнерами «странной волны», но не только они создают её. Бабис Макридис — один из режиссёров, который слабо известен публике массовой, но всё-таки достойный внимания никак не меньше отмеченных выше людей. Его сатирическая драма «Pity» — практически не дошедший до зрителя в 2018 году фильм. А фильм меж тем занятный, наполнен всем тем, за что мы эту самую «греческую странную волну» и любим: чёрный сатирический юмор, потерянные герои, абсурдные диалоги и сцены, стерильные статичные кадры.

Фильм рассказывает о семье, в которой по неназванной причине мать оказывается в коме. Отец с сыном постоянно приходят её навещать, живут в скорбящем состоянии и окружены жалостью небезразличных. Но это заканчивается, и вскоре мать возвращается домой…

Это история о человеке, который может быть счастлив только, когда ему плохо. Когда она плачет. Когда его жалеют. В погоне за этим чувством главный герой начинает разрушать всё, что у него было. И, несмотря на мысль главного героя, что плач — единственное искреннее чувство, которое невозможно подделать, — именно слёзы в этом фильме по большей части искусственные.

Кадр из фильма «Pity»
Кадр из фильма «Pity»

Общим настроением в картине играет траурный «Requiem» Моцарта. Время от времени посреди фильма вклинивается игра сына на пианино с композицией «Piano Sonata No. 16», которая совершенно противоположна по настроению. Отец предотвращает это на корню со словами: Everyone will know how much we love you (говоря о своей жене в коме). Ведь иначе жалости не добиться.

Кадр из фильма «Pity»
Кадр из фильма «Pity»

Это не первый фильм Бабиса Макридиса — до этого был во многом абсурдистский «L». Свой талант к сценариям обоих фильмов, кстати, приложил Эфтимис Филиппоу, который, можно сказать, является правой рукой Йоргоса Лантимоса.

Сам Макридис отрицает, что в Греции складывается «греческая странная волна» в кинематографе и говорит, что всё это придумали критики. Но чтобы он не говорил, но определённые черты современного греческого кинематографа уже заложили далеко не в один фильм.

Подписывайтесь на нас, чтобы хорошее кино было ближе к вам — zen.yandex.ru/douglas_firs
Мы в Telegram — t.me/douglasfirs