Как же надоели все эти аналитики трендов, которые уже несколько лет угнетают наше сознание сторителлингами и нарративностью. Кажется, будто пиарщики и маркетологи всего мира вступили в какой-то финансовый кооператив, чтобы из воздуха создать метатренд для заработка денег и запугивания заказчиков. Из года в год они предсказывают тренды на следующий год и рефлексируют тренды за предыдущий, и каждый раз в топе оказываются сторителлинг и нарратив.
Коллеги, друзья, братья, опомнитесь! Тренду под названием «сторителлинг» уже несколько тысяч лет. Он появился с изобретением языка и никуда не исчезал. Греческая философия построена на диалогах и рассказах, где герои приходят к выводам, рассказывая друг другу различные истории. Любое искусство тоже построено на нарративах. Ветхозаветные и евангельские нарративы в своё время были уроками по сторителлингу для многих других религиозных, политических и философских течений. Кстати, откуда мы всё это знаем? Именно — из историй, которые в той или иной форме сохранились до наших дней или придумывались по пути. Вся наша цивилизация живет в рамках нарративов, каждый человек жил, живет и будет жить нарративами. Мы, наша реальность — набор историй, история — тоже набор историй. Нет историй — нет нас. Так кого вы собрались учить сторителлингу?
Ещё это, кажется, значит, что мы всегда умели рассказывать свои и слушать чужие истории. Соответственно, всегда были те, кто рассказывает истории чуть лучше других. Кому-то из этих людей везло, и к их историям начинали прислушиваться массы. Но вот на заре 2016 года нашей эры люди придумали курсы по сторителлингу. А с 2017 года сторителлинг начал становиться трендом будущего. Это же из серии ораторского мастерства, копирайтинга и так далее — можно научиться делать это чуть лучше, но всегда найдется тот, кто без курсов делает это намного лучше, быстрее и эффектнее. Пять процентов и вот это всё.
Это особая категория инклюзивного общества — умные люди, к примеру, талантливый оратор или успешный писатель, собирают обычных людей без таланта к ораторству или писательству, и за деньги учат их своему ремеслу — связно говорить, хорошо писать и красиво рассказывать истории. С тем же успехом можно собирать аутистов и учить их играть в переглядки. Всегда есть шанс, что один из аутистов в итоге сможет переглядеть другого. Подобная ситуация и на рынке маркетинга. Большинство маркетологов — своего рода аутисты по отношению к единицам талантливых маркетологов. Из-за чего эта серая масса пытается переглядеть друг друга, овладев искусством сторителлинга.
Часто всё это выглядит достаточно убого — просто посмотрите по сторонам. Но мне, наверное, стоит радоваться — они ведь формируют рынок для людей вроде меня, которые (судя по отзывам читателей моих текстов) умеют рассказывать истории. У таких умений нет ценности без большого рынка. Поэтому… Вперед, господа! Пора составить шаблон трендов на 2020 и уже набросать туда заветные три слова — нативность, сторителлинг, нарратив.
Автор: Артем Старостин
Подписаться на канал в Телеграме