Найти тему
Ола Арк

Богемская рапсодия

Мороз по коже пробежал много раз. Видела эту телефонную съемку несколько лет назад и вот опять. Какое счастье было бы в юности в таком поучаствовать! А не вспоминать с содроганием кошмарные и унылые "литературно-музыкальные композиции" на патриотическую тему, которыми нас травили и душили. Ведь отняли же детство, гады. А потом догоняй упущенное всю жизнь. Когда вот можно было так. Руководитель - герой, ангел, трудяга.
Кстати, вспомнила, как недавно слышала "самый массовый госпел-хор". Это был, к сожалению, кошмар и фейспалм до синяков. Чтобы человеки пели, их надо годами учить, растить в атмосфере творчества, раскованности, поддержки и интереса к музыке.
А набрать неподготовленных людей с улицы, надавать им сложных партий и слушать, как они рвут глотки зажатыми тембрами и фигачат мимо - мало доблести, а удовольствия совсем ноль.
И да, выплывает психологическая тема. Что пение - это любовь и свобода. Хотите - считайте это громкими словами. В натуральном физиологическом смысле свобода. Если человек покорежен и зажат - горло и пах, челюсть и плечи - как у большинства советских людей, выращенных в неестественной атмосфере запретов, насилия и подавления - то петь нормально невозможно. А на победу над зажимами уходят годы работы. Вернее, годы - для тех, кто смог их увидеть и осознать, и у кого хватило мотивации эти годы вложить в свое исцеление. А остальные так и живут. Хотя они тоже хотят петь, и даже как-то что-то могут - к сожалению, выправить искаженное гораздо труднее, чем изначально не ломать. Кроме того, всем и всегда надо "точить ухо". Непрерывно сосредотачиваться на своем звуке, уточнять и внутренне регулировать сложные психофизические процессы, которые в итоге позволяют взять и чисто попасть в ноту, а не сделать это криво и мимо. Как лучник должен каждый день тренироваться и сосредотачиваться, чтобы раз за разом стрелять точно в цель. Чуть поленился тренироваться - теряется форма. Как гимнастке надо каждый день тянуть свои шпагаты и регулярно "чистить" движения своего танца. Тело растет, оно каждый день немного стареет, обновляется, меняется, а поем и танцуем мы через тело. Поэтому нужно все время систему подправлять и подстраивать. И заодно непрерывно тренировать сугубо специфическое внутреннее внимание.
А уж когда людям нужна длительная многолетняя индивидуальная работа по элементарному обучению и преодолению многочисленных сложностей, просто схватить их и бросить в бой - это не дело и не результат в итоге.
И про любовь. Пение - это излучение огромной силы. И надо, чтобы было, что излучать. Если песня будоражит всё внутри - значит искусство происходит и любовь бьет лучом и фонтаном. Люди светятся.
А если петь _заставляют_ - как нас заставляли нестройно мычать какие-нибудь мерзкие лживые патриотические и строевые песни - то будет мертвяк. И нормальные дети будут не сливаться в неподдельном, искреннем, сверкающем экстазе, а кидать жеванные бумажки, совать мусор друг другу в карманы, подкладывать кнопки, ржать лошадьми и будет им все "как об стенку горох".
Посмотрите, какая в норме должна быть молодежь. Свободная, красивая, без напомаженности и натянутости. Ничего не срежиссировано. Никаких специальных костюмов и напряженного стояния в строю. Берется многоголосная музыка, которая им нравится, при этом достаточно сложная, мелодичная и яркая. И происходит ее естественное переживание. Они просто поют, светят и искрятся истинной красотой. Попутно поправляют волосы, смеются, кто-то почесывается, кто-то обнимается - они никак не работают на камеру. Это просто их жизнь. Счастливая и настоящая.

UPD 1:

Никто ж не мог подумать, что в самом великолепном и радостном видео с поющими Богемскую Рапсодию детьми можно увидеть негатив? Что в этом пении можно найти что-то плохое? Ан нет, есть человек, который смог.
Из комментов:
«Свобода от зажимов и пение - не единственная ценность в этом мире. От каждой страны по ценности в общую копилку - и миру будет всего хватать. А если все будут только прокалывать носы, потреблять Интернет и красиво петь - ценность в сознании общества будет только одна. И ни к чему хорошему это не приведёт.. Хотя к этому все уже и катится. К красивому, свободному и беззаботному пению на корабле умножающегося безумия и зла... Пс. Boo!»

Итак, что я имею сказать. Комментарий этот - концентрат передергиваний и ложных выводов. Психически здоровые и нетравмированные люди строят вокруг себя в тысячу раз более здоровый мир. И только больное и покореженое сознание хочет обязательно распространять вокруг себя тюрьму.
Еще: ставить в один ряд «красиво петь», «прокалывать носы» и «потреблять интернет» можно либо по большой глупости, либо целях манипуляции. Это три вещи совершенно разного ряда. Красиво петь - это культура плюс свобода. Притом, самом конструктивном и счастливом проявлении.
Прокалывать носы - самоповреждение, обычно ради болезненного самоутверждения. Когда подростки вырастают, они хотят вырваться из долгой несвободы и получить внимание, если им его с детства хронически недодавали. Это несколько болезненное явление, но оно же и часть нормального подросткового бунта.
А интернет - это нейтральное явление, каналы и потоки информации. Информация вот бывает уже окрашена. Но она - отражение мира. Это мир надо выправлять, улучшать вокруг себя, а не на информационное зеркало пенять. С таким же успехом можно хотеть «собрать бы книги все, да сжечь». Или запретить речь. Но на коммуникации построена наша цивилизация - и она у нас информационная. Не будет этих каналов - будет телепатия. И тоже найдутся желающие ослепить, оскопить, запретить. А в комменте развернут настоящий манифест ретрограда.
PS: На Титанике тоже плясали. Да ужас ведь! Плясали! Если бы ругались и друг друга мучили и истязали - тогда бы не потонули, да ведь? Вообще, подмена причин - это такое мышление очень особое, шизофренично-магичное. То есть человек не видит, не хочет видеть истинных причин того, что люди вокруг несчастны (например, диктатура, насилие, власть подлых, жестоких, неумных, но хитрых и параноидальных людей), а нападает на первое яркое, что перед глазами маячит - тех, кто одет не так, национальности не той, а может не той сексуальной ориентации. Кто поет, творит и танцует, невзирая на подавление, кто животных спасает или природу. То есть тупо агрессию сливает куда попало. Это очень выгодно тем, кто создает и поддерживает систему уничтожения, унижения и круговой поруки. Огонь ярости недалеких людей направлен куда угодно, но не на истинные причины и их носителей.

-2

UPD 2:

Еще один «умный» коммент на Богемскую рапсодию. Но поднимает довольно фундаментальный вопрос.

«Не, я согласен с аффтаром каммента. Развлечение остается развлечением, даже несмотря на уйму затраченного на него труда, не только пение - ещё воздушная акробатика и чё там ещё в цирке бывает....
Но это остается развлекаловкой. Пускай самой ценной среди других развлекаловок. Пускай даже самой трудоемкой. Но никакой фундаментальной, или даже обыденной ценности (ценность применительно к обычной повседневной жизни) оная развлекаловка от этого не приобретает.
«Красиво петь», «прокалывать носы» и «потреблять интернет» именно это и объединяет. То, что всё это относится к развлечениям.
Ещё Крылова сюда же, с попрыгуньей-стрекозой. Там пение и танец приведены в качестве примера классической развлекаловки. Абсолютно непродуктивной, но! Дающей возможность получить эмоции. Не из обычной жизни, а из развлекаловки, из синтетических конструкций.
Это уже новый аспект - жизнь в реальном мире но с получением нужных эмоций не от реальных взаимоотношений и деятельности, а от обращения к синтетическим конструкциям. Можно рассмотреть подробнее, очень интересны последствия, но писать долго.
Детям внушается, что развлечение и есть фундаментальная ценность - вот, наверно, это и была мысль аффтара».

Мой ответ.
А что вы считаете важным? Купи-продай? Котлованы-асфальт-пластик вместо природы? Вырастить и кроваво убить корову? Быть военным и убивать людей? Охранять тюрьмы? (В широком смысле тоже).
А не кажется ли вам, что вся человеческая материальная деятельность не имеет смысла и наносит ущерб планете?
Вырастить детей? Это последняя видимость смысла для тех, кто не придумал, что он тут делает и зачем - просто размножиться и скинуть на следующие поколения решение нерешаемого. Просто увеличить количество тех, кто разрушает планету и опять не знает, куда себя приткнуть и зачем он тут множит мусор и несчастья. Единственное, что имеет смысл в человеческой жизни - это нематериальное. Работа духа, мысли и эмоций. То есть наука, искусство, философия, познание человека и самого себя. Притом, тем осмысленнее, чем абстрактнее применение. Не наука, чтобы сделать очередные машины разрушения, не искусство-попс, чтобы одурманить электорат и превратить его в чернь, не философия как инструмент власти, чтобы быстро колебаться с линией партии и на ходу оправдывать правителей и диктаторов - а работа ради познания и красоты в сверхземном смысле. И вот с этой стороны если глянуть, то детская игра часто имеет больше смысла, чем работа военного завода. Поиск и рост, познание человеческой психики через искусство и наблюдение за тонким имеет больше смысла, чем хождение строем и управление магазинными сетями. Вполне возможно, занятые поиском и реальным движением вглубь - это единицы в массе, притом, не самые известные, и не в бархате и стразах. Но ради этих проявлений вертится все остальное. Еще часть этого - уроки, связанные с отношениями между людьми и с самим собой. Общим словом наверное это называется психология, может быть еще самонаблюдение. Остальное - в основном только обслуживание тела, животных инстинктов, алчности, иерархии и бессмысленный бег на месте.

-3

UPD 3:

Тут комментатор, было дело, возмутился тем, как детки пели Богемскую рапсодию. Пишет снова с фонтаном эмоций с искристыми матюгами. Потом выдыхает и чуть растолковывает ход своих мыслей.
«- Свобода от зажимов и красивое пение - не единственная ценность в этом мире. Ценность свободы и например пения - это мало... это дико мало. Мир канет к чертям. И в совке были ценности, человеческие. Которые уже разрушены. И нельзя неким пением или фильмами и чем угодно, впечатлившись красотой процесса, противопоставлять одно время другому.
Все уже и катится к красивому, свободному и беззаботному пению на корабле умножающегося безумия и зла».
Дальше он пишет, что «в наше время» лежачего благородно не били, а щас бьют и селфи снимают, щас носы прокалывают, в общем, мир катится в пропасть. Не могу найти эти комменты, удалил он их, что ли.
В общем, смысл сводится к давнему философскому спору о пределах допустимой для человека свободы. Человека разумного? Или неразумного? Вот в чем нюанс.
Сразу замечу - одно время другому я не противопоставляю, по крайней мере, в парадигме черное-белое. Я написала что-то вроде «Мы тоже в детстве могли бы петь прекрасное, а не мямлить из-под палки марши и лживую ура-патриотическую фигню. Ведь отняли же детство, суки». Кто читает меня дольше, знает, что я вообще-то очень уважаю шедевры советской песни, лучшие образцы советского дизайна, архитектуры, кино и много еще. И не склонна к огульности.
Но заявить, что вообще свобода вредна, а искусство бесмысленно и неценно, и сделать это, встав посреди людей, для которых эти явления - смысл жизни - по меньшей мере глупость. Это примерно сравняться с героем юморески Аркадия Райкина.
https://youtu.be/WVMolYlx-h8?t=3m21s
Оттолкнувшись от этого конфликта хочется покопаться в системе восприятия, где музыка - туфта, любые человеческие искусства - вовсе не главное в жизни, а свобода обязательно приводит к распущенности, вседозволенности и катастрофе.
Вот что я думаю.
У людей, искалеченных тоталитаризмом, деспотией, хождением строем, воспитательским и родительским насилием, свобода ассоциируется исключительно с «гуляй-бей-жги-сри в рояль». Обязательно с наркотой, сексуальным беспределом, шрамированием частей тела и неповиновением общественным нормам. Общество давно это поняло и канализирует пену через специально выделенные русла - мероприятия, места и дни, на которых поддерживается атмосфера «надраться, орать, валяться в грязи и бабахать петардами». А потом умыться, ссутулиться и снова пойти тянуть лямку на ненавистной работе и учебе.
Мне кажется, повторюсь, что всё это - болезненные реакции травмированного подавлением сознания, которое с грохотом и треском пытается вырваться из-под пресса. И делает это деструктивным, самокалечащим образом.
Зависимости же - вообще общеизвестное прибежище травматиков. Человек, которому интересно жить, не будет искать утешения в искусственных нарко-радостях. Максимум - попробует и бросит. Но если в жизни нет ничего осмысленного, а происходит только нечто вызывающее непрерывное внутреннее сопротивление - человек ищет, куда сбежать. И сбегает - в наркоманию, игроманию, алкоголизм, суицид, болезнь, войнушку и так далее. (Тут щас прибегут объяснять, что человек вообще склонен к наркомании просто так, без причины. Оставим без ответа, тут нужны исследования, подсчет, сколько их - сторчавшихся совсем без причины, и не скрывают ли они какую тайную причину. Общее ощущение, что отклонения всегда есть, но они не правило).
Зато здоровое, неуродованное сознание стремится в первую очередь к счастью, творчеству и красоте. И свободу будет использовать для них. И если счастье еще можно с натяжкой трактовать как сытость-материальную устроенность-сексуальную удовлетворенность, то остальное - уже «лишние» проявления, не имеющие твердой привязки к материальному носителю.
Точнее, влечение к материальному носителю красоты и к самой красоте - разные влечения. И если есть искусства вроде архитектуры, где носитель абсолютно необходим на нашем уровне существования материи, то есть и те, где люди оперируют чистой информацией.
Произведение одно и то же - будь оно на упакованном в золото диске с автографом любимого автора, или в скачанном в интернете файле. К упаковке испытывают влечение лишь люди, привязанные к внешним материальным атрибутам. Ценности же давно сменились. Они сдвинулись в сторону нематериального. И всегда туда хотят сдвинуться. Стоит только человека и человечество перестать терзать голодом, войной, подавлением, борьбой, зарабатыванием денег ненавистными и неправильными работами, страхом, насилием, неудовлетворенными материальными желаниями - так оно начинает философствовать, рисовать и танцевать.
Только сначала вязнет в осознании и изживании своих травм. На этом тернистом пути можно надолго застрять, но он преодолим. И дальше уже не о травмах наши танцы, песни и картины.
Мне видится возможность описать иерархию ценностей человеческой жизни как похожую на устройство растения.
У человека есть корни (обеспечение потребностей физического тела), стебель (профессия, семья, общественные связи), листья (эмоции, чувства) - и цветы! Бесполезные, нежные, хрупкие и избыточные цветы! Это проявления творчества. В любом жанре, в любом направлении. Можно выжить, просуществовать без цветов - когда условия крайне тяжелы. Но как только хоть чуть-чуть хватает энергии - цветы появляются и становятся естественным венцом существования!
Растение отомрет и цветок засохнет. Но останется единственное - семена, которые сформировались посредством цветения. Для будущих жизней только они имеют ценность, только они сохранны. Все остальное, увы, суета и тлен.
Поэтому самое с точки зрения этого комментатора бессмысленное во всем происходящем - на деле и есть единственное осмысленное. Но произрасти оно может только когда всё остальное хоть как-то состоялось и более-менее преодолено.
И еще. Цветы - это индикатор того, что жизнь идет, и она побеждает, хотя бы локально на отдельных участках. Если среди жуткого дерьма, войны и пропаганды появляются люди, которые творят и создают - значит они смогли пробиться через асфальт и расцвести. Даже ценой, которая многим кажется непомерной. Поэтому столько радости, когда видишь их.
Да, и еще уточню. В творчестве (философии, осмыслении мира) тоже есть свои корни-стебли-листья-цветы. Цветок тут - нематериальное, ускользающая красота, абсолютная идея. Материал для ее воплощения - символы, сюжеты, образы, слова, картинки, ноты - ствол. А корни - это сугубо физические предметы и ценности, необходимые для того, чтобы снять кино, изваять статую, сыграть песню. Рояль, кинокамера, резец и мрамор, мастерская, здание цирка или филармонии.
Кстати, под маркой творчества и искусства часто подаются одурманивающие товары рынка душевных услуг. И этот факт дает богатое поле для передергиваний. С наслаждением демагоги ставят на одну доску настоящие искренние произведения, не обязательно гениальные - и сварганенный на потребу отупляющий товар. Притом, дело не в жанрах и даже не в социальных слоях, потребляющих тот или иной продукт. А в том, отупляет это или пробуждает конкретного индивидуума. Отличить очень трудно, да и в разных ситуациях одно и то же произведение играет разную роль. Пожалуй, для меня имеет значение, что испытывает сам автор, создавая и исполняя свое произведение. Если тошноту и отвращение - то произведение его - яд. Если восторг и неподдельный творческий подъем - то оно способно принести пользу. Даже в низком жанре, даже вовсе не гениальное, а вообще ученическое. Отдельный вопрос - кому, в каких масштабах, где оно уместно. Вдохновение - не индульгенция для графомана. Но это уже следующий вопрос.

Картина Dino Valls Retablo Grávido
Картина Dino Valls Retablo Grávido