Найти в Дзене
Астрономия & Космос

Советская лунная пилотируемая программа

Оглавление
Советский космонавт на Луне в представлении художника
Советский космонавт на Луне в представлении художника

Все мы знаем, что одержав победу на большинстве космических фронтов, СССР не смог сделать это в лунной гонке с США. Сейчас я бы хотел в общих чертах рассказать вам о советских планах покорения Луны, которые были не менее амбициозные и интересные, чем у NASA.

Зачем СССР нужно было на Луну?

Очевидный ответ на этот вопрос - победа в "лунной гонке". Как нам известно, СССР стало первым государством, запустившим в космос первый спутник, первых, побывавших на орбите Земли, живых существ, в том числе и человека, посадило на Луну первого зонда и первый планетоход.

Почтовый конверт, выпуск которого посвящён первой фотографии обратной стороны Луны, сделанной советским зондом Луна-3
Почтовый конверт, выпуск которого посвящён первой фотографии обратной стороны Луны, сделанной советским зондом Луна-3

Не удивительно, что в NASA во что бы то ни стало хотели догнать своего конкурента и самым очевидным для достижения этой цели способом была высадка людей на другое небесное тело. В Советском Союзе тоже понимали, что США постараются стать первыми хотя бы здесь и не хотели этого допустить. Интересным фактом является то, что президент США Джон Кеннеди предлагал Никите Хрущёву осуществить совместную лунную экспедицию СССР и США, однако первые отказались, под предлогом нежелания выдачи своих космических наработок другому государству. Тогда в 1964 году, уже конкретно отставая в этом от NASA, правительство утвердило лунную пилотируемую программу, состоящую из двух параллельно ведущихся программ: облёт Луны и посадка на Луну.

Лунный орбитальный корабль

Для доставки астронавтов к Луне в США использовали космический корабль "Аполлон", а для спуска на поверхность Луны специальный лунный модуль. В СССР общая схема была такая же.

ЛЗ - корабль, состоящий из орбитального модуля Союз 7К-ЛОК и лунного корабля
ЛЗ - корабль, состоящий из орбитального модуля Союз 7К-ЛОК и лунного корабля

Для доставки космонавтов к Луне планировали использовать межпланетный космический корабль Союз 7К-ЛОК, а для посадки на Луну должен был использоваться лунный корабль. Оба модуля соединялись в один общий корабль под названием ЛЗ, который имел дополнительный двигатель для разгона и торможения у Луны.

Союз 7К-ЛОК
Союз 7К-ЛОК

Несмотря на похожую схему работы, ЛЗ сильно отличалось от американского корабля состоящего из «Аполлона» и лунного модуля. Неудобством ЛЗ является то, что для перехода в лунный корабль из орбитального модуля, космонавт должен был выйти в открытый космос и перебраться в него в ручную, в то время как американские орбитальный и лунный модуль представляли из себя полноценный соединённый корабль, в котором спокойно можно было перемещаться из одного модуля в другой, не покидая при это корабль.

Лунный корабль
Лунный корабль

Ещё одним отличием от американских "Аполлонов" было сокращения экипажа с 3-ёх до 2-ух человек. Один космонавт должен был остаться на орбите Луны в Союзе 7К-ЛОК, а другой в одиночку спускаться на поверхность Луны в лунном корабле. Психологическая подготовка у такого космонавта должна была быть на высочайшем уровне. Представьте себя абсолютно одного на Луне. Связано это с тем, что лунный корабль был почти в два с половиной раза меньше американского лунного модуля и два человека туда бы просто не поместились.

Сравнение американского лунного модуля и советского лунного корабля
Сравнение американского лунного модуля и советского лунного корабля

Наверняка вы могли подумать, что эти аппараты так и остались на бумаге в стадии разработки? Но нет. Упрощённая версия Союза 7К-ЛОК побывала на орбите Земли один раз, с помощью ракеты-носителя УР500К "Протон", а лунный корабль был в космосе на орбите Земли три раза, однако, когда лунный корабль впервые отправился на орбиту Земли, американцы уже два раза побывали на Луне в рамках экспедиций "Аполлон-11" и "Аполлон-12". Лунные корабли запускались на ракетах "Союз-Л". По выполнению этих полётов, ЛК показал себя с лучшей стороны и даже было принято решение, что он готов для пилотируемых полётов. Долететь до Луны - можем. Сесть - тоже можем. А как выйти на её поверхность?

Скафандр "Кречет"

"Кречет" - советский скафандр для высадки на Луну
"Кречет" - советский скафандр для высадки на Луну

В США для выхода в открытый космос на станции "Скайлэб" и для прогулок по Луне использовался скафандр A7L. В СССР же разрабатывали собственный скафандр, который получил название "Кречет". Кстати стоит отметить, что это единственная наработка советской лунной программы, которая получила продолжение, в результате которого появился современный скафандр "Орлан", использующий в данный момент космонавтами на МКС для выхода в открытый космос.

"Орлан" - современный скафандр, использующийся на МКС
"Орлан" - современный скафандр, использующийся на МКС

Причиной того, что именно разработке скафандра уделили наибольшее внимание стал тот факт, что несмотря на победу США в лунной гонке, СССР всё ещё оставался безусловным лидером в области развития космических орбитальных станций, а как раз на них скафандр нужен как никогда для выхода в открытый космос.

"Кречет" являлся полужёстким скафандром. Это говорит о том, что его не одевали, а "входили" в него, через специальную дверцу на спине. Это обеспечивало максимальную безопасность человека на Луне. Также очевидно, что в скафандр входило огромное количество функций, обеспечивающих как жизнедеятельность, так и работоспособность космонавта на Луне. Так, к примеру, на поясе скафандра находился специальный "обруч", который позволял бы упавшему на спину космонавту перевернуться на живот и благополучно встать на ноги, ведь как мы помним советский космонавт должен был быть на Луне один и помочь ему никто не мог. Скафандр разрабатывался для 10-часового нахождения человека на поверхности Луны, а также для аварийного 5-километрового перехода космонавта к резервному кораблю, который в случае невозможности ЛК, на котором была совершена посадка, взлететь, должен был приземлиться на Луну в радиусе 5-км от ЛК. Кроме того, "Кречет" имел даже собственную систему радиосвязи на этот случай.

Американский скафандр A7L и советский "Кречет"
Американский скафандр A7L и советский "Кречет"

Обобщая выше сказанное, можно смело сказать, что скафандр для полёта к Луне в СССР был готов на 100%. И тут, если вы дочитали до этого момента, вы могли задаться вопросом: "а чего не слетали то к Луне?". Особо внимательные могли заметить, что я не упоминал ещё один важный фактор для полёта на Луну, который и стал своеобразным камнем преткновения в лунной пилотируемой программе СССР.

Ракета-носитель

Для взлёта с Земли в Советском Союзе конструировали специальную пятиступенчатую ракету-носитель сверхтяжёлого класса Н-1. Всего на ракете было установлено 44 двигателя различных классов, 30 из которых были на первой ступени, 8 на второй, 4 на третьей и по 1 на четвёртой и пятой ступени. У американского "Сатурна-5" было всего 3 ступени и 11 двигателей. Однако количество двигателей не давало преимущества перед американской ракетой. Н-1 могла выводить на низкую околоземную орбиту 110 тонн полезной нагрузки, а "Сатурн-5" 144 тонны. К Луне советская разработка была в состоянии доставить 34 тонны груза, а американская 47 тонн.

Н-1 на стартовом столе и в процессе подготовки к запуску
Н-1 на стартовом столе и в процессе подготовки к запуску

Все данные по этому проекту были строго засекречены и открыты для людей только в 1989 году. На самом деле ракету начали разрабатывать ещё до "лунной гонки" для выведения тяжёлых модулей орбитальных станций в космос и по возможности межпланетного корабля для полётов к Марсу и Венере. Разработка велась по руководством Сергея Королёва, а после его кончины под руководством Василия Мишина.

Слева - «Сатурн-5, справа - Н-1, а посередине - человек
Слева - «Сатурн-5, справа - Н-1, а посередине - человек

К сожалению, именно недоработки в ракете-носителе не дали СССР возможности отправится к Луне. За 4 испытательных полёта максимальная высота, которую смогла достичь Н-1 была всего 40 километров. Слишком сложная система соединения и работы такого огромного числа двигателей создавала вечные проблемы и сбои в их работе. После четвёртого неудачного запуска, проект Н-1 был свёрнут, как и советская лунная программа.

Выводы

Советский Союз мог стать второй нацией мира, доставившей человека на Луну. Для того чтобы стать первой - руководство СССР слишком поздно спохватилось. Однако именно тот факт, что кто-то уже там побывал, провёл исследования и одержал символическую победу в "лунной гонке" мог отбить желание правящих кругов СССР продолжить путь к Луне, хотя все возможности, как мы выяснили, у государства для этого были. Тем не менее стоит отдать должное тем людям, которые вели разработки для этой программы. Возможно в будущем эти наработки помогут нынешней российской космической отрасли сделать шаг вперёд от уже обыденных для человечества запусков спутников на орбиту Земли и доставки кораблей к МКС.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене и в Телеграме @astrocosmos и рассказывай о нём друзьям. Вас ждёт ещё много интересного. Оригинал моей статьи написанной несколько месяцев назад на другом сервисе: https://telegra.ph/Sovetskaya-lunnaya-pilotiruemaya-programma-11-18