Найти в Дзене
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Как определить квалификацию шамана

Рисунки на внешней стороне тюнгура - шаманского бубна - разделяются на три части в соответствии с трехчастной моделью Вселенной (о строении бубна я писала в заметках "Иконостас как средство передвижения" и "Куда складывают души"). Вверху на левой стороне помещается солнце, именуемое матерью, на правой – луна, именуемая отцом. Такое положение отображает летнее расположение светил, поскольку зимой небо замерзает, и пробиться на него может только очень могучий кам, имеющий несколько покровителей (его называют утку кам, родовитый шаман). Рисунки Ориона (Трех Маралух), Полярной звезды (Небесной Коновязи) и других звезд имеют не только культовое значение, но и помогают каму ориентироваться на небе во время путешествия к Ульгеню (об алтайском пантеоне я писала в заметке "Огонь - мать всех людей"). В верхней же части помещаются рисунки бура, главных помощников при камлании. Обычно под небесной сферой идет ломаная линия, символизирующая землю с ее горами, под ней находятся персонажи

Рисунки на внешней стороне тюнгура - шаманского бубна - разделяются на три части в соответствии с трехчастной моделью Вселенной (о строении бубна я писала в заметках "Иконостас как средство передвижения" и "Куда складывают души").

Вверху на левой стороне помещается солнце, именуемое матерью, на правой – луна, именуемая отцом. Такое положение отображает летнее расположение светил, поскольку зимой небо замерзает, и пробиться на него может только очень могучий кам, имеющий несколько покровителей (его называют утку кам, родовитый шаман).

-2

Рисунки Ориона (Трех Маралух), Полярной звезды (Небесной Коновязи) и других звезд имеют не только культовое значение, но и помогают каму ориентироваться на небе во время путешествия к Ульгеню (об алтайском пантеоне я писала в заметке "Огонь - мать всех людей").

-3

В верхней же части помещаются рисунки бура, главных помощников при камлании.

Обычно под небесной сферой идет ломаная линия, символизирующая землю с ее горами, под ней находятся персонажи подземного мира, а духи, населяющие землю, размещаются над полосой, но ниже небесных светил. Четкой границы между ними нет.

-4

В верхней половине бубна изображается богатая береза (бай кайынг), символ Мирового древа. Там же находится сабыр – Книга жизни, в которой записаны судьбы всех людей. Часто на бубне нарисован беркут Ульгеня, который выполняет функции помощника Кама, поднося брагу (абырткы) духу и унося домой туес, в которой брага находилась.

-5

Кроме того, на бубне изображаются маленькие тюнгуры в виде кружков, их количество обозначает число духов-покровителей шаманов и, следовательно, отражает индивидуальную квалификацию, силу шамана.

-6

Также присутствует изображение озо кама – духа-покровителя владельца бубна, отражающее канонизацию наиболее знаменитых камов.

И это только о верхней половине рисунков. О нижней напишу следующий раз

По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима