Эстетика есть чувственное восприятие мира. Слово это взято у греков. В частности Аристотель ясно и очень точно использует слово эстетика именно в этом смысле, справедливо описывая роль чувственного восприятия в жизни человека в самом начале "Метафизики". Он проницательно заметил, что в основе любого сложного понятия лежит единичное знание, получаемое человеком исключительно через органы чувств или, говоря современными терминами, через рецепторы. Весьма впечатляюще для человека не имеющего доступ к современным методам изучения мозга.
Для чувственного познания окружающего мира эволюция за 3,5 миллиарда лет выработала в человеке более 20 рецепторов. Эти рецепторы являются единственным источником информации с которой работает мозг. Иные источники информации науке сегодня неизвестны. Однако некоторые сапиенсы продвинулись намного дальше любых наук и говорят, что черпают информацию прямо из космоса. А некоторые даже уверяют, что они ее там же и хранят!
В быту словом "эстетика" многие называют впечатления, связанные с предметами искусства или красивыми предметами. Это справедливо, поскольку предметы искусства также как и окружающая среда являются источником чувственных впечатлений, да еще каких! Еще Пушкин заметил как-то, что "..одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия". Чем подчеркнул, что предметы искусства могут приносить еще большие чувственные впечатления чем жизнь. Это справедливо и мы разберем причины этого явления.
Следующее суждение тривиальное сейчас, в свое время далось мне не сразу. Оно звучит так: Не существует отдельных рецепторов для восприятия искусства и не искусства.
Непрерывно днем и ночью и в любых обстоятельствах, рецепторы зрения, слуха, обоняния, осязания, ускорения и прочие рецепторы генерируют сигналы и подают их в мозг. Зачем? Ну конечно же не затем, чтобы доставлять мозгу абстрактные радости или горести от созерцания живописи, прослушивания ноктюрнов Шопена или пронюхивания вина от Гайя или Черетто. Все гораздо серьезнее и приземленнее: сигналы от рецепторов являются первичным данными для того, чтобы мозг принимал решение о поведении организма со следующими целями: поиск пищи, обеспечения условий размножения, избегания опасностей для жизни, поиск новой информации и решения проблем конкуренции.
Если обобщить еще более, то мозг непрерывно занят только двумя большими целями: собственным выживанием с помощью нашего тела и стремлением воспроизвести свою копию в другом теле пока не поздно. Еще мозгу нужна новая информация в любом виде. Никаких других целей у мозга, а следовательно у живого существа не существует. Это фундамент на основании которого человек строит свою жизнь, свои фантазии, цивилизацию и культуру.
Обеспечение этих важнейших целей было достаточно всему живому, чтобы успешно заселить нашу планету. Судим по результату: Земля перенаселена существами с мозгом и рецепторами, которые продолжают непрерывно и успешно размножаться.
Но человек превзошел все остальные живые существа по своим способностям к доминированию на планете. Ему повезло в ходе эволюции приобрести кое-какие отличия от остальных животных. Взглянем с точки зрения эстетики на то общее, что объединяет человека с остальным животным и растительным миром и выделим ту часть эстетики, которая дала человеку уникальное преимущество. Отчасти такой анализ поможет наметить объективный подход и к оценке непосредственно предметов искусства. Но только отчасти.
Какие поводы вырабатывают эстетическое впечатление в мозге и какие последствия от такого впечатления наступают?
Поиск пищи, избегание опасности, процесс размножения, конкуренция и поиск новой информации это очень разные процессы. Принципиально разные. Очевидно, что оценивается они мозгом независимо друг от друга по независимым критериям и эстетическое впечатление производят несходное. Такая независимость впечатлений имеет прочное физиологическое основание. Движение к каждой из перечисленных эволюционно обусловленных целей сопровождается выработкой в мозге характерных химических веществ, нейромедиаторов и гормонов, поощряющих или инициирующих именно это действие.
Образование химических соединений в мозге осуществляется по следующей принципиальной схеме.
1. Первичные рецепторы с помощью которых человек следит за окружающим миром, вырабатывают сигналы. 2. Мозг воспринимает эти сигналы и преобразует их в химические соединения определённых видов: дофамин, серотонин, эндорфины, энкефалины - все это для создания радости и счастья; адреналин, норадреналин для ярости и страха; мелатонин при снижении освещенности; окситоцин - доверие, андрогены, копулины - регуляторы сексуальных отношений, вазопрессин - социальные взаимодействия и прочие. Мозг живого существа - это непрерывно работающая химическая фабрика, преобразующая информацию, поступающую от рецепторов в химические соединения.
В свою очередь действие выработанных мозгом химических соединений проявляется в виде эмоций. Смысл эмоций в том, чтобы побудить руки-ноги переместить организм в безопасное место или уничтожить опасность, найти пищу, оставить свою генетическую копию, опередить конкурента и изучать окружающую среду. Никаких других причин иметь рецепторы у живых существ нет. Заметим, что выработка химических соединений происходит в мозге без участия сознания и проявляется в виде эмоций постфактум. Вы все отлично замечали, что эмоция возникает не потому что вы ее задумали или пожелали своей осознанной волей, а возникает она сама.
Как можно видеть количество целей эволюции чрезвычайно ограничено. Ни о каком таинственном происхождении или разнообразии эмоциональной, интеллектуальной, а тем более «духовной» жизни нет причин говорить от слова вообще. Вся эмоциональная жизнь сапиенса крутится вокруг самой примитивной эстетики выживания, размножения и подавления скуки. Однако эти достаточно простые фундаментальные цели существования проявляются весьма изощренным образом. В том числе и таким как искусство.
Эстетическую реакцию, которая обусловлена перечисленными выше эволюционными целями назовем так: эволюционно обусловленная эстетика.
У человека, в отличие от иных животных, есть еще одна причина остро чувственно реагировать. Эта причина связана со сложными сценариями и шаблонами поведения, созданными изощренным в комбинаторике мозгом: мода, законы, религии, шаблоны поведения, разделение общества на группы и так далее. Прочно усвоенные воспитанием в детстве сценарии поведения в дальнейшем сами служат эстетическим критерием и оценка соответствия реальности таковым сценариям вызывает сильные эмоции в человеке. Например, представители одной религии могут ненавидеть представителей другой религии. Большая разница между культурами также может быть причиной выброса большого количества адреналина или дофамина в мозге. Наличие на площади Синьории во Флоренции рядом со скульптурами Донателло и Микеланджело продавцов шмота из стран Африки воспринимается оскорблением европейской культуры и вызывает мощный выброс норадреналина. Другой пример: несоответствие шаблону моды чаще всего также вызывает соответствующую эстетическую реакцию. И тому подобное.
Чувственную реакцию, обусловленную социально, назовем так: социально обусловленная эстетика.
Такова общая схема эстетической реакции мозга на сигналы рецепторов.
Итак, не существует отдельных органов чувств/рецепторов для эстетической оценки искусства и не искусства. Абсолютно все явления жизни фиксируются одними и теми же рецепторами. При осмотре картинок или натуральной реальности мозг анализирует сигналы рецепторов по одним и тем же критериям и вырабатывает одни и те же вещества. Однако между эстетикой реальности и эстетикой искусства все-таки есть два количественных различия.
1. Мозг понимает, что изображение не равно реальности. Следовательно, химические вещества обусловливающие эстетику при осмотре изображения вырабатываются в ином количестве чем при осмотре реальности. Например, чувство страха или гнева при просмотре батальной живописи не будет таким сильным как если бы сцена эта была реальна, что соответствует тому что адреналина или норадреналина образуется много меньше. Я уже не говорю про созерцание малоодетых девушек в фертильном возрасте на картинах и в реальности! Уф.
2. При осмотре изображения к эстетической оценке добавляется реакция зрителя на доминантность/мастерство автора и добавляется соотношение шаблонов/сценариев автора и зрителя применительно к объекту искусства. Например, если вы не согласны с тем как автор картины трактует известный сюжет, но в вашем мозге возникнет дополнительное количество адреналина. Таким образом при осмотре изображения эстетика более разнообразна и сложна нежели при осмотре реальности.
Исключительно для разнообразия взглянем на реальность и ее изображение с другой стороны. Разница между реальностью и искусством есть игра. Делая искусство, человек играет в свои и чужие чувства, не испытывая опасности и проявляет свою доминантность. Ему все это очень нравится. Хейзинга был прав, когда раскрыл роль игры в жизни человека 100 лет назад.
В следующей статье рассмотрим детально составляющие эволюционно обусловленной и социально обусловленной эстетик, а именно из каких компонентов она состоит, как и почему сапиенс реагирует на эти компоненты в реальности и при осмотре картины изображающую эту реальность.
До встречи.