Найти тему
Детская психология

Травля в школе. Кто в ответе? Как погасить конфликт?

Причины травли в школе берут свое начало в безразличии взрослых, а именно учителей и родителей. Порой сами педагоги могут спровоцировать назревание травли, акцентируя внимание на особенностях ребенка, высказывая свое негативное мнение об ученике. Либо учитель не замечает, не хочет замечать издевки над ребенком. Вина родителей заключается в неправильном воспитании детей в семье. Здесь могут иметь место две крайности, либо вседозволенность и поощрение добиваться всего любыми способами, либо насилие и грубость в семье, где ребенок не может дать отпор и вымещает свои обиды и унижения на слабых сверстниках.

Неумение грамотно вести себя в развивающейся агрессии, незнание как правильно разрулить конфликтную ситуацию может привести к трагическим последствиям.

Взрослые ответственны за конфликты внутри группы. Потому, что, например, дети младших классов в силу своего возраста и психологической незрелости не могут противопоставить себя процессу, который им не нравится и сказать: «Нет, я в этом не участвую!» Они даже не размышляют – быть в конфликте или вне его. Раз это происходит, значит, такие правила, или так оно и должно быть. А вне стен школы ребенок, участвовавший в травле и тот, на кого была направлена агрессия, могут совершенно спокойно играть друг с другом. В младших классах преобладают физические проявления буллинга. Школьники средних классов чаще используют психологический террор, чем старше ученики, тем изощрённее применяются методы обеспечения эмоциональной встряски жертвы.

Фото Кэт Дж по сайту Unsplash
Фото Кэт Дж по сайту Unsplash

Как родитель может догадаться о том, что отношения у ребенка в школе не складываются? Во-первых, настроение грустное, задумчивость, ищет причины не идти в школу. Во-вторых, пропадают вещи, рвутся, пачкаются, ломаются. В-третьих, нет общения с друзьями вне школы, стремиться к общению со взрослыми. Ну и в-четвертых, синяки, ссадины порезы.

Ребенку, подвергшемуся буллингу, нельзя молчать, необходимо поделиться с родителями, попросить помощи у учителя, у учеников с кем сложились дружеские отношения. Для этого с младенчества необходимо создавать условия для доверительных отношений с малышом с стенах дома.

Зачинщику конфликта нужны зрители, чем больше, тем лучше, ведь таким образом он наращивает свой авторитет, азарт растет, укрепляется вера в свою непобедимость.

Формальные замечания только усугубят ситуацию, угрозы тоже, безнаказанность тем более недопустима. Правильнее будет, если учитель твердо отреагирует и поставит на место агрессора, на конструктивный диалог могут вывести его и другие педагоги. Оценив ситуацию, при необходимости вмешиваются и родители. Подавители «неформального лидера» должны превосходить его эмоционально, физически и по статусу. Жестко высказывая свои позиции и требования остановить травлю. Если предпринимать меры, то конфликт можно остановить сразу раз и навсегда.

Бороться с буллингом необходимо. Так же необходимо и поддерживать своего ребенка в любой ситуации и не пускать все на самотек!

Фото Эндрю Нил по сайту Unsplash
Фото Эндрю Нил по сайту Unsplash