Вообще-то Домбай считается зимним курортом в силу большого количества и разнообразия горнолыжных трасс различной сложности. Однако мне больше нравиться проводить время в пешеходных прогулках, посещая экологические и туристические маршруты, которые позволяют прикоснуться и более подробно познакомиться со всей красотой горного края, увидеть скрытые от посторонних глаз чудеса природы, которые открываются только тем, кто готов приложить для этого определённые усилия и преодолеть некоторые трудности. Словами не передать те чувства радости и победы, которые одолевают тебя, когда после достаточно сложного, однако необычайно красивого подъёма в гору добираешься до мощного водопада или прозрачного озера, которое холодным зимним вечером видел лишь на картинке в компьютере, а теперь оно перед тобой и его можно потрогать руками. Именно поэтому было решено ехать на Домбай только летом, когда все туристические и экскурсионные пешеходные маршруты открыты для посещения.
Въезд в Краснодарский край, знакомый всем автопутешественникам, следующим на Чёрное море по трассе М4 «Дон», как обычно символизирует начало тёплого летнего отдыха на пляжах Черноморского побережья.
Однако стела Кущёвского района быстро возвращает с небес на землю, напоминая нам о трагических событиях 2010 года, когда в знаменитой теперь на всю страну станице Кущёвской членами «цапковской» банды было совершено массовое убийство 12 человек, после чего стало известно, что местная банда держала в страхе всю станицу на протяжении 15 лет, безнаказанно совершая многочисленные преступления.
Также Краснодарский край недружелюбно встречает нас знаменитым постом ДПС возле хутора Цукерова Балка, о котором ходят множество слухов и легенд по поводу вымогательства и поборов со стороны сотрудников ГИБДД. Ни знаю, как там у других, но лично я почти каждый год проезжаю здесь на море, и на этом «страшном» посту меня ни разу не останавливали.
В самом начале Павловского района для любителей необычных и весёлых названий населённых пунктов можно увидеть настоящий подарок – указатель хутора Весёлая Жизнь. Вначале белый указатель с названием хутора обещает нам «весёлую жизнь», но, как это часто бывает, всё хорошее очень быстро заканчивается, и вскоре нас провожает уже перечёркнутый указатель хутора, оповещающий о конце «весёлой жизни».
Возле станицы Павловская трасса М4 «Дон» поворачивает направо в сторону Краснодара и дальше идёт на Черноморское побережье, однако в этот раз мы едем на Кавказ, поэтому продолжаем наш путь прямо. Здесь начинается трасса Р217 «Кавказ» (бывшая трасса М29), которая ведёт в Дагестан, до самой границы с Азербайджаном, проходя через многие кавказские республики. В советское время эта трасса называлась Ростов – Баку.
Началом автодороги «Кавказ» можно условно считать небольшое здание Павловской автостанции, которое находится прямо на развилке дорог. Фасад здания украшает интересная мозаика с изображением «Икаруса» и «УАЗика», но, как и везде, наверняка в ближайшее время её заштукатурят и покрасят в какой-нибудь безликий серо-асфальтовый цвет.
В Тихорецке трасса «Кавказ» проходит возле грузового парка узловой железнодорожной станции «Тихорецкая», где можно увидеть товарные поезда как с тепловозами, так и с электровозами.
Вскоре нас приветствует Кавказский район, но до самого Кавказа ехать ещё далеко.
Наша автодорога проходит по территории Кубано-Приазовской низменности, или, как её ещё называют, Азово-Кубанской равнине. Эта равнинная часть Краснодарского края, являющаяся продолжением южно-российских степей, представляющая из себя сельскохозяйственные ландшафты, и есть ни что иное, как знаменитая на всю страну хлеборобная Кубань, житница России.
Однако стоит отметить, что Прикубанская низменность географически уже считается Западным Предкавказьем.
Административный центр Кавказского района – город Кропоткин. Здесь находится крупная узловая железнодорожная станция «Кавказская», наверное отсюда и взято название района.
В городе Кропоткин мы в первый раз пересекаем реку Кубань, которая по дороге на Домбай будет ещё часто встречаться на нашем пути, однако здесь она более широкая и спокойная, и только мутный грязный цвет после прошедших в горах дождей выдаёт в ней признак горной реки. А Кубань, ни много, ни мало, берёт своё начало на склонах горы Эльбрус – высочайшей горы России и Европы.
Дальше река Кубань идёт параллельно трассе «Кавказ» на расстоянии около 10 км от дороги, и её, конечно, не видно, но иногда она напоминает о своём присутствии, например, указателем с названием города Новокубанск.
Самый восточный город Краснодарского края – это Армавир, названный так в честь древнего армянского города, являвшегося столицей Армении ещё во времена до нашей эры.
Дальше мы замечаем на обочине интересный старинный автобус. Достоверно выяснить, что это за модель, мне не удалось, но как пишут в интернете, это самодельный ретро-автобус на шасси советского грузового автомобиля ГАЗ-52.
За посёлком Заветный трасса «Кавказ» спускается к реке Уруп, пересекая её двумя автомобильными мостами.
Река Уруп берёт своё начало на склонах одноимённой горы на высоте более 3 км. Здесь, в низовьях, мы видим её равнинную часть, однако стволы и коряги поломанных деревьев, остановленные лишь опорами моста, выдают в ней бурную горную реку. По некоторым данным, название реки с некоторых кавказских языков так и переводится – «бурная».
В Успенском районе Краснодарского края слева можно разглядеть первые холмы на нашем пути – это Ставропольская возвышенность, которая относится уже к территории Среднего Предкавказья. С трассы хорошо видно, как возвышенность резко обрывается к долине реки Кубань. Где-то там, за холмами, на Ставропольском плато расположен город Ставрополь.
Возле села Заветное начинается территория Ставропольского края.
Здесь можно увидеть памятник в виде установленного на постамент советского гусеничного трактора ДТ-54А в честь первых трактористов местного колхоза. Этому памятнику в 2017 году исполнилось уже 50 лет.
Вскоре, возле села Кочубеевское, нам нужно будет повернуть направо, чтобы попасть на Домбай. Трасса Р217 «Кавказ» продолжает свой путь прямо – по ней можно доехать до Пятигорска, Нальчика, Владикавказа, Грозного, Махачкалы и Дербента. Однако наше ответвление дороги, идущее в город Черкесск, также является частью трассы «Кавказ», и называется «подъезд к городу Черкесску».
Читать следующую часть
Все части рассказа смотрите здесь:
- Часть 1. Трасса М29 "Кавказ"
Продолжение следует (ещё не дописал)
Другие мои рассказы:
- Дорога из Ростова в Краснодар, которой больше нет
- Из Ростова в Тюмень
- Из Ростова в Москву
- В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом