Найти в Дзене
Школа кендо "Хебикан"

Что такое Семе ?

Оглавление

Накано Ясодзи (9-й дан Ханси)

ЗЗнание сильных и слабых сторон противника

Есть много книг и статей, которые объясняют, что такое семе. Это прощупывание и давление на вашего противника, чтобы найти или заставить его открыться. Я считаю, что самый важный аспект заключается в том, чтобы нанести удар вашему противнику с помощью Син-Ки-Рёку-Ичи (объединение ума, движения энергии и техники). Крайне важно, чтобы вы выполняли эту задачу во время тренировки. При тренировке или в сиай вы должны уметь распознавать сильные и слабые стороны противника и быть готовым принять бой с ними, а не наоборот. Знание его сильных и слабых сторон означает признание его намерений и уровня мастерства. Без этого понимания трудно эффективно бороться с противником.

Что такое Син-Ки-Рёку?

Существует четкий процесс, в котором кендока развивает свой Син-Ки-Рёку на высоком уровне. Есть три основы: Син (ум), Ки (внутренняя энергия), Рёку(техника - это относится к физической силе, которая проявляется через вазу). Никто не благословлен высоким уровнем Син-Ки-Рёку с самого начала. Это развивается в процессе обучения на протяжении многих лет.

Син на начальном этапе требует от практикующего постоянно повторять основные движения. Даже на самом базовом уровне сёдан или 2-дан практикующий постоянно делает новые открытия, участвуя в требовательных тренировках, и постепенно он или она будет больше узнавать о механизме техник. С ментальной точки зрения, практикующий на этом уровне приобретает уверенность и узнает больше о своем собственном стиле кендо. По мере того как этот процесс открытия прогрессирует, студент будет медленно, но верно научаться выполнять техники без необходимости думать о них (му). Высший уровень развития разума описан в "Горин-но-сё" Миямото Мусаси как "ку" или "пустота".

Ки обращается к воле и энергии, чтобы воплотить решения ума. На начальном этапе это проявляется через боевой дух. Напряжение сил (haru ki) для взаимодействия означает вызов своей внутренней энергии и направление ее наружу. Существуют различные уровни Ки, некоторые из которых легко манипулируются эмоциями. Окончательный рост Ки сродни восходящему солнцу, появляющемуся из-за горизонта, когда оно движется, чтобы осветить всё небо. Когда вы направляете свой внутренний Ки наружу, к нему добавляется сила, точно так же, как энергия, ощущаемая кем-то, стоящим на берегу, когда поднимается прилив. Это настоящий Ки.

Через изучение своего "базового" Ки студент кендо переходит на второй этап "ясный Ки" (sumu ki). До этого этапа кендока концентрируется на выбросе своего Ки на противника, но по мере того как его уровень растет его Ки становится ясным (прозрачным). Затем он эволюционирует в безмятежный (sae) Ки, который является самым высоким уровнем, и всепроникающим.

Ваза начинается как базовая форма. Важно освоить фундаментальные движения в кендо. Для этого существует ряд различных методов обучения, и когда основы изучены, кендока переходит на уровень "дзюцу". Это означает, что кендока способен применять техники стратегически. Есть три основных компонента стадии дзюцу, которые должны быть поняты, чтобы техники были эффективными. Это ма-ай (дистанция), хоко (направление камаэ оппонента) и kyo-jaku (знание силы и слабости, т. е. kyo-jitsu ложь и истина). Умение понять сильные и слабые стороны вашего противника является жизненно важным элементом в кендо, чтобы победить его с соответствующей ваза.

Уровень выше дзюцу - "Мичи" (путь). Есть различные интерпретации того, что такое Мичи, но я считаю, что это работа на достижения своих целей. Это включает в себя все фундаментальные аспекты Син-Ки-Рёку на базовом уровне. Мастера кендо демонстрируют Мусин в отношении ума, Сае (спокойствие) в отношении Ки и достигают «Пути» через свои ваза. Новички не могут надеяться достичь такого понимания, не пройдя предусмотренный процесс обучения шаг за шагом в течение многих лет.

ССеме, Ма-ай и Кё-дзютсу (правда и ложь)

Семе, простыми словами, это всегда попытка взять на себя инициативу. Чтобы сломать это, есть концепция Сан-саппо (убийство Ки противника; убийство его меча; убийство его техники). Убить меч вашего противника значит нарушить его камаэ, надавливая или сбивая его синай. Убить технику означает упредить его движения и не дать ему шанса атаковать. Убить Ки, это подавить противника собственной внутренней энергией. Отсюда важная идея взять Сен(инициативу). Есть три сен в кендо; (1) сен-сен-но-сен (атаковать быстрее, чем ваш соперник), (2) сен-дзен-но-сен (противник начинает атаку, но ваш удар достигает цели первым), и (3) го-но-сен (парирование атаки вашего противника, а затем контратака). В Горин-но-Сё, Миямото Мусаси объясняет это как какари-но-сэн, тай-но-сен и тайтай-но-сен. Захват Сен является решающим фактором в кендо, и предвосхищение и подавление действий вашего противника в момент их начала - суть семе.

Чтобы взять Сен, вы должны оказать давление, а затем нанести удар в корень атаки вашего противника после того, как вы вынудили его ударить. Это захват Сен через семе. Если вы атакуете в ответ на его семе, это не захват Сен. При выполнении техники, даже с таймингом го-но-сен, вы можете атаковать успешно только потому, что вы применяете давление. Если вы просто реагируете на семе противника и вынуждены совершать атаку, то это будет слишком поздно. Для того чтобы победить вашего противника, вам нужно оценить свои сильные и слабые стороны, как вы применяете давление и знать какую технику использовать в той или иной ситуации. Техники должны быть выполнены с Син-Ки-Рёку-Ичи.

Эти знания основаны на следующих факторах: Ма-ай (дистанция), направление камаэ, кё-дзютсу (kyo-jaku = сильный и слабый, ложный и истинный). Что касается ма-ай, как только ваш противник входит в вашу учи-ма (дистанция удара), вы должны нанести удар. Если оппонент не входит в вашу учи-ма, войдите сами и быстро нанесите удар. Важность знания вашего оптимального расстояния для удара (uchi-ma) нельзя занижать.

Направление камаэ относится к позиции вашего оппонента и к тому как он держит синай. Например, его камаэ прямо или под углом? Его кенсен высокий, низкий, неподвижный или движущийся? Синай вашего оппонента рисует основную линию в зависимости от его камаэ, и вы должны интерпретировать эту линию и выяснить, какова будет его наиболее вероятная реакция на ваше семе. Например, если вы сделаете такое-то движение, его руки поднимутся, открывая котэ или до; или, если он нажимает на ваш синай вниз, вы можете освободить его, а затем ударить котэ.

Знание кё-дзютсу (ложь и истина) также является обязательным условием, чтобы успешно поразить противника и самому избежать удара. "Кё" - это неполное постижение духовной полноты (т. е. неготовность), а дзютсу - противоположное состояние. Важно привести себя в состояние дзютсу (правда) без каких-либо слабостей, и наоборот поставить своего оппонента в нестабильное состояние кё. Вы должны научиться распознавать и избегать дзютсу вашего противника и ударить по его кё. Подавите его синай и прервите его, когда он вынужден атаковать. Или, когда он двигает свой кенсен вверх и вниз, если вы бьёте, когда его опускают, он встретит вас каэси-вазой. Но если Вы войдете, чтобы нанести удар, когда его кенсен движется вверх, вы встретите его, когда он достигнет верхней точки и снова опустится. Другими словами, старайтесь ударить когда он переходит в кё.

Еще одним фактором, который связывает все это вместе, является проблема ритма (hyōshi) синая и тела. Это также включает в себя взаимодействие Кимежду вами и вашим противником, и дыхание и синхронизацию. Чтобы поразить противника, вы должны уметь работать с его ритмом и воспользоваться слабостями, которые проявляются, когда вы целенаправленно отходите от его ритма.

В старые времена мы сражались, в основном, убивая синай или ваза нашего оппонента. Кенши сейчас имеют очень хорошие камаэ и осанку, но, похоже, они применяют техники случайным образом. Есть также много людей, которые сражаются держась подальше от оптимального расстояния удара, т. е. бьют из то-ма. Важно, если вы хотите улучшить своё кендо, исследовать использование техник, применяя семе и продвигаясь в интервал учи-ма, а затем атакуя любое открытие, которое возникает. Знайте своего противника, объедините свои Ки и Рёку (ваза) и проявите инициативу, чтобы сокрушить своего оппонента. Это единственный способ улучшить и преуспеть в кендо.