Найти тему
ZOO CHANNEL

Ласочка

Ласка – самый маленький хищник в нашей стране. Многие народы почитали это животное. Французы и славяне считали ее хранительницей дома, приносящей счастье. В Сербии боялись истреблять этого зверька, опасаясь, что пуля, выпущенная в ласку, попадет в самого охотника. А сейчас в России, несмотря на их мизерный размер ласок, умудряются охотиться и приписывают им способность передавить всех кур в курятнике.

«Знаете, кого мы поймали? – гордо спросила нас дачница. - Пойдемте, покажу». Войдя в дом, мы почувствовали какой-то особенно резкий и специфический запах. В углу стояла небольшая закрытая коробка. Заглянув в нее, мы ахнули. По дну коробки метался зверек величиной не больше авторучки. Глазки-бусинки смотрели с тревогой и любопытством. Мы стояли как завороженные. Детеныш ласки. Как же он попался?

Соседка рассказала. Они косили траву и наткнулись на выводок ласок. Все разбежались, а этот запутался в траве, и его поймали. Лишь потом возник вопрос, а что с ним теперь делать? И посадили в коробку, поставив ее на то место, где поймали малыша. Надеялись, что ласка не досчитается своего детеныша ласка, пойдет его искать и вернется на прежнее место, где он ее бы и дожидался. Только за ним так никто и не пришел. Тогда малыша оставили на забаву ребенку.

Когда мы увидели, как шестилетний ребенок гоняет зверька по коробке, пытаясь схватить его, нам стало не по себе. А когда мы попытались объяснить маме, что этого делать ни в коем случае нельзя, она ответила: "Да ничего страшного. У нее еще зубы маленькие - кожу она не прокусит". Ну что тут скажешь? О разном мы подумали.

В отличие от других куньих ласки очень подвержены стрессу. Сколько в описано случаев, когда буквально из-за пустякового волнения эти животные мгновенно погибали. Однако наши робкие попытки забрать зверька встретили непреодолимое препятствие. Нам было сказано, что ребенок ласку не отдаст. Тогда, выдав подробные рекомендации по содержанию и кормлению узника, мы с тяжелым сердцем отправились домой.

Мы все же не оставляли надежды спасти этого зверька. Перелистав все имеющиеся в наличии книги и найдя в них рассказы о жизни ласок в неволе, где описывался их печальный и скорый конец, вечером я отправился в гости. Там я пробыл два часа, но вернулся ни с чем. Но уже на следующий день мальчик сам принес ласку и, вздыхая, сказал: «У вас ей будет лучше. Я не хочу, чтобы она умерла».

В садке она освоилась довольно быстро: в одном углу сделала себе незатейливое гнездо из сена, а в противоположном – туалет. Посередине мы поставили ей кормушку, поилку, корягу и застелили клетку лапником.

Первое время она охотно пила молоко, ела вареные яйца и сырое мясо. Содержание ласки для нас было в новинку. И хотя эти животные и хорьки относятся к одному семейству, по характеру они совершенно не похожи. Хорек, попавший к нам в таком же возрасте, с удовольствием шел на контакт. На следующий день он уже брал корм из рук, а через неделю совершенно к нам привык.

Совсем другим оказался характер у ласки. Всякий раз при нашем приближении к садку, где она содержалась, зверек начинал стрекотать, метаться и источать неприятный запах. Когда к ней в клетку опускалась рука, чтобы поставить корм, ласка забивалась в угол и смотрела оттуда очень настороженно. Потом, конечно, она несколько попривыкла, но ручной так и не стала. Такой она была при нас.

Когда же мы затаивались в укрытии, поведение ее менялось. Она уминала за обе щеки поставленный ей корм, а потом начинала играть: бегала по клетке, подпрыгивала, каталась на спине, подбрасывала яичную скорлупу - словом была совершеннейшим ребенком. Наигравшись, ласка засыпала в своем гнезде, часто вверх ногами, ни капли не заботясь о своей безопасности. Но стоило раздастся какому-то шуму, как она просыпалась, нервно озиралась, готовая в ту же секунду убежать, забиться в угол, издавая тревожное стрекотание.    

Вначале мы кормили ласку молоком, яйцами, мясом. Но поскольку зверька мы предполагали выпустить, то постепенно начали приучать ее к мышам, ведь на воле рацион этих животных состоит в основном из мелких грызунов. Помимо полевок и мышей ласки часто поедают землероек, которыми брезгуют другие хищники. Конечно, они не упустят возможности съесть кладку и птенцов наземно гнездящихся птиц, а при бескормице не упустят и земноводных, и остатки пищи после других хищников подберут.

Для начала мы стали давать ей мертвых мышей, но, что с ними делать, ласка не знала. Пришлось порезать ей их на кусочки. В таком виде зверек с удовольствием ел мышей. Долгое время ласка не могла прогрызть шкурку взрослой полевки, она мусолила ее, каталась с ней по клетке, таскала в зубах, но начать есть никак не могла. Только по прошествии двух недель жизни у нас ласка стала самостоятельно разгрызать мертвых мышей, а спустя еще две недели, наконец, начала охотиться.

Сначала мы запускали к ней мелких мышат, которых она активно преследовала и убивала. Сначала выедала внутренности, а потом ела все остальное. Вопреки распространенному мнению о «кровожадности» этого хищника, якобы за один раз способного съесть десяток грызунов, ласка часто не заканчивала даже и одну мышь. На другой день она разделывалась с добычей, не брезгуя падалью.

В природе ласки устраивают кладовые, в которых нередко бывает по 30-40 замороженных грызунов. Возможно, эти запасы создаются для прокорма детенышей, ведь сроки размножения ласки очень изменчивы и молодые зверьки встречаются в природе круглый год.

Увидев воочию весьма незначительную силу зубов ласки, нам представляются весьма неправдоподобными рассказы о том, что этот зверек нападает и загрызает таких крупных животных, как зайцы, тетерева и глухари. 

Зато информация о том, что будто бы по ночам она забирается в конюшни, чтобы заплетать лошадям гривы в косички, подтвердилась. В тот год грызунов было мало да и зима выдалась снежная. Ночью в конюшне стала беспокоиться лошадь, ржала, била копытами. Мы вошли в денник и увидели, как по шее лошади скользнул зверек. Лошадь была вся мокрая, в пене. Опасаясь, как бы она не простудилась, мы стали обтирать ее ветошью и обнаружили под гривой два прокуса, из которых сочилась кровь. Грива же лошади, конечно, не была заплетена в детские косички, как многие это себе представляют, а была просто спутана, закручена в спираль.

Подобное явление, на наш взгляд, легко объяснимо и нет тут ничего мистического. В голодные годы при недостатке обычного корма ласка питается кровью, то есть превращается в своего рода вампира. Удержаться короткими лапками на шее лошади ей не под силу, и она, цепляясь за гриву, скручивает ее в спираль. Слизывая капельки крови, ласка щекочет лошадь, от чего та начинает волноваться, пытаясь сбросить зверька, потеет, покрывается пеной. Видимо, именно то, что у коров нет гривы и ласке не за что зацепиться, спасает этих животных от подобных неприятностей.

В природе через семь недель после рождения молодые ласки активно преследуют и убивают мелких мышевидных грызунов. Поскольку наша ласка уже мгновенно убивала довольно крупных полевок, мы решили, что она достаточно подготовлена к жизни на воле. А если учесть то, что у нас она прожила более двух месяцев, а год был благоприятным для размножения грызунов, дольше держать ее в неволе не было смысла.

Поскольку ласка в отличие от хорьков не представляет никакой опасности для домашней птицы и эти зверьки постоянно живут на территории нашего Центра, завозить в лес мы ее не стали. Просто вынесли клетку на улицу и открыли дверцу. Недолго думая, ласка вылезла из своего временного приюта, и вот уже ее тонкое длинное тельце с узкой, как у змеи, головкой, заскользило в траве. Через несколько минут она исчезла.

Сожаления, как при выпуске хорьков, не было. Зверек вернулся в свою стихию, пополнив популяцию дикой природы.

Забавные и познавательные истории о Ваших питомцах - подписывайтесь на наш канал!

Где у собак пупок? Как подружить кошку и собаку? От чего смеётся ёж? Вся энциклопедия о животных на нашем сайте.

©