Хатано Тошио-сэнсэй родился в январе 1945 года в Мусасимураяма, Токио. После окончания Кокушиканской средней школы и университета Нихон, он был служащим в течение нескольких лет, пока не открыл магазин Nanbudo Kendogu в 1971 году. Он сдал экзамен на 8-дан со второй попытки в 1994 году. Тошио-сэнсэй служит советником Западной Токийской Федерации Кендо, и является Шиханом Университета Суруги, президентом Федерации Кендо Мусасимураяма и главой Додзё Кинрюкан.
Каэси-до для долгой жизни в Кендо.
Что вы думаете о «семе»? Многие люди, похоже, думают, что семе это просто «идти вперед и бить», но это не так. Семе это то, какую реакцию вы можете вызвать у своего оппонента. Чем сильнее семе, тем больше будет реагировать ваш оппонент. И наоборот, это означает, что ваше семе слабо, если противник не двигается, когда вы оказываете давление.
Расстояние чрезвычайно важно, когда вы давите на своего противника. Если вы нападаете на него с дистанции, с которой невозможно ударить, ваш противник не сдвинется с места, независимо от того, как вы будете атаковать. С другой стороны, это не означает, что вы должны слишком близко подойти, так как вы окажитесь открытым. Именно потому давление оказывается с дистанции один шаг – один удар (issoku-itto-no-maai), чтобы противник попытался свести на нет давление, подняв руки.
Почему семе так необходимо? Что вы должны делать? Позвольте мне объяснить на примере поездки в поезде и наблюдении за человеком, сидящим перед вами. «Сколько ему лет? Судя по его одежде, он, вероятно, занимает высокий пост в своей компании. Его обувь и пояс выглядят дорогими. Он, очевидно, внимательно относится к деталям и чувствует себя вполне уверено ...» Это та информация, которую вы можете получить о человеке, если внимательно посмотрите, но не так-то просто определить его характер. Для этого надо поговорить с ним. Чем глубже разговор, тем больше вы узнаете о его характере.
В Кендо то же самое. Вы можете понять некоторые вещи о своем оппоненте через наблюдение. Например, можно с уверенностью предположить, что он или она достаточно опытны, если аккуратно выглядят. Тем не менее, вы не будете знать сразу, какой вид вазы они используют, или какой у них стиль кендо. Кроме того, вы не будете знать, как они будут реагировать на ваше кендо, поэтому просто применить вазу и надеяться на лучшее - это не вариант.
Попробую использовать бейсбол в качестве аналогии, это то же самое, что питчер, внезапно бросающий простой мяч по центру; если питчер не знает куда целится баттер, девять раз из десяти таких бросков будут выбиты на трибуны. В случае кендо, просто прыгая, не зная стиля кендо противника, или как он будут реагировать, приведет к тому, что вы будете выбиты на трибуны. Вот почему семе необходимо. Ваш противник может реагировать несколькими способами, когда вы оказываете давление: давить в ответ, отступать и сохранять дистанцию, оставаться на месте и ждать... Вы должны выбрать и применить подходящую вазу на основе этих реакций.
Успешный каэси-до зависит от траектории синая.
Семе имеет решающее значение, даже для техник го-но-сен - контрударов, таких как каэси-до. Техника Го-но-сен это не ждать, пока ваш противник ударит, а затем реагировать. Успех зависит от применения давления (семе), спровоцируйте движение, а затем применяйте контрудар. Если у вас сильное семе, то противнику становится неуютно и он вынужден что-то делать.
По мере того как человек становится старше, становится все труднее победить младшего кенши, используя приемы «сен» из-за несоответствия скорости и ловкости. Даже если бы вы достигли цели в молодые годы, попытка ударить мен высокому сопернику может быть нелегкой (или даже невозможной). Если вы хотите наслаждаться кендо в зрелом возрасте, вам нужно овладеть техникой, в которой вы вынуждаете противника начать движение.
В этом смысле «го-но-сен-ваза» становится все более важной, но нужно начать их правильно изучать, когда вы молоды. Одной из таких рекомендаций является «каэси-до». Дети часто хорошо бьют нуки-до, но, глядя на Всеяпонский Чемпионат по Кендо или восьмидановые тайкаи, нуки-до вряд ли может быть вообще. Вместо этого техника каэси-до более заметна. Вот почему я считаю, что лучше преподавать каэси-до детям с самого начала. Я предлагаю эту технику ученикам начальной школы с десятилетнего возраста и старше.
Когда я вижу, что квалифицированные ученики старших классов выступают на межшкольных соревнованиях, мне кажется очевидным, что большинство из них не в состоянии правильно реализовать каэси-до. Вероятно, они только научились делать нуки-до, и никто не удосужился научить их тонкости каэси-до. Это ясно после удара, так как синай оказывается в очень высоком положении. Траектория синая при выполнении каэси-до должна идти сверху вниз.
Это распространенный метод удара каэси-до в матчах средней школы. Синай поднимается над головой, контрудар идет вниз, но синай снова поднимается в верхнее положение в конце движения (см. фотографии ниже). С точки зрения тохо (использование катаны) завершение техники каэси-до таким способом было бы невозможным.
Во время мен-каэси-до синай принимает высокое положение, поэтому последующий удар должен пройти по диагонали от высокого положения к низкому, а не наоборот. Это говорит о том, что удар делается боковой стороной синая, а хасудзи(угол лезвия) неверен. Это происходит потому, что люди делают каэси-до так же, как они делают нуки-до. Помните, что траектория для каэси-до верх→низ. Это противоположность нуки-до (низ → верх).
Важно, чтобы удар при каэси-до шел сверху вниз.
Тот же удар, вид спереди.
Это каэси-до Орикаса-сан. В результате удар с маленьким замахом и слабый из-за первоначального положения рук при блокировке.
Я Шихан Клуба Кендо Университета Суруги. Когда я инструктирую студентов, я прошу их ударить каэси-до, не сообщая им, что они делают неправильно. Они не могут сделать его правильно, независимо от того, сколько раз они выполняют упражнение. Они понятия не имеют, что они так долго делают это неправильно. Затем я говорю им, что то, как они используют синай, противоречит принципам меча и что их техника для каэси-до в корне неверна. Это не займет много времени, чтобы решить проблему, как только они узнают причину своей ошибки.
Другим важным фактором в технике каэси-до является расположение рук при приеме удара мен и теноучи. Мой помощник, Орикаса Тамаоки, не очень хорошо разбирался в каэси-до, и первой проблемой было расположение его рук при приеме мена.
Резко ударьте синай оппонента, поднимая руки вверх и отбивая его в сторону.
Если ваши руки втянуты, когда вы блокируете, то противник будет слишком близко, и будет трудно поразить до правильно (левое фото). Вытяните руки вперед, чтобы получить больше пространства и ударить точно и эффективно (правое фото).
Расположение рук имеет решающее значение для успешной реализации каэси-до. Получение удара близко к голове означает, что противник слишком близко, и становится еще ближе, когда требуется время, чтобы заставить синай нанести удар. Вместо того чтобы поражать миги-до (правая сторона), синай неизбежно бьет по до спереди. Таким образом у людей возникают проблемы с каэси-до, потому что их рука согнута при блокировке, и атакующий оказывается слишком близко, чтобы ударить его должным образом.
Когда вы принимаете мен, убедитесь, что руки вытянуты вперед, а не оттянуты назад. Не думайте об этом как о «блокировке», скорее вы «отбиваете» его синай, когда он приходит. Таким образом, синай оппонента будет отклонен и сбит с осевой линии. Быстрое режущие движение вниз имеет решающее значение после столкновения синаев. Этому способствует вытягивание рук; удар будет еще более резким из-за толчка ваших рук при отбиве мена.
Бедра слегка повернуты влево, когда вы блокируете синай соперника. Таким образом удар вправо будет, естественно, более сильным и более простым. Это как раз то, что подразумевается под «ударами бедрами» (коши-де-ютсу). Я часто вижу, что некоторые принимают удар мен, повернув свои бедра вправо. Это означает, что их бедра не могут быть использованы должным образом в ударе. Удар будет завершен только руками и в результате будет слабым.
Чтобы вложить ваши бедра в удар, необходимо правильно использовать колени. Если вы наблюдаете за бейсболистом, вы заметите, что его колени слегка согнуты, когда он занимает свою позицию. Это потому, что невозможно правильно повернуть бедра, когда вы стоите высоко. С ногами, согнутыми в коленях, баттер может сделать большой замах и сильнее ударять по мячу. Чтобы согнуть колени при ударе каэси-до, вы должны быстро опустить свой центр тяжести в тот момент когда ваш синай вступит в контакт с синаем соперника. Это может быть достигнуто путем расширения вашей стойки, перемещением правой ноги вперед. Если вы не двигаете правой ногой в процессе приема удара мен, вам будет трудно создать импульс своим животом.
Я слегка поворачиваю пальцы внутрь, когда иду правой ногой. Подобно бейсболу, важен хороший замах, чтобы вложить силу в удар. Поворачивая пальцы внутрь я чувствую, что создаю достаточный замах, чтобы сделать удар мощным. Поворот бедер также важен при ударе гяку-до; бедра поворачиваются вправо, когда принимается мен, а затем синай производит удар, когда бедра возвращаются влево.
В обоих случаях, слева или справа делаются удары, синай должен быть под углом 45° во время контакта с до. Этот угол имеет решающее значение. Когда вы практикуете каэси-до, просто повторяйте часть кэси снова и снова, если у вас есть трудности с блокировкой и нанесением удара одним неразрывным движением.
Хатано-сэнсэй бьет каэси-до своему оппоненту в 2011 году в Киото Тайкай.
Поверните запястья и отбейте противоположным шиноги.
Я замечаю, что многие люди, включая сенсеев 8-го дана, оставляют свои синай на до и просто перемещаются вправо. Если удар завершен с достаточным количеством силы, запястья должны «щелкнуть вперед» и кенсен естественно продолжит движение вперед. Когда я блокирую удар мен я стараюсь как можно больше поворачивать запястья. Стандартный метод приема удара - это ладони рук, направленные к противнику. Я делаю шаг дальше этого и заканчиваю тем, что мои руки обращены к противнику тыльной стороной. Нанесение удара из этой позиции означает, что вы должны эффективно поворачивать свои запястья. Это, в свою очередь, приводит к увеличению мощности в ударе.
Способ, которым я делаю движение каэси - это повернуть мои запястья так, чтобы тыльная сторона ладоней повернулась к противнику. Некоторые критикуют это движение, потому что видят, что оно, по сути, блокирует режущей кромкой лезвия. Но это не так; я пытаюсь принять удар с помощью шиноги (сторона лезвия) на противоположной стороне синая.
Обычный способ блокировки и с ладонями повернутыми тыльной стороной к противнику.
Наконец, самое главное в успехе каэси-до - это сильное семе с самого начала. Если вы будете ждать пассивно мен, чтобы потом контратаковать, вы в конечном итоге вытяните свои руки. Если вы тренируетесь с умом, чтобы надавить на своего противника и заставить его атаковать, вы постепенно получите возможность заставить оппонента бить мен.
Я видел, как многие дети великолепно выступают на национальных турнирах для начальной или средней школы, только чтобы увидеть, как они становятся хуже на старших школьных и университетских турнирах. Одной из главных причин этого падения является то, что они проводят слишком много времени пассивно ожидая, чтобы их оппонент сделал ход. Противники часто атакуют случайным образом на младшем уровне, поэтому ожидание удара работает для сильного ребенка. Но в старшей школе или в колледже противники уже так не делают. Но у этих детей уже «своя собственная повестка дня» и намерение ждать, пока противник сделает ход, никуда не девается. Предсказуемо, что студент становится нетерпеливым в ожидании и делает случайную атаку только для того, чтобы закончить его. Затем, не в силах победить, как он мог в свои дни славы, он заканчивает тем, что «стегает мертвую лошадь» со своей старой привычкой ждать. Даже если ему говорят, что «ждущее кендо» никогда не будет работать, ему становится трудно вырваться на свободу, потому что раньше он испытывал сладкий вкус успеха в этом стиле. Единственный способ продолжать наслаждаться кендо, когда вы становитесь старше - это научиться применять семе. Это не ждать и реагировать, а создавать и реагировать.
Это движение рук и позиция для приема удара мен с помощью «противоположного шиноги». Поверните запястья достаточно, чтобы ладонь была к вам. Это позволит сделать сильный удар по до.