Найти тему
Kaplans_book_review

Людмила Петрановская - Тайная опора

Эту книгу и хочется и колется рекомендовать всем.

Хочется - потому что читаешь и кажется, что вот оно - пособие, как вырастить своего ребенка счастливым и готовым к жизни в полной мере.

Колется - потому что если детей у вас в ближайшее время не ожидается, книга спровоцирует подумать о собственном детстве и поискать в нем изъяны, оправдать ими свои недостатки (и даже немного всплакнуть в порыве жалости к себе). А это долгая игра, в которую легко уйти с головой.

Вот небольшое summary того ценного в книге, о чем мне бы не хотелось забывать.

Тайная опора - основа из безусловной любви, порождающей уверенность в себе и своих силах, на которой мы существуем всю жизнь. Благодаря ей мы умеем бороться со стрессом, адекватно оценивать себя, принимать критику и похвалу, легко воспринимать новые знания и действовать в неожиданных ситуациях, даже правильно (насколько это возможно) конфликтовать.

Опора возводится постепенно самыми близкими малышу людьми. Сначала ребёнок должен удостовериться в том, что есть рядом ‘свои’ взрослые, которые при любых обстоятельствах помогут, обогреют, накормят, любят. Потом благодаря тем же своим взрослым (а именно - отзеркаливанию, "сюсюкающей" материнской речи) он утверждается в мысли ‘я существую и это хорошо’ (залог будущей нормальной самооценки). Наше безграничное утешение, так называемое ‘психологическое контейнирование’ учит малыша не отчаиваться в стрессе и перебарывать усталость от неудач. Крутая запавшая в голову цитата: "Секрет двухлетнего Терминатора прост: вовремя залезть на ручки и будешь как новенький". Стресс - вообще плохой фон для любой деятельности (особенно для обучения!), его нужно сначала устранить - а потом пытаться с малышом конструктивно общаться. Игра в разные стратегии с трехлеткой в кризисе негативизма учит его конфликтовать адекватно - и на взрослом лежит задача всегда подчеркивать, что никакой спор с малышом не перекрывает возведенную привязанность и ту самую тайную опору.

Это все, наверное, очень красиво и складно звучит, но невероятно трудно реализуется. Мне пока представить даже сложно, как это: в моей жизни появится человек, для которого я должна такую опору построить, когда я периодически теряю свою собственную...

Книга даже не читается, а легко скользится глазами. Петрановская на то и отличный психолог, что знает, как подавать подобные знания: через многочисленные описания конкретных ситуаций и объяснения, кто что когда в них почувствовал и сделал правильно или не очень. Отсылки к российским реалиям также помогают: не надо долго воображать себе маму, которая пытается привести в чувство рыдающего ребенка тем, что бросит его посреди тротуара. Или тетю из автобуса, которая не спросясь грозит ревущему малышу, что его заберет полицейский. И что самое ценное - Петрановская всегда показывает, как деталь в поведении взрослого с малышом влияет на этого же малыша повзрослевшего. Например, демонстративно обижающаяся на трехлетку мама лишает чувства защищенности и уверенности в себе в будущем. Или незаконтейнированный стресс, который двухлетний ребенок подавил в себе, вытягивает из него дорогущий психотерапевт лет через -дцать.

Очень радуют и западают в сознание красивые метафоры - например, про большую собаку, которую треплят и покусывают за уши щенки, а она продолжает их ласкать и облизывать - это в главе про кризис негативизма у трехлеток, например.

В интернете встречаются советы почитать после (или даже вместо!) Петрановской немца Карла Бриша - его книги о теории привязанности появились первей. Заказала, читаю. Но не так легко это дается - из-за корявоватого перевода продираюсь сквозь текст и заставляю себя его воспринимать: местами слишком общо, хотя примеры-ситуации на каждый тезис тоже есть.

После глав Петрановской про младшую-среднюю школу вспомнились некоторые мои учителя, которые кричали, выпучив глаза, вгоняли детей в ужас и, как я сейчас понимаю, блокировали этим наши порывы и желание разбираться в предмете (стрессующий мозг совершенно необучаем!). Я до сих пор девочка пугливая - а в 5-6-7 классах на избранных уроках у меня и руки тряслись, и я просто-напросто немела. Учительницы истории (с 3 по 11 класс!) я боялась так, что перед началом урока у меня колотилось сердце как бешеное, во время повисавшей паузы между звонком и ее появлением я просто сходила с ума, потому что не знала заранее, в каком она настроении. Помню, как иногда не могла сказать ни слова, когда она поднимала меня отвечать на какой-нибудь вопрос после параграфа. Или просто краем глаза постоянно смотрела в учебник, потому что в голове вместо связного ответа - вата. А хорошая учительница считалась, между прочим. Тезис про "вы все пеньки с глазами из болота" - незабываемая классика. Меня тогда после урока успокаивали тем, что "это она не про тебя". Вот спасибо, хорошо-то как. Или трудовичка. Казалось бы: посади девочек в круг, показывай, общайся, большинство 10-леток любят рукодельничать, плести из бисера, макраме, готовить в конце концов. Но нет... На кулинарное занятие одна из одноклассниц принесла картошку, уже почищенную и порезанную мамой и оттого немного посиневшую, - боже, как же орала наша трудовичка. У нее не было это периодами "сейчас поору, а потом объясню, что с этим делать" - она весь класс до конца урока (сдвоенного) проклинала, и ни у кого уже не получалось ни суп варить, ни оливье крошить спокойно.

Вспоминаю и попадаю в ловушку: сейчас легко свалить на этих учителей собственную робость и неумение постоять за себя. Но им-то тоже было непросто: 90-е годы, безденежье, порушенное привычное им государство... Но мне очень бы хотелось, чтобы мне кто-то тогда рассказал хотя бы, что такое общение - ненормально, и я ни при чем. И история вызывает у меня приступы ужаса не потому, что это со мной лично что-то не так.

P.S. Петрановской довольно много на Youtube, мои любимые видео:

  • https://youtu.be/JIIoEDtuxC4 - воспитание с видом на будущее. Как и чему учить детей в ежесекундно меняющемся мире, где все традиционные парадигмы давным-давно поломались, а люди будут жить до 120 лет.
  • https://youtu.be/NIK5eaeodoQ - как детские обиды могут разрушить нам жизнь. Разговор о теории привязанности с многочисленными примерами травм, полученных в детстве, с которыми взрослые разбирались на приеме у Петрановской.