Во время Второй Мировой войны единственным способом поместить мощное противотанковое орудие на самоходное шасси были компромиссы, вроде снижения защищенности или отказа от вращающейся башни. Но во второй половине 1950-х прогресс танковых двигателей и пушек позволил наделить тяжелые танки одинаково высокой защищенностью и огневой мощью – но в ущерб подвижности. Так конструкторы снова пришли к концепции «классической» САУ – с мощным орудием, высокой защищенностью, но без вращающейся башни. И последним образцом подобных машин стал «Объект 600», он же – СУ-122-54 или ИТ-122 – о котором мы сегодня и поговорим.
Рожденная в муках
Через год после остановки конвейера с СУ-100 в РСФСР, встал вопрос о создании современного аналога. Так, летом 1948 года конструкторам завода №174 (Омск) было поручено «подружить» шасси среднего танка Т-54 с орудием Д-25. За разработку модернизированной 122-мм пушки отвечал «Завод №9». В декабре 1948 года был готов макет перспективной САУ в натуральную величину. После рассмотрения проекта комиссией, его отправили на доработку, которая заняла полгода. Летом 1949 года макет и чертежи машины снова демонстрируют комиссии, которая на сей раз одобряет будущую САУ.
Начались работы по опытному образцу самоходки, которые… вскоре остановили! Проблема пришла оттуда, откуда не ждали: еще в начале 1949 года было приостановлено производство базового для САУ танка Т-54, обладавшего рядом критических недостатков. Одновременно с утверждением проекта новой САУ (созданной с учетом характеристик Т-54-1), начинается производство Т-54-2. Новая машина обладала рядом изменений в корпусе и ходовой части. В частности, ширина гусениц была увеличена. Это требовало пересмотра проекта САУ на базе танка.
Осенью 1949 года разработку ИТ-122 перевели на завод №183 в Нижнем Тагиле, конструкторы которого внесли свои коррективы в будущую конструкцию. Но в разгар работ, весной 1950 года, проект вернули его авторам – в Омск! К концу года, наконец, был готов опытный образец САУ СУ-122-54, который был направлен на государственные испытания. Машину одобрили, но не без оговорок. Так, нарекания вызвала низкая кучность стрельбы, дефекты в работе зенитного пулемета КПВТ и высокую загазованность боевого отделения. В первый день нового, 1952 года была завершена подготовка к серийному производству СУ-122-54.
Конструкция
Шасси, мотор и трансмиссия новой самоходки почти всецело соответствовали танку Т-54. Главное отличие – расположение опорных катков: если в танке просвет был между первым и вторым колесом, то в САУ увеличили промежуток между 3 и 4 катком – сказывалось иное распределение веса. 37-тонная машина приводилась в движение дизельным V12 В-54, мощностью в 520 сил. Это позволяло развивать скорость в 48 км\ч по шоссе, и до 25 км\ч – на бездорожье. Компоновка машины во многом соответствовала своим предшественникам: мотор и трансмиссия располагались в корме, отделение управление и боевое отделение находились в передней части машины. Экипаж состоял из пяти человек: механика-водителя, наводчика, командира и двух заряжающих.
Корпус САУ состоял из катаных бронелистов, расположенных под большими углами. Так, лобовые детали корпуса состояли из 100 (верх) и 80 (низ) миллиметровых листов, расположенных под углом свыше 50 градусов. Бортовые проекции защищала 85-мм броня без конструктивного наклона.
Основное орудие СУ-122-54 – наследница пушки Д-25 с индексом 52-ПС-471Д (Д-49). Орудие получило систему продувки канала ствола сжатым воздухом, которую позже заменили полноценным эжектором. А для облегчения процесса зарядки, Д-49 оснастили электромеханическим досылателем. Несмотря на раздельное заряжание и высокую массу снарядов, удалось достичь скорострельности до 6 выстрелов в минуту. Бронебойный снаряд БР-471Б мог поразить до 122 мм наклонной (60 градусов) брони на расстоянии в 500 метров. Вспомогательное вооружение состояло из пары 14,5-мм пулеметов КПВТ – спаренного с орудием, и зенитного – установленного у люка заряжающего.
Для стрельбы прямой наводкой использовался телескопический прицел ТШ2-24 с переменной кратностью (до х7). Артиллерийская панорама С-71-24 использовалась для ведения огня с закрытых позиций. А для борьбы с низколетящими объектами, зенитный пулемет получил коллиматорный прицел ВК-4. Кроме этого, на командирской башенке был смонтирован оптический дальномер ТКД-09 с четырехкратным увеличением.
Изначально, САУ получила радиостанцию 10РТ-26Э и переговорное устройство ТПУ-47, но в ходе модернизации и капитального ремонта, их меняли на современные аналоги: радио Р-113 и устройство внутренней связи Р-120.
Судьба машины
В 1955 году было развернуто серийное производство новой самоходки. Малыми партиями СУ-122-54 поступал в войска, пока в 1956 году их выпуск не прекратили. К тому моменту завод №221 успел выпустить более 90 орудий Д-49. По данным завода №174, из них было создано лишь 77 машин.
Причиной для остановки производства стало повальное «увлечение» противотанковыми ракетами, которыми планировалось заменить классическую артиллерию. Более того, позже выяснилось, что 122-мм пушка не способна бороться с новыми танками противника. Так, бронебойный снаряд БР-471Б мог поразить американский M48 лишь с минимальных расстояний, а более защищенный M60 для СУ-122-54 был и вовсе неуязвимой целью (в лобовых проекциях).
Для решения этой проблемы был разработан новый кумулятивный боеприпас ЗБК-10, который на максимальных дистанциях поражал до 400 мм брони. Его дополнял подкалиберный снаряд ЗБС-7. Все это повысило огневую мощь советской САУ, но проявить ее в полной мере не удалось.
Международной «премьерой» машины стали учения «Днепр-67», за которыми внимательно следили иностранные разведки. А эпизодичное применение в реальных условиях случилось годом позже – во время операции «Дунай». Но о конкретных случаях их применения в ходе Чехословацких событий практически ничего неизвестно. Уже к концу 1960-х, большинство СУ-122-54 были разоружены и переоборудованы в инженерные машины, судьба которых была более разнообразной.
Так, во время Афганской войны советские войска столкнулись с недостатком специальных минных тральщиков. И в 1980 году на основе СУ-122-54 была создана БМР-1 (Боевая машина разминирования). Машину отличало отсутствие 122-мм орудия и пулеметов КПВТ, которые заменяла орудийная башня от БТР-60. Бронирование машины усилили в днище, а перед БМР-1 установили два минных трала КМТ-5М. Использование машины траления позволило существенно сократить потери от подрыва на минах, и повысить скорость передвижения колонн.
В 1986 году как минимум одна БМР-1 использовалась при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Машина, дополнительно экранированная свинцовыми листами, использовалась в качестве защищенного транспорта.
Помимо ИМР, база СУ-122-54 использовалась для создания целого ряда специализированных машин. В 1955 году был создан опытный АПБНП «Буйвол» - машина передовых артиллерийских наблюдателей. В ней отсутствовало основное орудие, а освободившееся место использовалось для аппаратуры наблюдения. Но производство «Буйвола» не пошло дальше двух опытных образцов. Чего не скажешь об МТП-3 (Машина технической помощи), в которой орудие уступило место буксировочному оборудованию и подъемному крану.
Но самая необычная машина семейства СУ-122-54 – это бесспорно ТОП-1. Тягач обеспечения парадов, единственная задача которого исходила из названия. Семь изготовленных образцов представляли собой САУ с демонтированным вооружением и двумя сидениями на крыше МТО – для техников. ТОП-1 распределялись по маршруту движения парадного строя, будучи готовыми принять заглохшую боевую единицу. Машины применялись до середины 1990-х, пока на смену им не пришли линейные БРЭМ.
Итоги
Самоходка СУ-122-54 стала последней советской САУ на танковом шасси и последним представителем семейства самоходных истребителей танков. Сконструированная по канонам Второй Мировой войны, СУ-122-54 оказалась лишним образцом бронетехники. Не имея решительных преимуществ в защищенности или огневой мощи перед тяжелыми танками, эта САУ могла рассматриваться больше как штурмовое орудие. Более того, огневая мощь и скорострельность заслуженного, но устаревшего 122-мм орудия, уже не была аргументом против современных и перспективных танков противника. Все это смещало акценты на внедрение ПТРК.
С другой стороны, эта самоходка смогла бы себя проявить в ряде локальных конфликтов, но малое количество выпущенных машин исключали экспорт СУ-122-54. По этой причине, главным достижением в истории нашего героя стало семейство инженерных машин, созданных на его базе.
Спасибо за внимание! По ссылкам ниже – тексты о других образцах бронетехники, которые можно считать «последними в своем классе»:
- МТ-12: последняя буксируемая противотанковая пушка