Найти в Дзене
Издательство "Шестерёнка"

СУ-122-54: советская САУ, построенная по канонам ВОВ

Во время Второй Мировой войны единственным способом поместить мощное противотанковое орудие на самоходное шасси были компромиссы, вроде снижения защищенности или отказа от вращающейся башни. Но во второй половине 1950-х прогресс танковых двигателей и пушек позволил наделить тяжелые танки одинаково высокой защищенностью и огневой мощью – но в ущерб подвижности. Так конструкторы снова пришли к концепции «классической» САУ – с мощным орудием, высокой защищенностью, но без вращающейся башни. И последним образцом подобных машин стал «Объект 600», он же – СУ-122-54 или ИТ-122 – о котором мы сегодня и поговорим.

СУ-122-54 создавалась как логическое продолжение СУ-100.
СУ-122-54 создавалась как логическое продолжение СУ-100.

Рожденная в муках

Через год после остановки конвейера с СУ-100 в РСФСР, встал вопрос о создании современного аналога. Так, летом 1948 года конструкторам завода №174 (Омск) было поручено «подружить» шасси среднего танка Т-54 с орудием Д-25. За разработку модернизированной 122-мм пушки отвечал «Завод №9». В декабре 1948 года был готов макет перспективной САУ в натуральную величину. После рассмотрения проекта комиссией, его отправили на доработку, которая заняла полгода. Летом 1949 года макет и чертежи машины снова демонстрируют комиссии, которая на сей раз одобряет будущую САУ.

Нижняя часть корпуса, подвеска, мотор и трансмиссия с небольшими изменениями повторяли таковые агрегаты на втором серийном образце Т-54
Нижняя часть корпуса, подвеска, мотор и трансмиссия с небольшими изменениями повторяли таковые агрегаты на втором серийном образце Т-54

Начались работы по опытному образцу самоходки, которые… вскоре остановили! Проблема пришла оттуда, откуда не ждали: еще в начале 1949 года было приостановлено производство базового для САУ танка Т-54, обладавшего рядом критических недостатков. Одновременно с утверждением проекта новой САУ (созданной с учетом характеристик Т-54-1), начинается производство Т-54-2. Новая машина обладала рядом изменений в корпусе и ходовой части. В частности, ширина гусениц была увеличена. Это требовало пересмотра проекта САУ на базе танка.

Разработка, стартовавшая в 1948 году, дошла до стадии серийного выпуска лишь в 1955 году
Разработка, стартовавшая в 1948 году, дошла до стадии серийного выпуска лишь в 1955 году

Осенью 1949 года разработку ИТ-122 перевели на завод №183 в Нижнем Тагиле, конструкторы которого внесли свои коррективы в будущую конструкцию. Но в разгар работ, весной 1950 года, проект вернули его авторам – в Омск! К концу года, наконец, был готов опытный образец САУ СУ-122-54, который был направлен на государственные испытания. Машину одобрили, но не без оговорок. Так, нарекания вызвала низкая кучность стрельбы, дефекты в работе зенитного пулемета КПВТ и высокую загазованность боевого отделения. В первый день нового, 1952 года была завершена подготовка к серийному производству СУ-122-54.

Конструкция

Шасси, мотор и трансмиссия новой самоходки почти всецело соответствовали танку Т-54. Главное отличие – расположение опорных катков: если в танке просвет был между первым и вторым колесом, то в САУ увеличили промежуток между 3 и 4 катком – сказывалось иное распределение веса. 37-тонная машина приводилась в движение дизельным V12 В-54, мощностью в 520 сил. Это позволяло развивать скорость в 48 км\ч по шоссе, и до 25 км\ч – на бездорожье. Компоновка машины во многом соответствовала своим предшественникам: мотор и трансмиссия располагались в корме, отделение управление и боевое отделение находились в передней части машины. Экипаж состоял из пяти человек: механика-водителя, наводчика, командира и двух заряжающих.

Спаренный пулемет, в отличии от аналогичных образцов в танках, был крупнокалиберным (14,5 мм)
Спаренный пулемет, в отличии от аналогичных образцов в танках, был крупнокалиберным (14,5 мм)

Корпус САУ состоял из катаных бронелистов, расположенных под большими углами. Так, лобовые детали корпуса состояли из 100 (верх) и 80 (низ) миллиметровых листов, расположенных под углом свыше 50 градусов. Бортовые проекции защищала 85-мм броня без конструктивного наклона.

Отсутствие вращающейся башни позволило сэкономить массу. В итоге, хорошо защищенная машина с мощным орудием едва превышала показатель в 37 тонн
Отсутствие вращающейся башни позволило сэкономить массу. В итоге, хорошо защищенная машина с мощным орудием едва превышала показатель в 37 тонн

Основное орудие СУ-122-54 – наследница пушки Д-25 с индексом 52-ПС-471Д (Д-49). Орудие получило систему продувки канала ствола сжатым воздухом, которую позже заменили полноценным эжектором. А для облегчения процесса зарядки, Д-49 оснастили электромеханическим досылателем. Несмотря на раздельное заряжание и высокую массу снарядов, удалось достичь скорострельности до 6 выстрелов в минуту. Бронебойный снаряд БР-471Б мог поразить до 122 мм наклонной (60 градусов) брони на расстоянии в 500 метров. Вспомогательное вооружение состояло из пары 14,5-мм пулеметов КПВТ – спаренного с орудием, и зенитного – установленного у люка заряжающего.

Один из первых опытных образцов САУ (без эжектора на стволе). В первых машинах продувка ствола осуществлялась компрессором, что не решало вопрос загазованности боевого отделения
Один из первых опытных образцов САУ (без эжектора на стволе). В первых машинах продувка ствола осуществлялась компрессором, что не решало вопрос загазованности боевого отделения

Для стрельбы прямой наводкой использовался телескопический прицел ТШ2-24 с переменной кратностью (до х7). Артиллерийская панорама С-71-24 использовалась для ведения огня с закрытых позиций. А для борьбы с низколетящими объектами, зенитный пулемет получил коллиматорный прицел ВК-4. Кроме этого, на командирской башенке был смонтирован оптический дальномер ТКД-09 с четырехкратным увеличением.

С 1958 года СУ-122-54 в ходе капремонта получали новое радиооборудование
С 1958 года СУ-122-54 в ходе капремонта получали новое радиооборудование

Изначально, САУ получила радиостанцию 10РТ-26Э и переговорное устройство ТПУ-47, но в ходе модернизации и капитального ремонта, их меняли на современные аналоги: радио Р-113 и устройство внутренней связи Р-120.

Иллюстрация СУ-122-54, ставшая первым представлением о машине за рубежом. Примечательно, что источником "информации" о машине стал перебежчик В. Резун (Суворов).
Иллюстрация СУ-122-54, ставшая первым представлением о машине за рубежом. Примечательно, что источником "информации" о машине стал перебежчик В. Резун (Суворов).

Судьба машины

В 1955 году было развернуто серийное производство новой самоходки. Малыми партиями СУ-122-54 поступал в войска, пока в 1956 году их выпуск не прекратили. К тому моменту завод №221 успел выпустить более 90 орудий Д-49. По данным завода №174, из них было создано лишь 77 машин.

СУ-122-54 в одной из советских частей. По разным данным, в войсках находилось 77 САУ, которые впоследствии были разоружены и переоборудованы в инженерные машины
СУ-122-54 в одной из советских частей. По разным данным, в войсках находилось 77 САУ, которые впоследствии были разоружены и переоборудованы в инженерные машины

Причиной для остановки производства стало повальное «увлечение» противотанковыми ракетами, которыми планировалось заменить классическую артиллерию. Более того, позже выяснилось, что 122-мм пушка не способна бороться с новыми танками противника. Так, бронебойный снаряд БР-471Б мог поразить американский M48 лишь с минимальных расстояний, а более защищенный M60 для СУ-122-54 был и вовсе неуязвимой целью (в лобовых проекциях).

На фото можно заметить главное отличие шасси САУ от шасси Т-54: расстояние между 3 и 4 катком (у Т-54 - просвет между первым и вторым)
На фото можно заметить главное отличие шасси САУ от шасси Т-54: расстояние между 3 и 4 катком (у Т-54 - просвет между первым и вторым)

Для решения этой проблемы был разработан новый кумулятивный боеприпас ЗБК-10, который на максимальных дистанциях поражал до 400 мм брони. Его дополнял подкалиберный снаряд ЗБС-7. Все это повысило огневую мощь советской САУ, но проявить ее в полной мере не удалось.

-11
Чехословакия, 1968 год. Одни из немногих снимков СУ-122-54 в ходе операции "Дунай".
Чехословакия, 1968 год. Одни из немногих снимков СУ-122-54 в ходе операции "Дунай".

Международной «премьерой» машины стали учения «Днепр-67», за которыми внимательно следили иностранные разведки. А эпизодичное применение в реальных условиях случилось годом позже – во время операции «Дунай». Но о конкретных случаях их применения в ходе Чехословацких событий практически ничего неизвестно. Уже к концу 1960-х, большинство СУ-122-54 были разоружены и переоборудованы в инженерные машины, судьба которых была более разнообразной.

Главным отличием БМР-1 от СУ-122-54 (помимо отсутствия пушки), было усиленное бронирование днища и башня с пулеметом КПВТ от БТР-60
Главным отличием БМР-1 от СУ-122-54 (помимо отсутствия пушки), было усиленное бронирование днища и башня с пулеметом КПВТ от БТР-60

Так, во время Афганской войны советские войска столкнулись с недостатком специальных минных тральщиков. И в 1980 году на основе СУ-122-54 была создана БМР-1 (Боевая машина разминирования). Машину отличало отсутствие 122-мм орудия и пулеметов КПВТ, которые заменяла орудийная башня от БТР-60. Бронирование машины усилили в днище, а перед БМР-1 установили два минных трала КМТ-5М. Использование машины траления позволило существенно сократить потери от подрыва на минах, и повысить скорость передвижения колонн.

Советская БМР-1 в Афганистане после подрыва на мине
Советская БМР-1 в Афганистане после подрыва на мине

В 1986 году как минимум одна БМР-1 использовалась при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Машина, дополнительно экранированная свинцовыми листами, использовалась в качестве защищенного транспорта.

БМР-1 с рубкой, дополнительно защищенной свинцом. Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС
БМР-1 с рубкой, дополнительно защищенной свинцом. Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС

Помимо ИМР, база СУ-122-54 использовалась для создания целого ряда специализированных машин. В 1955 году был создан опытный АПБНП «Буйвол» - машина передовых артиллерийских наблюдателей. В ней отсутствовало основное орудие, а освободившееся место использовалось для аппаратуры наблюдения. Но производство «Буйвола» не пошло дальше двух опытных образцов. Чего не скажешь об МТП-3 (Машина технической помощи), в которой орудие уступило место буксировочному оборудованию и подъемному крану.

Уже российский ТОП-1 в парадном строе. Единственной задачей машины на базе СУ-122-54 была эвакуация заглохших участников парада
Уже российский ТОП-1 в парадном строе. Единственной задачей машины на базе СУ-122-54 была эвакуация заглохших участников парада

Но самая необычная машина семейства СУ-122-54 – это бесспорно ТОП-1. Тягач обеспечения парадов, единственная задача которого исходила из названия. Семь изготовленных образцов представляли собой САУ с демонтированным вооружением и двумя сидениями на крыше МТО – для техников. ТОП-1 распределялись по маршруту движения парадного строя, будучи готовыми принять заглохшую боевую единицу. Машины применялись до середины 1990-х, пока на смену им не пришли линейные БРЭМ.

Украинская БМР-1 на Донбассе, 2015 год.
Украинская БМР-1 на Донбассе, 2015 год.

Итоги

Самоходка СУ-122-54 стала последней советской САУ на танковом шасси и последним представителем семейства самоходных истребителей танков. Сконструированная по канонам Второй Мировой войны, СУ-122-54 оказалась лишним образцом бронетехники. Не имея решительных преимуществ в защищенности или огневой мощи перед тяжелыми танками, эта САУ могла рассматриваться больше как штурмовое орудие. Более того, огневая мощь и скорострельность заслуженного, но устаревшего 122-мм орудия, уже не была аргументом против современных и перспективных танков противника. Все это смещало акценты на внедрение ПТРК.

СУ-122-54 на постаменте в краснодарском Парке Победы. До наших дней сохранилось немного "оригинальных" машин, так как большинство выпущенных СУ-122-54 были разоружены
СУ-122-54 на постаменте в краснодарском Парке Победы. До наших дней сохранилось немного "оригинальных" машин, так как большинство выпущенных СУ-122-54 были разоружены

С другой стороны, эта самоходка смогла бы себя проявить в ряде локальных конфликтов, но малое количество выпущенных машин исключали экспорт СУ-122-54. По этой причине, главным достижением в истории нашего героя стало семейство инженерных машин, созданных на его базе.

Спасибо за внимание! По ссылкам ниже – тексты о других образцах бронетехники, которые можно считать «последними в своем классе»: