Американский музыкант, продюсер и композитор PALA, долгое время сотрудничающий с фондом GRAMMY Foundation, специально для блога музыкальной площадки Splice написал заметку о технике сведения «Top Down Mixing». В тексте PALA рассказывает, как техника сведения сверху вниз помогает улучшить звучание миксов, шире взглянуть на общую картину трека, а также делает работу в студии эффективнее. SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод заметки.
Набирающая все большую популярность техника сведения «Top Down Mixing» или «Сведение сверху вниз» подразумевает начало сведения композиции не на уровне дорожек, а на уровне посылов и мастер-шин. Считается, что она помогает шире взглянуть на перспективу микса, а также улучшить отношения между участниками-инструментами финального продукта.
Когда мы сводим музыку, мы слишком переживаем об отношениях между отдельными сигналами вместо того, чтобы смотреть на общую картину звучания композиции. Начав сведение с верха микса (с шин и посылов), вы сфокусируетесь на совместном звучании всех участников песни. Это намного лучше, чем оставить одну бас-бочку и сводить ее до тех пор, пока она перестанет быть похожа на что-либо вообще.
Попробуйте воспользоваться этой техникой на недавно сведенном проекте. Сделайте копию, откатите проект к исходному, сырому состоянию, начните сведение сверху вниз и сравните получившийся результат с оригинальным миксом. Когда я начал пользоваться техникой «Top Down Mixing», я удивился тому, насколько лучше стали звучать миксы и насколько меньше времени я стал тратить на сведение.
Как подготовиться к сведению сверху вниз
Чтобы на своем опыте опробовать технику сведения сверху вниз, потребуется ряд приготовлений. Для начала, создайте AUX-каналы для каждой группы инструментов, участвующих в миксе. В своей практике я начинаю с того, что создаю следующие группы каналов:
1. Вокал;
2. Бэк-вокал;
3. Синтезаторы;
4. Пэды и подложки;
5. Бас;
6. Ударные.
В случае необходимости, я создаю дополнительные шины. К примеру, если в миксе участвует большое количество клавишных инструментов, я объединяю их на шине «Keys», куда попадает сигнал с дорожек фортепиано, органа, электронного пианино и других подобных инструментов.
Направьте сигнал с дорожек инструментов на соответствующие шины. Как только закончите с маршрутизацией, выставите уровни громкости каждого трека по собственному желанию. Не тратьте много времени на расстановку баланса по громкости — настройте уровни так, чтобы никто не терялся в миксе и все инструменты было хорошо слышно.
Обработка сигнала на шинах и посылах
После того, как инструменты будут сбалансированы между собой по уровням, переходите к созданным шинам и посылам. Солируйте какую-то одну группу инструментов, заглушив остальные.
Я обычно начинаю работу с ударных, которые обрабатываю с помощью iZotope Neutron 2. Сначала я активирую модуль эквалайзера, которым формирую общую картину звучания барабанов. Затем к процессу подключаются модули компрессора, Transient Shaping и даже Stereo Imaging, если того требует микс и инструмент.
После того, как звук ударных будет устраивать меня, я заглушаю соответствующую шину и перехожу к следующей группе инструментов. Такой подход заставляет звукорежиссера слушать общее звучание определенной части микса, а не фокусироваться на отдельных дорожках, распыляя свое внимание.
Баланс по уровням
Обработав каждую группу по отдельности, я активирую в микшере все шины и начинаю настраивать соотношение уровней между ними. В целом, процесс ничем не отличается от настройки уровней для дорожек, хотя отличия все равно существуют. Работая с группами, вы смотрите на общую глобальную картину и видите, как ударные сочетаются с басом, синтезаторы работают с вокалом и так далее.
Во время поиска баланса между группами не беспокойтесь, если какие-либо дорожки будут выбиваться из общего микса. Фокусируйтесь на том, как шины звучат между собой, а все точечные правки оставьте на потом.
Переход к деталям
Как только все группы инструментов будут сбалансированы по уровням, время углубиться в детали и работать с отдельными дорожками. Вносите любые правки в звучание инструментов, чтобы закончить сведение. Скорее всего, правок будет не много. И это хорошо, потому что так вы обезопасите себя от излишнего сведения, которое ведет к тому, что треки начинают звучать хуже.