Тэглайн: "Огонь внутри"
Что это
Книга о мирных людях и войне Война для них - не лежание в окопах или атаки на передовой, а то мерзкое состояние Вселенной, в которое та приходит, когда где-то далеко подневольные люди начинают массово друг в друга стрелять во имя Великой Идеи.
Это паника, страх за себя, за близких людей, боль, голод и жажда, это чувство беспомощности и безнадёги, которое угнетает больше всего, особенно в нежном возрасте главных героев.
Это книга о судьбе, которая хитрыми путями пытается свести вместе двух очень разных людей, объединенных одним - всепоглощающей жаждой знаний. Встреча их так мимолетна, что впору спросить: "Да зачем это вообще было нужно?" Но если подумать - это просто было нужно.
А еще это книга о том, как тяжело оставаться самим собой, когда вокруг все сильно не в себе.
Это роман взросления, и не одного или двух, сразу нескольких героев, каждый из которых пытается по мере сил приспособиться и выжить в не самое простое и безопасное для Европы время.
Для кого это
Для любителей красивых и грустных историй. Для тех, кто интересуется обратной или даже боковой стороной Второй Мировой, но не только той, героической, что проходят в отечественной школе. Роман показывает как выглядит война из глубоких европейских тылов, глазами талантливого немецкого мальчика и руками и прочими органами чувств не менее талантливой, несмотря на слепоту, французской девочки. А все то, чем так гордимся мы, проходит для них фоном, где-то очень-очень далеко. Несмотря на то, что главные герои романа - дети, книга вышла однозначно не детская. Убежденных патриотов квасного разлива лучше к книге тоже не допускать - в ней слишком мало "наших", а те, что есть - очень и очень неоднозначные.
Что хорошо
Подача. По сути большая часть книги - это флэшбэки, и сделаны они мастерски. Читая текст, прямо-таки видишь хорошо снятый и срежиссированный фильм, в котором в нужных местах кадр выцветает в "сепию", приобретает царапины и иные артефакты старой кинопленки, а воздух вокруг читателя/зрителя начинает пахнуть пылью времен, как при просмотре старинного семейного альбома. Поражает способность автора извлечь что-то теплое и светлое даже из не самых веселых (а иногда и страшных) воспоминаний героев, радует приключенческо-детективная линия сюжета. Также радуют трогательно прописанные отношения отца и дочери Леблан и брата и сестры Пфенниг. Вообще, это книга-эмоция: "зайдет" далеко не всем, но кому "зайдет" - тех уж до конца те отпустит, и будет такой "поймавший волну" читатель с удовольствием смотреть, как собирает Вернер Пфенниг свой первый радиоприемник, и с интересом трогать напечатанные шрифтом Брайля Книги Жюля Верна, принадлежащие Мари-Лоре Леблан.
Ну и предвоенный Париж описан подробно и с любовью - как и у Ремарка в "Триумфальной арке", но с иными акцентами.
Что плохо
Легкая "недотянутость" приключенческо-детективной линии с легендарным "Морем огня". Странная история с немецким охотником за экспонатами фон Румпелем, который вроде как должен добывать ценности для музеев Рейха, но забивает на должностные обязанности огромный немецкий болт и четыре года ищет камень, якобы обладающий необычайными свойствами. Война - войной, а в возможность такого масштабного разгильдяйства со стороны помешанных на порядке арийских экспроприаторов верится с трудом. (Хотя, конечно, чем ближе к 1945-му, тем больше верится).
В сухом остатке
Грустная книга с замечательным горьковатым послевкусием о закономерностях и случайностях, поступках и их последствиях, об одержимости и преодолении страха, и о том, как порой трудно бывает забыть все то, что когда-то хотелось помнить вечно.
Что читать вместо
Если хочется более цинично и менее романтично: "Триумфальная арка" Эриха Марии Ремарка.
Если хочется более про эмоции, отношения и фэнтези с POV-подачей от лица разнополых персонажей, и менее - про войну: "Хрустальный Грифон" Андрэ Нортон.