Ребенок часто слышит - Нет
Дети не могут контролировать эмоции, поэтому показывают недовольство плачем и криками.
И если бы двухлетний ребенок мог сформулировать свои мысли и объяснить настоящую причину своего плача - мы бы услышали примерно следующее:
Мне 2 года и я не капризный ... Просто я расстроен. Я нервничаю, испытываю стресс и растерянность. Я просто хочу, чтобы меня обняли.
И вот почему.
Сегодня я проснулся и хотел одеться, но ты мне сказала: «Нет времени, давай я тебя одену». Я немного расстроился.
Я хотел сам позавтракать, но ты мне сказала: «Нет, ты испачкаешься едой, сиди, я покормлю тебя» Я расстроился еще больше.
Мы подошли к машине и я хотел залезть в нее сам, но ты мне сказала: «Нет, нам нужно спешить. Я сама усажу тебя». Я заплакал.
Когда мы приехали, я хотел выйти из машины самостоятельно, но ты мне сказала: «Нет. Мы опаздываем, дай мне руку». Я захотел вырваться и убежать.
Позже, уже в детском саду я играл в конструктор. Затем мне надоело и я решил поиграть машинкой, которая была у другого мальчика. Поэтому я взял ее.
Я сразу услышал: «Нет, нельзя так делать! Ты должен попросить».
Я не понял, что я сделал неправильно и меня это огорчило. Я заплакал, хотел чтобы меня обняли. Но мне сказали: «Успокойся, иди играть».
Позже мне сказали, что за мной пришли, чтобы забрать меня. Еще кто-то сказал: «Иди, собери свои игрушки».
Я не знал как мне поступить. Мне собирать игрушки или идти одеваться? Я стоял и ждал, что кто-то подскажет мне.
Затем я услышал: «Что ты делаешь? Почему ты просто стоишь там? Собери свои игрушки, сейчас же!»
Я не знаю что мне делать. С чего начать? Я слышу одновременно много слов, но не понимаю что они от меня хотят? Куда убирать эти игрушки?
Я упал на пол и заплакал...
Дома, когда наступило время поесть - я хотел это сделать сам. Но снова услышал: «Нет, сам ты кушаешь медленно и снова испачкаешься. Я покормлю тебя».
Я попытался есть то, что мне нравится, но ты повторяла: «Попробуй это, съешь это ...» и клала мне в рот то, что я не хотел есть.
Я снова начал плакать. Ты продолжаешь говорить, что я должен доесть и это заставляет меня плакать еще больше.
Я голоден, разочарован, устал, мне грустно. Мне нужно, чтобы кто-то обнял меня. Но ты не обнимаешь, продолжаешь кормить и я плачу еще сильнее.
Мне 2 года. Мне не разрешают самому одеться, поесть. Не отпускают туда, куда я хочу, и не разрешают делать то, что я хочу.
Но при этом от меня ожидают, что я знаю, как делиться игрушками и как справляться со своими эмоциями.
Я должен сидеть на одном месте и знать, что, если я что-то брошу, это может сломаться ... Но откуда я могу все это знать?
Мне не разрешают прыгать, бегать, лазить. И запрещают делать то, что вызывает у меня интерес к миру.
Мне 2 года и я не капризный ... Просто я расстроен. Я нервничаю, испытываю стресс и растерянность. Я просто хочу, чтобы меня обняли.
Понятно, что эти предложения написаны от руки взрослого человека, а не двухлетнего ребенка.
Но иногда они должны появляться чтобы напоминать том, что забывают большинство родителей: об эмоциях и чувствах детей.
И запрещая ребенку самому что-либо делать - мы ограничиваем его возможности развития.
Как ребенок видит своих родителей с рождения до 45+ лет - читайте здесь