Найти тему

О встрече Дзигоку-таю и монаха Иккю

«Адская госпожа» Дзигоку-таю – легендарная куртизантка, считается первой таю – то есть куртизанткой высшего ранга. Была современником монаха Иккю (XV век), одного из виднейших философов дзен-буддизма.

Об их встрече повествует поэтическая история.

Иккю был известен своим экстравагантным, противоречивым поведением, и несмотря на принадлежность к монашескому сану, часто проводил время в веселых кварталах.

Дзигоку-таю после смерти родителей была похищена и продана в бордель. Она выросла красивой, умной и образованной, и приняв свои несчастья как карму за то, что она сделала в прошлых жизнях, дала себе имя Дзигоку (Адская) как способ поиронизировать над своей судьбой. Она облачалась в кимоно со сценами ада. Дзигоку была большим мастером поэзии, и монах Иккю не мог пройти мимо – он захотел познакомиться с Адской госпожой.

При встрече монаха куртизантка обратилась к нему стихами:

Если живешь в горах,

Лучше оставаться в горах,

Глубоко в горах

Это место ближе всего

К границе плывущего мира.

(перевод мой, построчный с английского)

Она удивилась тому, что делает монах на краю района удовольствий – «плывущего мира» страданий, из которого буддисты ищут спасения. Заинтригованный, Иккю ответил своим стихотворением:

Как по мне

Тело, что я имею,

Не значит ничего для меня

И город, и горы

Меж ними разницы нет.

(перевод мой, построчный с английского)

Он подразумевал, что, как священник дзен, он не имеет привязанности к своему телу, и поэтому нет никакой разницы, если он придет в бордель. Для просветленных не может быть внутренней разницы между борделем и храмом.

Далее монах проводит время в борделе, отказываясь от вегетарианской еды, пьет сакэ и съедает карпа. С ним в комнате танцуют куртизантки, и сквозь тонкую бумагу стены тени их кажутся Дзигоку-таю скелетами. Ночью монаха тошнит в пруд, и Дзигоку наблюдает, как рвота Иккю, коснувшишь поверхности пруда, вновь становится тем карпом, которого он съел. После таких событий монах и куртизантка не могли не подружиться.

Наутро они продолжили беседу, и монах пояснил девушке кое-что про скелетов:

«Кто не закончит, став скелетом? Мы возникаем как скелеты, обернутые плотью – мужской или женской – пристрастной друг к другу. Когда дыхание прекращается, кожа разрушается, пол исчезает, и нет больше высокого и низкого. Под кожей человека, которого мы ласкаем, не что иное, как набор голых костей. Подумай над этим – высокий и низкий, молодой и старый, мужской и женский – меж ними разницы нет.»

(перевод мой, построчный с английского)

Дзигоку стала ученицей Иккю и продолжила работать в борделе, воплощая идеал неразличения высокого и низкого. Вслед за этим профессия куртизантки стала расцениваться в японской культуре как аналогичная монашеской службе в храме, воплощающей собой идеалы непостоянства сущего, изменчивости бренного мира и непривязанности сознания, что находит отражение во многих произведениях (например, циклы Онна-Дарума – изображение Бодхидхармы в образе куртизантки).

Jigoku Dayu (Hell Courtesan) by Kawanabe Kyosai, 1874
Jigoku Dayu (Hell Courtesan) by Kawanabe Kyosai, 1874
The enlightenment of Jigoku Dayu by TsukiokaYoshitoshi, 1890
The enlightenment of Jigoku Dayu by TsukiokaYoshitoshi, 1890
И моя любимая – Courtesan Jigoku Dayu Kuchi-e Print by Eisen Tomioka, 1903
И моя любимая – Courtesan Jigoku Dayu Kuchi-e Print by Eisen Tomioka, 1903

Telegram