Да, «Орешек» не изобрел жанр «герой-одиночка в замкнутом пространстве», но он точно отполировал его схему до идеала. Рассказываем, какие приемы превратили фильм в киношедевр, а также о том, чем прославился блокбастер и ждет ли нас новая история о непобедимом герое в белой майке.
Приемы в фильме
Одиночество героя — ключевое обстоятельство сюжета. Несмотря на обилие объемных персонажей и эффектные сцены рукопашных и перестрелок, большую часть экранного времени Макклейн сам по себе, перебегает из одной части пустого небоскреба в другую, иногда оказываясь в пространствах настолько тесных, что грудную клетку сжимает не только у него, но и у зрителя. Несмотря на размах блокбастера, фильм ощущается как почти что камерный.Кроме того, все эти перемещения из-под стола в шахту лифта, из шахты в вентиляционную трубу и так далее неизбежно приводят к обилию в «Орешке» необычных ракурсов съемки, которые в то время ассоциировались исключительно с европейскими рекламными клипами.
Европейская экзотика, нордические блондины, тевтонский акцент и цитаты из Плутарха — это вообще важная часть аттракциона фильма, так же как и ориентальный антураж небоскреба «Накатоми». Фильм во многом обязан своим обаянием этой эклектике, столкновению противоположностей, которое возможно, конечно, только на волшебной американской земле. Западная Европа и Дальний Восток, жара и рождественская атрибутика, кровь и гэги.Удачным было и решение режиссера Джона МакТирнана (вдохновленное, по его собственным словам, пьесой Шекспира «Сон в летнюю ночь») ужать время действия с трех дней, как в романе, до одной ночи, усилив напряжение классическим театральным приемом единства места, времени и действия.В «Орешке» практически нет ружей, которые не стреляют. Все многочисленные детали складываются в сюжетный узор, каждая попадающая в объектив камеры мелочь становится частью большого механизма экшена. Другой новый фабульный поворот логически определен действиями и обстоятельствами, находящимися на дальнем конце сюжетной арки.
Знаменитая сцена с битым стеклом, по которому бежит босой Уиллис, рождается из самого первого диалога фильма, того, где попутчик Макклейна дает ему совет снимать обувь, для того чтобы расслабиться. Фото Макклейна с детьми, которое кладет плашмя его жена в своем роскошном кабинете, будет поднято полфильма спустя, чтобы сыграть поворотную роль в сюжете. Дремлющий в подземном гараже небоскреба водитель лимузина Аргайл проснется в кульминационный момент и не даст грабителям скрыться из здания. Наградные часы Холи Макклейн (которые нам даже поначалу не покажут) в финале отправятся в бездну вместе с Грубером и неприятным полугодием разлуки с мужем.
Заслуги фильма
Фильм вдохновил многих режиссёров и с тех пор появились:
«Крепкий орешек» на корабле («В осаде»),
«Крепкий орешек» в самолете («Пассажир 57»),
«Крепкий орешек» в горах («Скалолаз»),
«Крепкий орешек» в автобусе («Скорость», 1994),
«Крепкий орешек» на хоккейном корте («Внезапная смерть»),
«Крепкий орешек» в телефонной будке («Телефонная будка»),
«Крепкий орешек» в Белом доме («Штурм Белого дома») и т. д.
Белая майка-алкоголичка на много лет вперед закрепилась в кино как непременный атрибут простого хорошего парня, а в 2007-м и вовсе попала в Национальный музей американской истории при Смитсоновском институте.
Фильм и его персонажи вошли во всевозможные списки лучших и главных, а в 2017-м, копия «Орешка» поступила в Библиотеку Конгресса, узаконив его как важную часть американского культурного наследия.
Прокатный успех «Орешка» повлек появление соответствующей франшизы. Уиллис превратился в звезду первого эшелона; впрочем, его карьера тут же пошла на спад из-за череды провалившихся в прокате проектов, и в «Криминальном чтиве» он уже снимался именно как большая звезда прошлого (однако картина Тарантино реанимировала его карьеру).
Будущее «Крепкого орешка»
Приквел «Крепкого орешка», долгое время носивший подзаголовок «Год первый», сменил название. Картина Лена Уайзмана, рассказывающая о молодости персонажа Брюса Уиллиса, будет называться «Макклейн» (McClane), по фамилии главного героя.
Действие картины развернется в настоящем и в 1970-е, когда Джон был еще зеленым уличным копом. На данный момент неизвестно, кто сыграет Макклейна в прошлом, но Уайзман уточнил, что Уиллис принимает активное участие в выборе актера на эту роль.
Сценарий картины был готов еще в июле 2018 года, так что Уайзман планирует приступить к съемкам приквела в ближайшее время.
Читайте первую часть статьи на нашей странице.