Найти тему
Русский мир.ru

Горе и ум

15 января 1795 года родился Александр Грибоедов

В короткую жизнь Грибоедова вместилось столько событий, что хватило бы на две-три жизни. А загадок столько, что справиться с ними и за два прошедших века не удалось.

Текст: Ирина Лукьянова, фото предоставлено М. Золотаревым

Даже единственная его большая книга — водевили и наброски не в счет — до сих пор дает простор для размышлений и толкований. До сих пор, едва в классе зайдет разговор о вечном — да умен ли Чацкий, — и понеслось, и уже иной раз звонка не слышно. Личность автора и обстоятельства его жизни и смерти вызывают вопросов еще больше: когда он родился? Почему погиб? Кто в этом виноват? Каким человеком был? У одних мемуаристов он необыкновенно милый, воспитанный, доброжелательный, у других — сухой, озлобленный, желчный. У одних исследователей — связной декабристов с генералом Ермоловым, у других — государев человек, карьерист, служака, предатель идеалов и дела декабризма. Где одни видят светлый и ясный ум и любящую душу — другие замечают яд цинизма и опустошение. Какой он, настоящий Грибоедов?

Вряд ли мы когда-то узнаем. Каждый увидит свое.

А.С. Грибоедов. Портрет работы художника-любителя Горюнова. 1820-е годы
А.С. Грибоедов. Портрет работы художника-любителя Горюнова. 1820-е годы

ДВОРЯНСКОЕ ДЕТСТВО

Жизнь его в самом деле началась с загадки: исследователи, кажется, до сих пор не сошлись во взглядах на год его рождения: назывались 1790, 1792, 1793, 1794 и 1795 годы; чаще всего — первая и последняя цифры. В пользу той и другой есть веские аргументы и свидетельства. Но последнего слова до сих пор не сказано...

Предки его, поляки Гржибовские, прибыли в Россию, по преданию, вместе с Лжедмитрием и совершенно обрусели. Отец и мать будущего драматурга оба были Грибоедовы, но состояли в таком отдаленном родстве, что некоторые исследователи называют их однофамильцами. Отец, Сергей Иванович, был драгун, отставной секунд-майор, отчаянный игрок с репутацией шулера и пустыми карманами. Мать, Настасья Федоровна, принесла мужу 400 душ приданого, вскоре пущенного по ветру; по смерти Сергея Ивановича душ насчитали 144, да еще 57 тысяч рублей долгу. Семья была богата не столько деньгами, сколько крепкими родственными отношениями: Настасья Федоровна, ее три сестры и брат, Алексей Федорович (его называют в числе прототипов Фамусова), дружили между собой, их дети дружили и учились вместе. Летом Саша Грибоедов и его сестра Маша часто гостили в старинной усадьбе дяди — Хмелите. Там был домашний театр; к сцене Саша навсегда прикипел душой с самого детства.

Настасья Федоровна Грибоедова (1768–1839), мать писателя
Настасья Федоровна Грибоедова (1768–1839), мать писателя

Дома у Грибоедовых говорили по-французски; у детей был гувернер-немец и гувернантка-француженка; их учили языкам, в том числе латыни, литературе, основам наук и музыке, причем и у Маши, и у Саши обнаружился поразительный музыкальный талант. Оба, когда выросли, считались превосходными исполнителями, а Александр — и замечательным импровизатором. Учили детей и танцам — у знаменитого танцмейстера Иогеля, который, кстати, снимал в доме Грибоедовых квартиру.

Дома всем заправляла мать, женщина сильная, с тяжелым характером. Чем старше становился сын, тем тяжелее он уживался с матерью, тем реже старался бывать дома.

Дом Грибоедовых в Москве (Новинский бульвар, угол Большого Девятинского переулка). После пожара 1812 года был восстановлен Н.Ф. Грибоедовой в 1814–1816 годах
Дом Грибоедовых в Москве (Новинский бульвар, угол Большого Девятинского переулка). После пожара 1812 года был восстановлен Н.Ф. Грибоедовой в 1814–1816 годах

В 1803 году Сашу отдали учиться в Благородный пансион при Московском университете; здесь раньше учился Жуковский, позже Лермонтов. Саша учился хорошо и особенные успехи проявлял в музыке, но, всегда слабый здоровьем, начал так долго и тяжело болеть, что мать уже через несколько месяцев забрала его из пансиона, и еще несколько лет мальчик занимался со своим гувернером и учителями, среди которых было несколько университетских преподавателей.

Здание Московского университетского Благородного пансиона. Гравюра второй половины XIX века
Здание Московского университетского Благородного пансиона. Гравюра второй половины XIX века

СТУДЕНТ

В 1806 году он начал посещать занятия на словесном отделении Московского университета; если считать его годом рождения 1795-й, ему должно было быть всего 11 лет. Впрочем, одновременно с Грибоедовым занятия в университете стали посещать соседи по имению — братья Лыкошины, 13 и 11 лет. Грибоедова профессора знали по домашним занятиям и зачислили без испытаний. На занятия эти студенты (своекоштные — то есть учившиеся за собственный счет) являлись в сопровождении гувернеров. Через два года Грибоедов окончил курс кандидатом словесности. Идти служить в департамент, если ему в самом деле было 13 лет, было рановато, так что в следующие два года он вольнослушателем посещал частные лекции профессора Иоганна-Феофила Буле и лекции на этико-политическом отделении университета: изучать право будущему чиновнику было полезнее, чем словесность. Компанию Грибоедову, и на лекциях, и в развлечениях, составляли юные студенты — князь Щербатов и братья Чаадаевы; дружеским дуракавалянием этой компании порожден первый драматургический опыт Грибоедова — комедия "Дмитрий Дрянской", пародия на озеровского "Дмитрия Донского". Впрочем, друзья скоро оставили университет, а Грибоедов продолжал учиться и готовиться к экзаменам на степень доктора.

Ж.-М. Риддер. Вид Собакиной башни и здания Приказа после пожара и взрыва 1812 года. 1814 год
Ж.-М. Риддер. Вид Собакиной башни и здания Приказа после пожара и взрыва 1812 года. 1814 год

Доктором наук он так и не стал: началась война 1812 года, и Александр, не спросив матери, записался в Московский гусарский полк графа Салтыкова. Полк был добровольческий, состоял в основном из безусых юнцов, которые гордились красивой формой и самостоятельной взрослой жизнью. Единственным "подвигом" полка после отступления из Москвы оказался безобразный кутеж, учиненный в городе Покрове — с грабежами и разгромом винных лавок. Скандальный полк отправили во Владимир; там Грибоедов простудился и слег, тем и кончилось его участие в Отечественной войне. Он тяжело болел всю зиму, пока шли военные действия, и только в июне отправился догонять полк, который теперь слили с Иркутским гусарским полком и отправили к западной границе в составе Третьей резервной армии.

Авдотья Ильинична Истомина (1799–1848). Портрет работы неизвестного художника. 1815–1820 годы
Авдотья Ильинична Истомина (1799–1848). Портрет работы неизвестного художника. 1815–1820 годы

В РЕЗЕРВЕ

Грибоедов проехал через сожженную Москву — некогда шумную, цветущую, родную; убедился, что сгорел и семейный дом на Новинском бульваре. Двигаясь на запад по Смоленской дороге, заехал в Хмелиту и с радостью нашел усадьбу невредимой. Через Смоленск и Минск он приехал в Кобрин, небольшой городок, где стоял его полк, и поступил в распоряжение генерала Кологривова, затем был переведен в Брест. В штабе Грибоедов познакомился с родственниками генерала — братьями Бегичевыми, Дмитрием и Степаном, в которых нашел умных собеседников, товарищей по юношеским проказам и друзей на всю жизнь. Проказы, кстати, были баснословные: то друзья въехали на бал на лошадях, поднявшись верхом на второй этаж по бальной лестнице, то Грибоедов во время службы в костеле согнал с места органиста, какое-то время играл духовную музыку, а потом грянул "Камаринскую". Впрочем, Бегичевы были серьезные молодые люди, и время с Грибоедовым проводили не только в буйных шалостях, но и в умных разговорах.

Генерал Кологривов по рекомендации Бегичевых принял Грибоедова и нашел, что это весьма полезный подчиненный: и полулегендарное польское происхождение, и вполне реальная способность говорить по-польски помогли ему найти общий язык с местным дворянством при решении тяжелых вопросов снабжения полков.

Еще в Бресте, томясь от скуки, Грибоедов по совету Степана Бегичева взялся за перевод французской комедии "Молодые супруги". Он сильно сократил оригинал, пьеса оказалась одноактной и довольно динамичной — она и сейчас читается довольно легко и сохраняет свою сценичность; прелесть ее, однако, едва не угробили при постановке.

Василий Васильевич Шереметев (1794–1817), офицер кавалергардского полка. Портрет работы неизвестного художника. 1810-е годы
Василий Васильевич Шереметев (1794–1817), офицер кавалергардского полка. Портрет работы неизвестного художника. 1810-е годы

ПЕТЕРБУРГ

В конце 1814 года Грибоедов получил отпуск и отправился в Петербург, где с головой окунулся в светскую жизнь повесы и театрала. Он свел знакомство с князем Шаховским, автором многочисленных комедий и покровителем молодых актрис. Решил писать для театра и, когда отпуск закончился, дописал "Супругов" и отослал Шаховскому. Тот пришел в восторг и сулил пьесе прекрасное сценическое будущее.

Летом 1815 года война закончилась. Еще раньше, в 1814-м, умер Грибоедов-старший. Наследственные дела оказались очень просты: Александр отказался от своей доли в пользу сестры и остался совершенно нищим. На жизнь предстояло зарабатывать своим трудом. Постановка "Молодых супругов", имевшая некоторый успех, принесла ему первую славу, но не деньги. Надо было думать о продолжении карьеры, и в 1816 году он вышел в отставку с военной службы.

Александр Иванович Якубович (1792–1845). Портрет работы П. Каратыгина. Вторая половина 1820-х годов
Александр Иванович Якубович (1792–1845). Портрет работы П. Каратыгина. Вторая половина 1820-х годов

Он обживался в Петербурге, где кипели литературные баталии: кружок "Арзамас" воевал с державинской "Беседой"; после "Липецких вод" Шаховского (где во второстепенном персонаже, стихотворце Фиалкине, все узнали Жуковского) стрелы эпиграмм тучами носились в воздухе. Грибоедов сохранял нейтралитет — и хотя по возрасту, образованию, воспитанию был ближе к арзамасцам, да и общаться предпочитал по-французски, но во взглядах примыкал, скорее, к архаистам. В том, что касалось языка и литературы, он предпочитал оригинальное подражательному. Галлицизмы карамзинского круга его раздражали, подражательность сентиментальных баллад выводила из себя.

С Пушкиным, самым молодым из арзамасцев, он встретился довольно скоро: и вчерашний лицеист Пушкин, и отставной гусар Грибоедов одновременно начали службу в Коллегии иностранных дел. Служба была необременительна, времени для безумств, пьянства, волокитства и круженья в вихре света оставалось с избытком. Тогда же Грибоедов свел знакомство с Кюхельбекером, переросшее в крепкую дружбу, и с Катениным, в соавторстве с которым написал комедию "Студент", где издевался над поэтами-сентименталистами, высмеивая их подражательность, книжность, оторванность от жизни.

Нина Александровна Грибоедова, урожденная княжна Чавчавадзе (1812–1857)
Нина Александровна Грибоедова, урожденная княжна Чавчавадзе (1812–1857)

ДУЭЛЬ

Круженье в вихре света закончилось трагедией. Грибоедов рассорился с сильно пьющим Катениным и переехал жить к Завадовскому, тоже записному повесе. Дальше у истории есть несколько версий; одна из них гласит, что Завадовский был влюблен в балерину Авдотью Истомину, которая состояла в связи с общим знакомым молодых людей Василием Шереметевым. Ревнивый Шереметев изводил ее, и после очередной ссоры любовников Грибоедов увез Истомину в дом к Завадовскому, где та и оставалась двое суток. Биограф Грибоедова Екатерина Цымбаева рассказывает другую версию: Степан Бегичев передал Грибоедову просьбу от отца Шереметева помочь ему образумить сына. Грибоедов встретился с Истоминой, просил о разговоре, чтобы узнать, что сообщить родственникам. Истомина опасалась бешеного нрава Шереметева, поэтому Грибоедов повез ее поговорить к себе домой, а больше ничего и не было.

А.С. Грибоедов. Вальс ми-минор. Факсимиле из "Лирического альбома на 1832 год" И. Ласковского и Н. Норова
А.С. Грибоедов. Вальс ми-минор. Факсимиле из "Лирического альбома на 1832 год" И. Ласковского и Н. Норова

Строго говоря, причиной для дуэли послужил тот факт, что Грибоедов отвез Истомину в дом к Завадовскому. Шереметев вызвал Завадовского на дуэль, его секундант Якубович должен был стреляться с Грибоедовым. Мотором истории был Якубович, настоящий сорвиголова, человек невероятной энергии, храбрости и безрассудства; идея "четверной" дуэли принадлежала именно ему. На поединке Завадовский попал Шереметеву в живот, и дуэль секундантов была отложена. Шереметев умер на следующий день. Его родители просили царя не наказывать дуэлянтов. Завадовский уехал в Англию, Якубовича сослали на Кавказ, а Грибоедов остался в Петербурге — единственным виновником гибели Шереметева.

В столице он после дуэли не задержался: был назначен секретарем русской миссии в Персию. Одни исследователи считают, что это была ссылка, другие — что этому назначению послужила слава полиглота, закрепившаяся за Грибоедовым. В августе 1818 года он отбыл в Персию — "противувольно", он не хотел туда ехать. С дороги писал Степану Бегичеву: "Представь себе, что я сделался преужасно слезлив, ничто веселое и в ум не входит, похоже ли это на меня? Нынче мои именины: благоверный князь, по имени которого я назван, здесь прославился; ты помнишь, что он на возвратном пути из Азии скончался; может, и соименного ему секретаря посольства та же участь ожидает, только вряд ли я попаду в святые!" Долгая и тяжелая дорога привела его на Кавказ. В Моздоке он познакомился с генералом Ермоловым; затем отбыл в Тифлис, где его уже поджидал Якубович, требовавший немедленно стреляться. Избежать дуэли было невозможно; условия были свирепые — на шести шагах. Якубович прострелил Грибоедову руку и, как рассказывают, заметил: "По крайней мере, играть перестанешь". Грибоедов не стал подходить к барьеру, но целил Якубовичу в голову; пуля пролетела мимо. Рана в самом деле не давала играть, мизинец больше не сгибался, и Грибоедову пришлось осваивать игру девятью пальцами. Невозможность играть была для него тяжелым ударом — ведь едва ли не самую ценную вещь в его багаже составляло фортепиано.

Титульный лист второго, 1864 года, издания комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Титульный лист второго, 1864 года, издания комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Зиму Грибоедов провел в Тифлисе, где подружился с семьями генерала Ахвердова и князя Чавчавадзе, известного поэта и переводчика. Жена Ахвердова Прасковья Николаевна, женщина умная и образованная, воспитывала своих детей и пасынков, а вместе с ними и дочерей князя Чавчавадзе — Нину и Катю. Грибоедову было тепло и уютно в этом доме, здесь к нему относились с участием. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательно хорош с друзьями — приветлив, добр, внимателен; с чужими людьми мог быть резок, холоден и язвителен. Один из его друзей вспоминал, как Александр Сергеевич обидел бездарного, но добродушного поэта Федорова, дерзнувшего сравнить рукопись "Горя от ума" со своей пьесой. "Я пошлостей не пишу", — отрезал Грибоедов, не принял никаких попыток Федорова загладить неловкость — так что тот покинул дом едва не в слезах, а Грибоедов приступил к чтению комедии...

Страница из второго, 1864 года, издания комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Страница из второго, 1864 года, издания комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

КОМЕДИЯ

В Персии Грибоедов тосковал. По Петербургу, по театру, по России. Фортепиано не звучало в тесном доме, его пришлось вынести на плоскую крышу, и по вечерам, когда спадала жара, русский дипломат там играл. Персы стекались к его дому послушать музыку. Он учил персидский, чтобы общаться с местным населением и понимать происходящее. Изучая опыт внешней политики и торговли англичан, он начал вынашивать план Русско-персидской торговой компании, даже начал воплощать его в жизнь, но — увы...

Часть служебных обязанностей Грибоедова состояла в том, чтобы в согласии с Гюлистанским мирным договором вывести в Россию застрявших в Персии дезертиров и военнопленных. В течение месяца он вел отряд в 158 солдат из Тавриза в Тифлис — и привел эту недисциплинированную, склонную к безобразиям команду практически в полном составе. Никакой награды за это не получил. Ермолов весьма ценил общество Грибоедова, но на карьерном росте это никак не сказывалось.

Афиша первой полной постановки комедии "Горе от ума" в Александринском театре в Санкт-Петербурге 26 января 1831 года
Афиша первой полной постановки комедии "Горе от ума" в Александринском театре в Санкт-Петербурге 26 января 1831 года

Тоска становилась все гуще и тяжелее. Он плохо переносил местный климат и жару, доводившую до обморочного состояния; ему казалось, что он тупеет, забывает даже то, что раньше знал, зубрежка языка не спасала. 16 ноября 1822 года он впал в такое отчаяние, что сел писать прошение об отставке. Затем заснул — и увидел во сне Шаховского, который взял с него слово, что тот через год напишет "сам знает что", и Катенина, сказавшего "лень губит всякий талант". Он записал на обороте прошения об отставке обещание: "Во сне дано, наяву исполнится". И начал работу.

Весной 1823 года, получив долгожданный отпуск, приехал в Москву и привез наброски комедии. Читал Степану Бегичеву, тот критиковал и давал советы, но видно было уже, что получается, и получается хорошо. Чтобы комедия состоялась, Грибоедову нужен был только спокойный досуг, которого он был лишен в Персии. "Не ожидай от меня стихов, — писал он позже Булгарину. — Горцы, персияне, турки, дела управления, огромная переписка нынешнего моего начальника поглощают все мое внимание. Не надолго, разумеется, кончится кампания, и я откланяюсь. В обыкновенные времена никуда не гожусь: и не моя вина; люди мелки, дела их глупы, душа черствеет, рассудок затмевается, и нравственность гибнет без пользы ближнему. Я рожден для другого поприща".

Лето 1823 года дало ему возможность утвердиться на поприще, для которого он был рожден. Он гостил в имении Бегичева и работал для себя. К осени стало понятно, что его представления о Москве устарели, что для пьесы нужны новые впечатления — и он уехал в Москву. После Персии с ее гаремами, евнухами, жестокой дикостью — и дым отечества был сладок и приятен. Но Москва с ее слухами и сплетнями, засильем тетушек и бабушек, манерностью, с ее восточным раболепием, которого сразу не различишь за европейскими нарядами и французской речью, — Москва раздражала. И гневные филиппики юноши Чацкого, столь неуместные в фамусовской гостиной, так мало обоснованные его короткой биографией — совсем иначе звучат, если вместо скудного опыта Чацкого подставить грибоедовский опыт неоцененной службы, тоски, восточной тирании...

Первое свидание графа Паскевича-Эриванского с наследником персидского престола Аббас-Мирзой в Дейкаргане в 1828 году (среди свиты А.С. Грибоедов). Конец 20-х — начало 30-х годов. Литография К. Беггрова по оригиналу В. Мошкова
Первое свидание графа Паскевича-Эриванского с наследником персидского престола Аббас-Мирзой в Дейкаргане в 1828 году (среди свиты А.С. Грибоедов). Конец 20-х — начало 30-х годов. Литография К. Беггрова по оригиналу В. Мошкова

"Живая, быстрая вещь, стихи искрами посыпались", — радостно сообщал Грибоедов Бегичеву — и тут же требовал, чтобы тот никому рукопись не показывал и сжег ее, если не понравится. Это совсем первый опыт русской поэтической комедии, небывалой пока, с небывалым сюжетом, героем, стихом — даже онегинскую строфу имитировать легче, чем разностопный, искристый стих "Горя от ума". Начитанные люди видели: Чацкий стоит на плечах мольеровского Альцеста. Исследователи не раз замечали сходство между мнимыми безумцами Чацким и Гамлетом, "мильоном терзаний" одного и "сердечными муками и тысячью лишений, присущих телу" другого. Даже система персонажей "Горя" зеркалит "Гамлета": тут тебе и старик с дочерью на выданье, и другой жених, и два неразличимых господина, Розенкранц и Гильденстерн — г-н N. и г-н D., и Скалозуб-Фортинбрас... вот только Репетилов — пародийный двойник вместо верного Горацио... И при всей своей плотной укорененности в европейской культуре — это совершенно свое, родное, точно подмеченное и блестяще сформулированное, отлитое в чистом золоте на века.

Чтение комедии вызывало у слушателей неизменный восторг — и неизменные бестолковые замечания: комедию пытались судить с точки зрения классицистских канонов. Слава о новой пьесе разнеслась по Москве, потом по Петербургу; с нее сделали 45 тысяч копий, передавали из рук в руки, помнили наизусть — но о публикации нечего было и думать, о театральной постановке тоже. Грибоедов просил Булгарина провести комедию сквозь цензуру.

Памятник А.С. Грибоедову в Российской императорской миссии в Тегеране. Фотография начала XX века
Памятник А.С. Грибоедову в Российской императорской миссии в Тегеране. Фотография начала XX века

Дружба с Булгариным — еще одна загадка грибоедовской биографии. Поверить в их искреннюю дружбу настолько трудно, что объяснения подыскивают самые разнообразные. По одной версии, Грибоедов беззастенчиво пользовался Булгариным и обманывал его, соблазнив еще и жену его Леночку. По другой, напротив, Булгарин беззастенчиво пользовался Грибоедовым, прикарманил большую часть его денег, полученных в награду за Туркманчайский мир, и пытался присвоить "Горе от ума", заявляя, что авторская надпись "Горе мое поручаю Булгарину" — дарственная.

Добиться у цензуры разрешения на печатание части отрывков Булгарину в самом деле удалось. Но постановка, задуманная в Петербургском театральном училище, была запрещена.

БРУТЫ И ПЕРИКЛЕСЫ

Успешный дипломат без денег и карьеры (денег вечно не хватало, орден, пожалованный персидским шахом, пришлось заложить; в молчалинском чине коллежского асессора он пребывал несколько лет), поэт без читателей, комедиограф без зрителей — странная, нелепая судьба. "Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес"... хоть и не про него это сказано.

Таких брутов и периклесов в стране, победившей Наполеона, было не так уж мало, и их тянуло друг к другу. Вполне закономерно, что его притянуло к кругу декабристов. Согласиться войти в тайное общество он не мог; известна его резкая фраза: сто прапорщиков хотят переменить весь государственный быт в России. Отказаться от обсуждения более разумного и справедливого будущего страны — тоже не мог. Вступать в тайное общество не стал, но в Киев на встречу с членами Южного общества поехал. Как он объяснял себе свое участие, до какой черты готов был помогать? Советом? Обсуждением? Исполнением поручений? Предупреждением: Ермолов не поддержит без гарантии успеха, Россия не поймет цареубийства? То ли его берегли, как Пушкина, то ли не доверяли ему, вечно впутанному в какие-то дуэли и интрижки с балеринами (последняя — с Телешовой, которую он фактически увел у генерала Милорадовича). Вопросов больше, чем ответов. Сам Грибоедов в 1825 году пребывал в тоске, путешествовал по Крыму, не хотел возвращаться на Кавказ и просил у Степана Бегичева совета, как ему "избавиться от сумасшествия или пистолета".

А.С. Грибоедов. Гравюра Н. Уткина. 1829 год
А.С. Грибоедов. Гравюра Н. Уткина. 1829 год

Его принадлежности к узкому дружескому кругу, в который входили декабристы, и хранившихся у него бумаг с избытком хватало для каторги. Общеизвестно, что, когда за Грибоедовым приехали, Ермолов задержал фельдъегеря и дал подчиненному полчаса — уничтожить бумаги. Несмотря на то, что несколько декабристов указали на его принадлежность к обществу со слов Рылеева, сам Рылеев все отрицал. Грибоедов тоже. Он даже написал императору раздраженное письмо: мол, матушка волнуется, я сижу, меня не отпускают, благоволите или отпустить, или отправить в Тайный комитет, чтобы я обличил своих обвинителей в клевете. Письмо императору не передали: так царям не пишут. Грибоедова освободили и вернули на Кавказ, где шла русско-персидская война.

На Кавказе тем временем сместили Ермолова и отправили в отставку всех его подчиненных. Кроме Грибоедова. Вместо Ермолова главнокомандующим Кавказским корпусом и главноуправляющим Грузии стал генерал Паскевич, муж грибоедовской кузины, много сделавший для Александра в ходе следствия. Денис Давыдов, родственник Ермолова, писал: "В Грибоедове, которого мы до того времени любили как острого, благородного и талантливого товарища, совершилась неимоверная перемена. Заглушив в своем сердце чувство признательности к своему благодетелю Ермолову, он, казалось, дал в Петербурге обет содействовать правительству к отысканию средств для обвинения сего достойного мужа, навлекшего на себя ненависть нового государя... в то же самое время Грибоедов, терзаемый, по-видимому, бесом честолюбия, изощрял ум и способности свои для того, чтобы более и более заслужить расположение Паскевича, который был ему двоюродным братом по жене".

Тифлис. Гробница А.С. Грибоедова в монастыре Святого Давида
Тифлис. Гробница А.С. Грибоедова в монастыре Святого Давида

Грибоедову тяжело было в этом конфликте лояльностей: и Ермолову, и Паскевичу он был многим обязан, и был ли безупречный выход из этой дилеммы — неизвестно. Но служба под началом Паскевича, не блиставшего талантами, открывала перед ним широкие перспективы, а верность Ермолову — закрывала и те небольшие, что были. В самом деле, у Грибоедова появились новые возможности и новые проекты. Теперь он отвечал за дипломатические отношения с Турцией и Персией, занялся усовершенствованиями в Тифлисе, открыл там газету "Тифлисские ведомости", работал над проектом мирного договора между Россией и Персией... Эта бурная деятельность увенчалась крупной дипломатической победой Грибоедова: 10 февраля 1828 года был подписан Туркманчайский мирный договор с Персией, по которому Россия получала право на выплату огромной контрибуции и возвращение христианских пленников.

Он приехал в Петербург победителем. Получил орден, чин статского советника и 4 тысячи червонцев. Он не хотел возвращаться. Даже англичане предупреждали его, чтобы был осторожен: тяжелых условий мира ему не простили. В Петербурге была жизнь, по которой он скучал: насыщенная, умная, живая; он тяготился Востоком и нуждался в тишине и покое: на бумагу просилась трагедия "Грузинская ночь"; сохранившиеся отрывки — обещание шекспировского размаха, предчувствие Лермонтова.

Грибоедову не давала покоя судьба ссыльных декабристов. Он добился аудиенции у императора, просил об их прощении. Результатом стало возвращение в Персию — почетное, полномочным посланником в ранге министра. Он предчувствовал, что не вернется. Лето 1828 года — последние сборы. Прощание с Петербургом. С Пушкиным, Жуковским, Вяземским, Крыловым. Он еще успел заехать к сестре, которая недавно родила ребенка, и крестить его; тихое семейное счастье, грудной племянник заставили, наверное, думать о собственной бездомной жизни. Может, поэтому он так неожиданно для себя уже в июле, едва приехав в Тифлис, сделал предложение подросшей и прелестной Нине Чавчавадзе и так спешно на ней женился. Может быть, чувствовал, как жизнь его стремится к роковой точке — и пытался успеть повернуть ее, остановить, поймать свои мгновения — не триумфа, не славы, а простого человеческого счастья.

По дороге он заболел малярией; его так трясло, что он едва не отменил венчание и еле выстоял его. Нина нежно ухаживала за ним. Семейного счастья им выпало всего ничего: в июле сделал предложение, в августе женился, в октябре молодожены приехали в Тавриз. В декабре Грибоедов оставил беременную Нину в Тавризе на попечение семьи английского доктора — и уехал в Тегеран, где через два месяца был убит разъяренной толпой, которая напала на русское посольство и растерзала всех, кто в нем находился. Рассказывают, что Грибоедов отверг предложение спасаться бегством и хладнокровно сопротивлялся до последнего. Труп опознали по искалеченному мизинцу.

Историки спорят до сих пор, что стало причиной убийства — непреклонная жесткость ли самого Грибоедова, сделавшего ставку на демонстрацию силы, развязность ли его окружения и бесцеремонность, с которой из гаремов забирали армянок-христианок, или, может быть, английские интриги. Смерть его — такая же загадка, как и рождение. Встреча Пушкина с телом Грибоедова на дороге в Арзрум — невстреча, как доказано учеными, — выдумка, чистый символ.

Жизнь, такая яркая, такая мощная, так много обещавшая, пронеслась метеором, вспыхнула и исчезла. Остался деревянный гроб на арбе, и вдова над гробом, и ребенок, который прожил один час.

Осталась великая комедия и два вальса, полных небесной печали, и, наверное, это все оправдание того самого несостоявшегося счастья — будем век жить и никогда не умрем, — но как же мучительно это все, как нелепо.