Проекты «Ашана», «Перекрестка», «Магнита», Globus и Selgros,
за развитием которых мы будем следить в 2019 году.
«Ашан» решил проститься с образом дискаунтера и предложил покупателям новые сервисы
«Ашан», пришедший в Россию еще в 2002 году и долго пользовавшийся огромным успехом, в последние несколько лет растерял былую популярность. В 2018-ом «Лента» вытеснила его из топ-3 крупнейших розничных сетей России, и французский гигант решился пересмотреть подход. В октябре 2018 года «Ашан» представил новую концепцию магазинов в рамках проекта Одастор (от фр. «audace» смелый, отважный, оригинальный).
В четырех пилотных магазинах компания обновила ассортимент, провела редизайн интерьера и запустила новые сервисы для клиентов . Результат — количество чеков в обновленных точках увеличилось на 10 %.
- В ассортименте помимо товаров первой цены акцент сделан на товары средней и премиальной ценовой категорий.
- Продовольственные отделы превратились в лавки со свежей продукцией, больше напоминающие европейские фермерские рынки.
- Прямо в магазине для покупателей могут приготовить мясо и рыбу, работает полный цикл хлебного производства, в том числе тандырная печь.
- В зоне для мастер-классов посетителей обучают искусству кулинарии. В зоне красоты работают визажисты. Посетители могут отдохнуть в удобном кафе.
- Для оплаты покупок появились кассы самообслуживания.
Изменений много. О них, а еще о том, как «Ашан» планирует обучать необходимых для новой концепции пиццайол, бариста, тандырщиков, мы подробно рассказали в материале Новая концепция «Ашана»: что изменилось.
«Перекресток» запустил новый для российского рынка формат «темного магазина»
Dark store — «магазин без покупателей» – предназначен для обслуживания онлайн-торговли. В «темном магазине» собирают и комплектуют онлайн-заказы, которые покупатели впоследствии забирают в пунктах выдачи или получают с доставкой на дом. Формат развивается в Великобритании, Франции, странах ЕС. Для поддержки развития Perekrestok.ru компания запустила два «темных магазина» — в Москве и Санкт-Петербурге.
В самом «Перекрестке» считают, что развитие нового формата только начинается и эти два объекта можно назвать представителями первого поколения полноценного dark store в России.
В большом репортаже мы подробно рассказали, как устроены и работают dark store «Перекрестка»: «Перекресток» показал «темный магазин».
«Магнит» принял новую стратегию развития и приступил к перестройке системы управления
В соответствии с новой стратегией ритейлер рассчитывает к 2023 году увеличить долю рынка с 9 до 15 %, расширить сеть, предложив покупателям «единую экосистему» магазинов разных форматов и «новый клиентский опыт». Для выполнения всех этих целей «Магниту» нужна фундаментальная перестройка всей системы управления.
Одна из задач – децентрализация. В рамках новой стратегии «Магнит» планирует гибко и быстро адаптироваться к потребностям покупателей в каждом регионе. Для этого в округах создаются руководящие группы с соответствующими возможностями, ресурсами и полномочиями, которые будут принимать самостоятельные операционные решения.
В каждом регионе «Магнит» намерен развивать магазины разных форматов: крупные семейные супермаркеты, магазины у дома, аптеки, дрогери и другие.
При этом важно, чтобы точки не конкурировали между собой за клиента, а дополняли друг друга и помогали покупателю максимально эффективно удовлетворять его потребности. Это значит, что руководители региональных команд должны быть достаточно универсальными и квалифицированными, чтобы успешно управлять мультиформатной моделью бизнеса.
Как «Магнит» формирует и обучает команду, способную решать новые задачи, – в материале «Магнит»: курс на открытость.
Globus открыл крупные отделы «Эко.Био.Веган» в каждом гипермаркете
Перед этими отделами сеть ставит амбициозную цель — обойти специализированные магазины.
Стоит отметить, что на волне моды на здоровый образ жизни в Европе Globus предпринимал попытки создать отделы здорового питания еще в 2012 году. Однако тогда ни покупатели, ни поставщики в России еще не были к этому готовы. К 2016-ому ситуация изменилась – спрос на эко-продукты вырос, особенно, в городах-миллионниках, появились специализированные магазины, рынки, кафе. Теперь компания намерена задавать тренды в этом сегменте.
О подходе к формированию ассортимента, ценообразовании, выборе поставщиков в интервью Retail.ru рассказала руководитель отдела продаж Оксана Бондаренкова: Globus открывает «Эко.Био.Веган».
Selgros распахнул двери для розничных клиентов
Формат «Cash and Carry» ориентирован на «профессиональных» оптовых покупателей – представителей кафе, ресторанов, гостиниц, мелких торговых точек и т. д. Однако 90% клиентов международной сети Selgros Cash&Carry в России – это конечные, частные покупатели, и ритейлер, несмотря на жесткие корпоративные стандарты, решил подстроиться под требования рынка. В 2018 году российское подразделение компании совершило революцию: с 1 марта наличие карты клиента для покупок стало необязательным. Теперь Selgros по всей России работает и как обычный гипермаркет.
Еще одним шагом на пути к конечному покупателю стал запуск магазина «уменьшенного формата» в Зеленограде. Среди 11 российских магазинов сети он стал первым, рассчитанным главным образом на розничного клиента. Его площадь примерно на 40% меньше площади «стандартного» гипермаркета, есть отличия в ассортименте и оформлении.
О том, как устроен торговый центр уменьшенного формата, Retail.ru подробно рассказал в статье: «Зельгрос» переориентируется на розничного покупателя.