Найти тему
Книги в черном

О пользе волшебных сказок

Бруно Беттельхейм — американский психолог ХХ века. Он родился в Вене в 1903 году, в 1938 году из-за своего еврейского происхождения около года провел в концлагерях, а после освобождения бежал в США. История жизни и работы Бруно Беттельхейма очень сложная и интересная. Считается, что не сойти с ума в концлагере ему помогла его работа по изучению поведения людей. Причем эту работу он писал у себя в уме, заучивая каждую строчку.

Самой известной его книгой является «The Uses of Enchantment: The Meaning and Importance of Fairy Tales» — в ней с точки зрения учения Фрейда автор анализирует старые сказки и их влияние на подсознание детей. Эта книга стала лауреатом «Премии Национального круга книжных критиков» и «Национальной книжной премии» в категории «Современная мысль». Не уверена, что она когда-либо издавалась на русском языке, я не нашла об этом никакой информации. Как и не нашла единого варианта перевода названия — встречаются три варианта перевода: «Польза от волшебства», «О пользе волшебных сказок», «Психоанализ волшебной сказки».

О книге я узнала из «Дневника книготорговца» (о котором писала здесь) — оказалось, что она легла в основу мюзикла «Чем дальше в лес». А у меня слабость к мюзиклам. И к книгам. В общем, сомнений о том, какую книгу читать следующей у меня не было. Для простоты дальше по тексту буду называть ее «Польза от волшебства» (мне кажется это самое красивое и подходящее название).

В первой части книги Бруно Беттельхейм объясняет, почему сказки для детей очень важны. Почему не стоит их заменять мифами, и почему лучше именно рассказывать сказки, а не читать их вслух ребенку. Но рассказывать нужно именно старые сказки. Хотя слово «старые» наверное не совсем правильно характеризует эти полезные сказки, потому что в большинстве случаев Беттельхейм предпочитает версии сказок Братьев Гримм версиям Шарля Перро (хотя сказки Шарля Перро старше сказок Братьев Гримм больше чем на сто лет).

Многим родителям старые сказки кажутся очень жестокими и мрачными, а ведь долг родителя — огородить ребенка от зла и окружить его только добром. То есть они считают, что если в сказке и должны быть животные — то пусть это будут диснеевские добрые животные, а не злые огры и монстры. Бруно Беттельхейм убежден, что в подсознании каждого ребенка живет «монстр», и даже окруженный любовью ребенок иногда чувствует гнев и ненависть. Утаивание (в том числе в сказках) зла делает ребенка беззащитным и лишает его возможности побороть своего внутреннего монстра.

Дети невинны и любят справедливость, тогда как мы в большинстве своем порочны и, естественно, предпочитаем милосердие.
Г.К. Честертон

Что касается жестоких, а порой и кровавых концовок — детское подсознание очень гибкое. Ребенок понимает, что сказки и реальная жизнь — это два абсолютно разных мира (ведь не просто так в сказках говорится о тридевятых царствах и тридесятых государствах). Детям очень важно, чтобы зло было наказано, и не просто наказано — наказание должно соответствовать проступку. Все эти жуткие концовки — это часть необходимой справедливости, которая влияет не на внешнее поведение ребенка, а на его внутренний подсознательный мир.

-2

Во второй части книги автор проводит подробный психоанализ популярных сказок («Гензель и Гретель», «Красная шапочка», «Джек и бобовый стебель», «Белоснежка», «Златовласка (у нас это Маша) и три медведя», «Спящая красавица», «Золушка» и цикл сказок, в которых присутствует «жених-животное»). Бруно Беттельхейм также рассказывает о разных версиях одной и той же сказки и поясняет как от внесенных изменений меняется смысл. Он объясняет почему в сказках чаще встречаются злые мачехи, а не злые отчимы, и как это связано с эдиповым комплексом и переходным возрастом.

Научно-популярную литературу я воспринимаю как диалог с автором. Я заранее настраиваюсь на то, что автор пытается донести свои мысли и в чем-то меня убедить. В первой части книги Бруно Беттельхейм говорит о том, что сказка влияет на разные (по глубине) уровни подсознания ребенка. И заранее нельзя предугадать какая именно сказка и на каком этапе жизни поможет ребенку (или уже взрослому) справиться с трудностями. И вот эта вот уверенность, что поможет, но без какой либо конкретики, меня не устраивает. Мне в таких книгах хочется не просто размышлений, а хотя бы больше реальных примеров, чтобы статистическими данными можно было убедить. Ведь иначе это все неточно и неправда (хотя и не ложь). И как тогда верить?

Вторая часть книги выглядит более убедительно, потому что она дает конкретные значения конкретных действий в сказках. Для меня, как для человека, у которого в техническом университете был только один сомнительный семестр психологии, во второй части книги было очень много странных, а порой абсурдных открытий. Я бы никогда не догадалась, что символизирует растущий бобовый стебль в сказке о Джеке или золотая (хрустальная) туфелька Золушки.

После прочтения книги я начала искать в интернете информацию о Бруно Беттельхейме. Помимо очень интересной биографии я обнаружила, что все его работы по изучению детей с аутизмом были дискредитированы, потому что оказалось, что у него на самом деле не было докторской степени по психологии (считалось, что он ее получил в Австро-Венгрии до войны). Во многих англоязычных источниках Бруно Беттельхейм представлен как обманщик и самозванец. Некоторые ключевые мысли и наблюдения из книги «Польза от волшебства» были скопированы им из работы другого менее известного психолога. Этот психолог, правда, никаких претензий не имел, да и вообще «вся правда» о Беттельхейме обнаружилась только после его смерти.

Но тут возникает множество вопросов. Если для изучения аутизма Бруно Беттельхейм оказался недостаточно образованным, то почему он достаточно образован для изучения поведения людей в концлагере? Почему не была дискредитирована «Польза от волшебства»? Не потому ли, что очень неловко признавать непрофессиональным, то чему вы уже вручили несколько наград? И почему при жизни Бруно Беттельхейма его коллеги полностью его признавали? Разве достаточно факта отсутствия научной степени, для того чтобы сказать, что вся многолетняя работа человека была непрофессиональной?

В общем, не понимаю я психологию.

Кей

Сказки
3041 интересуется