Дизайн-студии – это такой субъект предпринимательской деятельности, который ежедневно сталкивается с результатами интеллектуальной деятельности. При этом не имеет значения, существует ли студия в организационно-правовой форме ООО, АО, ИП или в любой другой.
В своей практике мне приходилось часто работать с дизайн-студиями. Основной задачей, с которой ко мне обращаются, является выработка правильной договорной схемы. Причем касается это как схемы работы с заказчиками, так и построения отношений с конкретными дизайнерами.
Поэтому предлагаю эту статью разделить на 2 части. В первой поговорим о том, как студиям правильно заключать договоры с исполнителями, а во второй – как взаимодействовать с заказчиками.
Часть 1. Оформляем договор с дизайнером.
Представим, что Вы - владелец студии дизайна. Не секрет, что многие такие студии и студиями-то по большому счету не являются. Зачастую некий индивидуальный предприниматель просто выступает в качестве организатора работ нескольких дизайнеров в интересах одного крупного заказчика или группы заказчиков. В лучшем случае, ИП заключает с дизайнерами гражданско-правовые договоры, а обычно (и это хуже) вообще никаких бумаг не подписывается, а полученные на счет ИП от заказчика гонорары сам предприниматель распределяет и передает дизайнерам наличными деньгами.
Безусловно, есть и более серьезные по своей организации бизнес единицы. Обычно это общества с ограниченной ответственностью, имеющие в штатном расписании должности дизайнеров, художников и т.д. В таком случае компания заключает со своими работниками трудовые договоры. А если какой-либо крупный проект требует привлечения дополнительной рабочей силы или узких специалистов, то заключаются гражданско-правовые договоры.
Поговорим, для начала, о гражданско-правовых договорах.
Как в случае с ИП, так и в случае и компаниями, одна из важнейших целей построения правильных договоров – это закрепление исключительного права на созданные произведения дизайна за предпринимателем или компанией. Как известно, авторские права не подлежат какой-либо государственной регистрации (п.4. ст.1259 ГК РФ). Поэтому такой договор и акт к нему будут являться основными доказательствами перехода исключительного права.
Чтобы минимизировать все риски, предпринимателю или руководителю компании необходимо сначала определить вид договора, который ему следует заключить с исполнителем.
Таких видов есть несколько. Мы не будем сейчас вдаваться в подробности по каждому из них, мы уже говорили об этом в другой статье.
Обозначим лишь кратко, какой договор, в каком случае надо заключать, если исполнитель не в штате:
Ваш исполнитель - физическое лицо => договор авторского заказа
Ваш исполнитель – группа физических лиц => договор на создание произведения или договоры авторского заказа с каждым исполнителем из группы
Ваш исполнитель – ИП => договор на создание произведения
Ваш исполнитель – юридическое лицо => договор на создание произведения
При этом необходимо обязательно во всех этих договорах определять принадлежность исключительного права на создаваемые объекты.
Как известно, исключительное право изначально возникает в момент создания произведения; и возникает оно именно у автора. В дальнейшем исключительное право может принадлежать и другим лицам, в том числе в силу договора. Законодатель указывает, что в договоре авторского заказа должно быть определено, кому именно (исполнителю или заказчику) будет принадлежать исключительное право на создаваемый по такому договору объект. Закон (ст.1228 ГК РФ) позволяет предусмотреть как отчуждение исключительного права заказчику, так и предоставление заказчику только лишь права использования произведения. В нашем случае руководителю дизайн студии рекомендуется настаивать на отчуждении в пользу студии исключительного права. Конечный заказчик (если он достаточно дальновиден) потребует передачи ему исключительного права на созданный студией дизайн. А сделать это можно только получив предварительно это исключительное право от исполнителя. Если какое-либо звено потеряется, то в случае возникновения судебного разбирательства для всех участников могут наступить негативные последствия.
Таким образом, заключая любой из перечисленных выше договоров, студии дизайна необходимо позаботиться о том, чтобы договор предусматривал отчуждение исключительного права на создаваемые объекты. Кроме того, при приемке работ исполнителей рекомендуется в обязательном порядке подписывать соответствующий акт, в котором помимо качества работ будет также зафиксирован переход исключительного права на произведение и (по возможности) внешний вид самого произведения, чтобы можно было его однозначно идентифицировать.
Не стоит забывать и о трудовых договорах.
Если дизайнер находится в штате, то необходимо принять целый ряд мер, направленных на то, чтобы все создаваемые им в интересах студии произведения признавались служебными.
Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю (ст.1295 ГК РФ). Но, чтобы произведение считалось служебным, не достаточно лишь того, чтобы оно было создано в служебное время.
Чтобы произведение можно было признать служебным, обязанность по его созданию должна входить в трудовые функции работника. Трудовые функции устанавливаются трудовым договором и должностной инструкцией. Таким образом, в трудовом договоре и должностной инструкции дизайнера должно быть подробное описание того, что он создает.
Не стоит забывать и про служебные задания. В судебной практике не раз отмечалось, что служебное произведения может быть признано таковым, если оно создано по заданию работодателя. Поэтому работодатели стали выдавать своим сотрудникам письменные служебные задания. Такое задание оформляется отдельным документом, который подписывается работодателем и работником и устанавливает обязанность работника по созданию конкретного произведения. После завершения создания стороны подписывают соответствующий акт. Такой комплект документов (в совокупности с правильным трудовым договором и должностной инструкцией) будет железным доказательством создания произведения по заданию работодателя. Кроме того, в трудовом договоре необходимо (хотя законом это и так предусмотрено, но все равно рекомендуем) сделать указание на принадлежность исключительного права работодателю.
И уже для совсем полной картины можно подтвердить создание служебного произведения выплатой вознаграждения автору. Да, не стоит удивляться – помимо заработной платы работодатель обязан выплачивать своим сотрудникам отдельное вознаграждение за использование служебного произведения. Такое вознаграждение выплачивается, если работодатель в течение 3 лет с момента создания начал использование произведения (любым способом) или передал исключительное право другому лицу. Размер такого вознаграждения законодательством не установлен. Порядок его выплате тоже не установлен.
В этой ситуации я считаю, что самым разумным для работодателя способом соблюсти требование о выплате вознаграждения и не разориться может явиться заключение дополнительного отдельного договора между работником и работодателем, в котором вознаграждение автора за использование работодателем служебного произведения будет предусмотрено в виде паушального (разового) платежа в чисто символическом размере, например 5 000 рублей. Авторы, в свою очередь могут поторговаться… Можно также предусмотреть порядок оплаты и размер вознаграждения в служебном задании или отдельном договоре на создание служебного произведения.
Часть 2. Оформляем договор с заказчиком.
Как уже было упомянуто выше, если заказчик хоть что-то понимает в этой жизни, то он настаивает на условии договора, по которому исключительное право на созданный дизайн студией объект переходило бы к нему (заказчику). Известно, что, желая сохранить возможность использования наработок в будущих проектах, студии не очень-то спешат вносить такие пункты в свои договоры. Но с точки зрения заказчиков такая позиция вполне оправдана. Заказчику необходимо иметь возможность доказать правомерное происхождение объекта. Например, если студия разрабатывала для заказчика дизайн логотипа, который в будущем будет зарегистрирован в качестве товарного знака. Заказчик должен иметь возможность предоставить всю историю становления своего товарного знака в случае возникновения потом какого-либо спора. А, как мы знаем, споров по товарным знакам сейчас в судах полно.
Поэтому если у студии нет уж совсем неустранимых препятствий к отчуждению исключительного права заказчику, то имеет смысл это сделать.
Между студией и заказчиком перед началом проекта заключается договор на создание произведения или нескольких произведений. Нередко встречаются ошибки при выборе вида договора. Кто-то обзывает такой договор подрядом, кто-то услугами, а однажы я даже столкнулся с тем, что студия, существующая в организационно-правовой форме ООО, заключала со своими заказчиками договоры авторского заказа; им казалось, что это подчеркивает их творческий характер и креативность… Это является грубой ошибкой. Должен заключаться договор на создание произведения (тот, что описан в ст.1296 ГК РФ). Или же договор смешанный договор, если есть определенные особенности создаваемых объектов.
Произведения дизайна отнесены статьей 1259 ГК РФ к полноценным объектам авторских прав. Исполнителем (студией) по такому договору может быть и индивидуальный предприниматель, и юридическое лицо.
Еще одна весьма распространенная ошибка студий при подписании договоров с заказчиками заключается в том, что они умышленно вообще не упоминают об интеллектуальных правах в договоре, или же включают какую-нибудь туманную фразу, смысл которой им сами мало понятен. Это может привести к проблемам с квалификацией договора в случае возникновения спора. Но, скорее всего, такой договор все же признают договором на создание произведения или смешанным договором с элементами договора на создание произведения. По умолчанию исключительное право на создаваемое по такому договору произведение принадлежит заказчику, но эта норма является диспозитивной, а значит договором может быть предусмотрено иное. Но, как мы уже отметили, заказчики редко согласны на «иное». То есть даже если Вы в договоре не указали принадлежность исключительного права, оно все равно будет принадлежать заказчику. Это следует учитывать.
Точно так же, как и в договоре с исполнителем, необходимо помнить про акт, подписываемый между сторонами при сдаче проекта. Я всегда рекомендую прямо в акте (или в приложении к нему) отражать внешний вид созданных объектов. Все дело в том, что в случае спора суду необходимо понять, что по спорному договору были созданы именно те объекты, на которые указывает сторона спора. Акт – это лучшее доказательство.
Задание на создание объектов дизайна тоже не будет лишним. При этом следует позаботиться о том, чтобы результат работ, отраженный в акте, соответствовал заданию, подписанному сторонами, а в акте содержалась отметка о таком соответствии.
Еще одним частым поводом для обращения студий к юристам являются ситуации, когда студия начинает использование созданного для заказчика объекта в своем портфолио. Не все заказчики этому рады. Студии же полагают, что могут беспрепятственно размещать результаты труда своих дизайнеров у себя на сайте и демонстрировать потенциальным клиентам.
Такое использование не допускается. Если в соответствии с заключенным с заказчиком договором исключительное право перешло к заказчику, то только он (как правообладатель) может решать где, кому и как можно использовать этот объект. Отсутствие запрета при этом не считается разрешением (ст.1229 ГК РФ).
Если студия хочет в дальнейшем использовать созданный результат в своем портфолио, то эту возможность необходимо предусмотреть в договоре. В противном случае можно нарваться на правонарушение и Ваш заказчик сможет взыскать компенсацию за нарушение его имущественного исключительного права, предусмотренную ст.1301 ГК РФ.
© 2019г. Андрей Макаров. Юрист по защите авторских прав.
Эта статья является объектом авторских прав. Любое использование статьи или её частей допускается только при условии указания имени автора и активной гиперссылки на источник.