Найти тему
В музее

Анри Леман: Гений или посредственность?

Французский художник Анри Леман — один из самых недооцененных мастеров второй половины XIX века. Выдающийся декоратор, невероятно метко передающий детали портретист и великолепный график, он учился в мастерской Жана Огюста Доминика Энгра, а потому считался консерватором от искусства. Однако Анри Леман, как и Теодор Шассерио, перерос своего учителя, став одним из ярчайших представителей неоклассицизма.

Анри Леман. «Автопортрет»
Анри Леман. «Автопортрет»

Карл Эрнст Рудольф Генрих Салем Леман родился в немецком городе Киль в 1814 году. Когда молодому художнику исполнилось восемнадцать, он перебрался в мировую столицу живописи. В Париже Леман на французский манер сократил свое имя до Анри и поступил в мастерскую знаменитого Энгра.

Леман оказался способным учеником. Уже в 1835 года он выставил свою картину на Парижском салоне. Полотно «Товий отправляется в путь в сопровождении архангела Рафаила» привлекло внимание искусствоведов и было весьма благосклонно встречено критиками. Эта работа стала первой из целого цикла картин, над которым Анри Леман трудился до 1866 года.

Анри Леман. «Товий отправляется в путь в сопровождении архангела Рафаила»
Анри Леман. «Товий отправляется в путь в сопровождении архангела Рафаила»

Несмотря на то что «дипломная» работа художника была хороша, Леман не мог побороться за римский приз, оплачивающий стажировку в Италии, поскольку у него не было французского гражданства. Тем не менее в 1839 году он за свой счет отправился в Вечный город знакомиться с искусством Возрождения.

В Италии, на вилле Медичи, Леман воссоединился со своим наставником Энгром, который возглавлял итальянский филиал французской Академии искусств. Художники написали несколько совместных полотен. Доподлинно известно, что на портрете композитора Керубини работы Энгра муза на заднем плане исполнена кистью Анри Лемана.

Во время пребывания в Риме художник подружился с композитором Ференцем Листом и его подругой графиней Мари д'Агу, что положило начало долгой переписке между ними. Изображение Мари, часто встречающееся в репродукциях, представляет собой отличное доказательство великолепных портретных навыков Лемана.

Анри Леман. «Портрет Мари д'Агу»
Анри Леман. «Портрет Мари д'Агу»

В своих картинах художник метко подчеркивает характерные черты моделей, а их огромные и выразительные глаза смотрят на зрителя будто живые. Эта особенность передачи образа является частью наследия портретного стиля Энгра.

Впрочем, в поисках максимальной выразительности художник порой придавал своим персонажам настолько гротескные выражения лиц, что образ приобретал почти карикатурную форму, что можно заметить на изображениях Гамлета и Офелии, написанных Анри Леманом.

В 1842 году Леман возвратился в Париж навсегда и начал карьеру полноценного художника, принесшую ему в итоге и славу, и почет. Он не только работал над живописными полотнами, но и уделял много времени настенной росписи. Мастер успел украсить Дворец правосудия, Люксембургский дворец, церковь Сен-Мерри и несколько ратуш, однако большая часть его работ погибла в пожарищах в дни парижской коммуны.

Анри Леман регулярно выставлялся на Парижском салоне, а 1855 году его экспозиция составила более двух десятков работ. Кроме того, мастер успел внести свой вклад в воспитание нового поколения живописцев, став в 1875 году профессором в Школе изящных искусств. Художник умер в ставшем для него родным Париже в возрасте шестидесяти восьми лет в марте 1882 года.

Анри Леман. «Покой»
Анри Леман. «Покой»

Анри Леман исповедовал неоклассицизм. Он с академической скрупулезностью тратил время на подготовку композиций с помощью множества набросков, но в то же время старался передать в полотнах эмоции и оживить персонажей своих работ. Тем не менее большинство картин Лемана не стали популярными и пылятся в запасниках французских музеев, ожидая своего звездного часа.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал.

Вам будет интересно:
Эллен Андре — муза, которая вдохновляла импрессионистов
«Диана и Каллисто» Гандольфи — таинственная судьба картины