Отрицание — это категорическое неприятие какого-то события или факта. Этот метод может
действовать как сам по себе, так и в паре с другими защитными методами. Например, испытывая зависть к возвышенному вайшнаву, человек будет логически обосновывать «случайные» успехи, подводя свое сознание под отрицание заслуг чистого вайшнава.
В случае, когда он действует сам по себе, может отрицаться не только неприятие для себя составляющих слов, поступков, но и сам поступок как таковой. Такое возможно из-за сильной убежденности в самом себе, тщеславия, что неминуемо приводит к тому, что человек пренебрегает, или не замечает какие-либо противоречия в своих суждениях или действиях.
Отсюда для преданного неофита, не способного действовать в своем конституционном положении чистого духовного естества, важным является следование наставлениям Кришны в Бхагавад-гите 16.23: «Тот, кто отвергает данные в шастрах наставления и действует по собственной прихоти, тот не сможет достичь ни совершенства, ни счастья, ни высокой цели».
Санскритское слово утсриджья (отказываясь, отбрасывая, пренебрегая) подчеркивает тенденцию обусловленного ума атма-самбхавитах (самодовольство), приводящую к отрыву от защищающей милости гуру, шастр и садху.
Иллюстрацией того, как действует отрицание, является история из «Рамаяны». Однажды демон Равана отправился к Бали Махарадже на Суталу, чтобы просить его о военной помощи. Когда Равана пытался пройти во дворец к Бали, он увидел огромного роста стражника, перегородившего ему путь. Тогда Равана воспользовался мистической силой и, сделавшись очень маленьким, попытался прошмыгнуть мимо великана. Однако, стражник, который был не кто иной, как Господь Вишну, прижал его стопой к земле так, что Равана не мог пошевелить даже пальцем. Видя безвыходность положения и бесплодность своих усилий выбраться из столь неприятного положения, Равана стал умолять стражника, чтобы тот отпустил его, приводя разные доводы. Вишну-стражник решил пропустить его. Когда после этого Равана зашел во дворец к Бали Махарадже и стал просить его о помощи, дабы с его помощью убить своего заклятого врага Господа Вишну, царь Бали ответил ему: «Какой смысл сражаться с Вишну, ты все равно проиграешь. Сам посуди, когда ты хотел пройти ко мне во дворец, разве тебя никто не задержал? Знай, что это был не кто иной, как сам Вишну, тот, с кем ты так сильно хочешь сразиться. И ты реально мог убедиться в Его силе и могуществе. Тем не менее Равана, выслушав все это, упоенный своим величием, проигнорировал слова Бали. Он просто убрал неприятный факт из сво- его сознания. Так сработал метод отрицания.
Отрицание может и помочь преданному в духовном развитии. Это касается тщательно понятых фундаментальных принципов сознания Кришны: следование четырем регулирующим принципам, вера в могущество ачарьи-основателя Шрилы Прабхупады и т.д. Именно твердая, проверенная практикой убежденность даст естественным образом сработать методу отрицания всего того, что претит и бросает вызов фундаментальным принципам сознания Кришны.
На подуровнях ступени аништхита-бхаджана крийа отрицание действует так же, как и другие защитные методы обусловленного сознания: отрицается все то, что идет поперек анартх и греховных склонностей.