Более 70 лет назад советский народ сделал практически невозможное – сломал хребет самой организованной и технически оснащенной армии Европы. Все мы знаем, помним и гордимся этим. Но почему-то тематику о военнопленных Отечественной войны в наших СМИ стараются обходить стороной. А ведь наших пленных солдат было немало – миллионы человеческих судеб были брошены на произвол судьбы и забыты в вехах истории.
Сталин из назвал трусами и предателями и отказался признавать военнослужащими Красной Армии. Даже своего родного сына, попавшего в плен он отказался обменивать на немецкого офицера, сказав: «Я фельдмаршалов на солдат не меняю». Но мы с вами знаем, что ни трусами, ни предателями этих людей считать нельзя. Напротив, они были настоящими героями и если бы не они, то еще неизвестно как сложилась бы судьба нашей Родины.
Октябрь 1941 года - Вермахт стремится захватить советскую столицу. В это время плохо организованная Красная Армия пытается создать прочную линию обороны и защитить Москву от захвата противником. Одновременно с этим советские войска несут крупные потери: в вяземском котле к юго-западу от Москвы в период с 2 по 13 октября погибло более 380 000 красноармейцев, а 600 000 советских солдат были взяты в плен.
Одним из тех, кто был захвачен в плен, был лейтенант Сергей Федосеевич Шевченко. 24 июня 1941-го года, через два дня после нападения на Советский Союз гитлеровским Вермахтом, он был призван в армию. В начале октября его часть находились в деревне Милятино что в Калужской области, в двух часах езды от Москвы.
1 окт 1941 года 30-летний Сергей написал последнее письмо своей жене Марии Ивановне Соловьевой: «Родные мои. Эта жестокая война заставила меня взять оружие и уйти на фронт, но я все также ни смотря ни на что по-прежнему горячо люблю вас. Знайте, что бы ни случилось я все время думаю о вас… "
Это письмо было последним, которое Мария Ивановна получила от своего мужа. Для двух сыновей Толика и Лелика, которым в 1941 году было два и три года, отец нарисовал на листке бумаги маленькие грибы и ежиков. Все эти годы жена и его мать со слезами на глазах читали это письмо, и от слез со временем оно стало неразборчивым.
Спустя многие годы после завершения войны нам удалось восстановить судьбу пропавшего без вести советского лейтенанта Сергея Федосеевича. Он родился в 1911 году под Киевом. Его отец работал юристом. А мать была швеей и шила одежду для состоятельных людей.
Сергей окончил институт сельского хозяйства в городе Мичуринске, к юго-востоку от Москвы. Почему он покинул Украину и переехал в окрестности Москвы, неизвестно.
В Мичуринске Сергей познакомился со своей будущей женой Марией. Она была на восемь лет его моложе и жила в небольшом селе. В Мичуринске она посещала курсы по бухучету. Спустя некоторое время после знакомства Сергей и Мария поженились и после окончания института семью отправили на работу в совхоз "Красный".
Рядом с селом находилась яблоневая плантация. Позже Мария Ивановна назвала жизнь в этом месте самым прекрасным временем в своей жизни. Особенно ей нравилось вспоминать запах сорта яблони "Коричное".
Когда Сергея забрали на фронт Мария с двумя своими детьми была вынуждена эвакуироваться в город Рязань. По последним данным Сергей был в составе 33-й армии.
После войны Мария получила от командира письменное уведомление о том, что Сергей погиб, и только на основании этого свидетельства жена солдата могла получить пенсию для двоих детей.
Мария Ивановна была одной из миллионов советских женщин, кто за долгие годы войны потерял своих мужей, отцов и сыновей. Чтобы помочь людям отыскать пропавших без вести родных были созданы радио- и телевизионные программы с тематикой «Я жду тебя». С помощью этих программ люди искали своих пропавших солдат в самых отдаленных уголках огромной страны.
Как скот без крыши над головой
Страдания Сергея Федосеевича были долгими. В один из дней товарный поезд с тысячами советских солдат остановился в германском рейхе, точнее в деревне Орбке. В нижнесаксонской деревне находился главный лагерь Шталаг XI D 321. Это был один из нескольких лагерей для советских военнопленных в Нижней Саксонии.
23 окт 1941 года военнопленный Сергей Шевченко прибыл в лагерь Эрбке. Заключенные - в общей сложности 30 000 советских солдат были помещены в Oerbke – где их зарегистрировали с особой немецкой тщательностью. На регистрационной карточке Сергея Федосеевича написано «здоров». В поле «Национальность» значилось «русский украинец». Справа вверху на карточке сбора находится нумерация личного номера Сергея "19811".
В лагере военнопленные содержались как скот под открытым небом, загороженные колючей проволокой. Казарм, не говоря уже о домах для заключенных, не было и в помине.
Оставшиеся в живых военнопленные рассказывали, что заключенные посудой рыли земляные ямы, чтобы хоть как-то защитить себя от холода. Осенью 1941-го года в лагере свирепствовала тифозная лихорадка, в результате которой погибло 90 процентов заключенных. Немец, который был охранником лагеря, вспоминает, что заключенные ели кору с деревьев.
Жертвой этого фашистского массового убийства стал и Сергей. «Умер 24 января 1942-го года в лагере», - записано красивым изогнутым немецким почерком в регистрационной карточке Сергея. Его семья ничего не знала об обстоятельствах смерти Сергея. Очевидно, что в Германии нет государственного учреждения, расследующего судьбу советских военнопленных.
После победы над гитлеровской Германией на кладбище советских военнопленных был установлен небольшой мемориал с серпом и молотом - по некоторым оценкам около 1400 советских солдат погибли в Эрбке.
На мемориале, который был сделан киевским скульптором Николаем Мухиным установлена табличка с надписью:
«Вы умерли, но мы живем свидетелями, мы будем помнить всю жизнь о пытках палачей, и нашему великому народу расскажем о гневе людей, мучившихся фашистами.»