Найти тему
MUNDO.PRO

Путь Сантьяго. Дневник паломничества. День 2.

Оглавление

День 2. Saint Jean Pied de Port (Francia) - Roncesvalles (Espana)

Маршрут дня – 27 км: Saint Jean Pied de Port – Huntto – Orisson – Roncesvalles

Как известно герою П. Коэльо было напутственно сказано:

"Ты едешь во Францию: там в Сен‑Жан‑Пье‑де‑Пор разыщешь мадам Дебриль. А уж она найдет тех, кто проведет тебя по Пути Сантьяго".

Нам не был известен адрес мадам Дебриль и, выйдя из автобуса, мы сразу направились в местный информационный центр, где можно было получить credencial - паспорт пилигрима. Этот документ дает право останавливаться в альбергах и в нем ставятся печати, свидетельствующие о прохождении на Пути того или иного города, населенного пункта, монастыря или церкви.

При регистрации, естественно, каждый из нас приобрел символ паломничества по Пути Сантьяго - раковину, которая называется vieira ("гребешок") или concha ("ракушка"). Здесь же впервые мы услышали два слова: "Buen Сamino!" - Счастливого Пути! Это приветствие звучит с давних времен на всем протяжении Пути Сантьяго в любое время года, денно и нощно, как только пилигрим встречает пилигрима. С этим традиционным приветствием к пилигримам часто обращаются и жители деревень и населенных пунктов, через которые проходит Путь.

Начиная наше паломничество, мы были полны уверенности, что это путешествие принесет что-то новое в нашу жизнь, в наше восприятие себя и мира, и хотелось, чтобы это новое началось как можно скорее.

-2

Сейчас, по прошествии времени, вполне понятно, что в тот день нам было бы лучше остановиться в Сен‑Жан‑Пье‑де‑Пор, переночевать в альберге и, набравшись сил после длительной дороги из России во Францию, уже на следующее утро продолжить паломничество. Но тогда, получив паспорта пилигримов и первую печать в них, наша группа сразу после одиннадцати часов устремилась в Путь. Единственным оправданием нашего решения была прекрасная погода, а нам было известно, что в Пиренеях погода может быстро меняется в любое время года. Как позже мы узнали, в последующие дни до середины мая здесь несколько раз выпадал снег.

Мы покинули "городок через Испанские ворота, некогда излюбленные римскими легионерами, а впоследствии – дружинами Карла Великого и полками Наполеона". День был солнечный. Постепенно открывались дали на Пиренеи, которые мы должны были преодолеть в этот день.

Из схемы маршрута Пути, полученной при регистрации, мы знали, что предстоит подняться с отметки 200 метров над уровнем моря до 1400 метров, но что это такое ещё не представляли себе в полной мере. Если бы представляли, то, скорее всего, возникло бы желание прочесть молитву, которой мадам Дебриль сопроводила в Путь героя "Дневника мага":

"Да пребудет с тобой святой апостол Иаков; да явит он тебе то единственное, что ты должен открыть; да не затянется твой поход, да не оборвется до срока, но продлится ровно столько, сколько потребуют Законы и Необходимости Пути… Да пребудет с тобою дух паломников иных времен. Шляпа убережет тебя от солнца и дурных мыслей; посох защитит от врагов и дурных поступков. Да осеняет тебя днем и ночью благословение Господа, Сантьяго и Пречистой Девы. Аминь".

-3

Постепенно - жара, предстартовые ожидания, отсутствие практического опыта пребывания на Пути делали свое дело - группа уставала, растягивалась. Привалы позволяли отдохнуть, набраться сил, обменяться первыми впечатлениями. Но чем выше мы поднимались, тем всё более чувствовался непомерный груз за плечами. У некоторых участников вес рюкзака был значительно больше десяти процентов от веса тела человека, рекомендованных в интернете по отзывам бывалых пилигримов. Даже у тех из нас, кто очень тщательно укладывал рюкзак перед путешествием, всё чаще возникала робкая мысль, а всё ли нужно мне из того, что я несу с собой.

С моим рюкзаком связан момент, фрагмент о котором я решил вставить в текст уже значительно позже, когда этот текст был написан. Решил, что может быть кому-то будет полезно узнать об этом. В какой-то момент я и ещё двое моих друзей ушли вперед и решили отдохнуть, подождать группу. Откровенно сказать к этому моменту я уже устал и с удовольствием откликнулся на предложение сделать привал. Нашли подходящее место в тени большого дерева на обочине дороги и скинули свои рюкзаки.

-4

Только я прислонил рюкзак к дереву и расслабился, меня качнуло от усталости, я задел рюкзак и он упал на бок. Поскольку дерево росло на обочине дороги, а дальше начинался крутой склон, рюкзак мой, набирая обороты, покатился вниз. Склон уходил вниз на большое расстояние, может быть на 200-300 метров.

Осложняющим обстоятельством было то, что на склоне не было ни одного дерева или кустарника, которые могли бы задержать рюкзак. Мгновенно я понял, что если рюкзак окажется в самом низу, то достать его будет практически невозможно. Я кинулся за рюкзаком, в котором, кроме вещей, находилась и маленькая заплечная сумка с документами, билетами на обратную дорогу, деньги и фотоаппарат. Пронеслась мысль: "Сейчас буду гол как сокол!". В следующий миг мелькнуло осознание, что если я буду и дальше бежать, то не смогу догнать рюкзак, упаду. Скорость рюкзака увеличивалась, и я уже просто не успевал за ним. И в этот момент помимо моей воли ноги отталкиваются от земли, и тело делает кульбит вперед через голову. Я опережаю рюкзак, и мы оба останавливаемся. Рюкзак пойман! Да, всё могло кончиться намного печальнее и для рюкзака, и для меня. Отделался легким ушибом под левым глазом.

Вывод – постоянно быть бдительным и внимательным на Пути, в противном случае твое паломничество может прекратиться в любой момент, как бы тщательно ты к нему ни готовился.

Как сейчас помню, перед привалом мои мысли были о том, что правильно ли мы сделали, что отправились, не переночевав в альберге, успеем ли дойти до Ронсеваля до темноты. Поэтому ещё один вывод – если уже идешь по Пути, то отбрось сомнения, доверься ему. И последний, более призёмленный вывод – документы и деньги носи отдельно от рюкзака, чтобы они всегда были при тебе.

Когда я вернулся домой, примерно через год, то посмотрел фильм режиссера Эмилио Эстевеза "The Way" ("Путь"), вышедший на экран в конце 2010 года. Главный герой фильма - пожилой американец совершает паломничество по Пути Сантьяго.

В фильме есть эпизод, когда он подходит к мосту и, снимая рюкзак, ставит его на перила моста. Рюкзак летит в реку, и уплывает вниз по течению. Правда для героя фильма ситуация была значительно трагичнее, чем для меня. В рюкзаке находилась шкатулка с прахом его сына, который погиб в начале Пути в Пиренеях. Отец решил пройти до Сантьяго-де-Компостела вместо сына, оставляя на Пути его прах. Герой фильма нашел в себе силы выловить рюкзак и продолжить свое паломничество.

Мы продолжили движение вперед и, несмотря на трудности, во второй половине дня были у знака, отмечающего границу между Францией и Испанией, и перешли её. Уже поздно вечером мы достигли точки перевала, с которой виднелся пункт нашего сегодняшнего назначения – Ронсеваль, к которому вели четыре километра достаточно крутого спуска.

Известно, что преодоление спусков труднее подъемов, тем более, после того, как пройдено 23 км по длительному подъему. И, тем не менее, после девяти вечера в полной темноте мы вошли на территорию монастыря, которая начиналась сразу же за спуском.

-5

Регистрация во впечатляющем по размерам и архитектуре здании монастыря. Оплата проживания – 5 евро (уровень цен во всех муниципальных приютах 5-6 евро, в частных, цена может подниматься и до 10 евро). Вторая печать в паспорте пилигрима. Размещение в бунгало (простые вагончики), так как в монастыре мест уже не было, душ, ужин из собственных припасов, короткий обмен впечатлениями и ложимся спать.

Кровати во всех приютах за редким исключением двухъярусные, одеял, как правило, нет, поэтому каждый из нас с радостным чувством достал из своего рюкзака спальный мешок и, расположившись в нем, заснул. Кстати, слово "рюкзак" по-испански звучит очень забавно - "mochila".

На следующий день в разговорах с паломниками мы уяснили, что многие из них начинают свой путь от Ронсесваля, не проходя первый самый трудный этап от Сен‑Жан‑Пье‑де‑Пор. Но мы ни секунду не пожалели, что не пропустили этот этап. Пиренеи стоят того, чтобы пройти по ним пешком.

Историческая справка

Приют паломников, а затем и монастырь монахов-августинцев в Ронсесвале известен с 1130 года. Соборная церковь "Нотр-Дам Ронсесвальес" построена около 1230 года при Санчо VII Сильном короле Наварры (1194-1234), который и похоронен здесь вместе с женой Клименсией.

-6

В этих местах в 778 году произошла сражении между отрядом басков и войсками франков Карла Великого, которая увековечена в поэме "Песнь о Роланде". Правда, в поэме идет речь о сражении в Ронсевальском ущелье с маврами, в котором погибает рыцарь Роланд, но эта историческая неточность не помешала этому произведению на старофранцузском языке стать литературным памятником мирового значения.

Следует остановиться на названии церкви. Видный средневековый церковный деятель Франции, аббат цистерцианского монастыря Клерво, классик западноевропейского мистического богословия Бернард Клервоский (1090-1153), который являлся вдохновителем и одним из создателей Ордена тамплиеров, ввел в обиход понятие "Нотр Дам" - "Наша Дама". Многие церкви и соборы в Западной Европе, особенно во Франции в названии имеют этот титул. Некоторые исследователи предполагают, что так он называл не Марию - мать Иисуса, а Марию Магдалину. По названию церкви в Ронсесвале можно предположить, что в её сооружении участвовали тамплиеры, которые защищали паломнические пути от набегов разбойников и неверных не только в Палестине, но и в Испании.

-7

По описанию средневековых паломнических путеводителей двери монастырского приюта в Ронсесвале были открыты для всех: здоровых и больных, для католиков, язычников, евреев, еретиков и праздношатающихся. Путник мог рассчитывать на кровать и питание в течение трёх дней, время достаточное, чтобы восстановить свои силы после изнурительного перехода. При необходимости предоставлялась новая обувь. Приют имел различные помещения для мужчин и женщин, в нем оказывались услуги по обработке мозолей и омовению ног, стрижке причесок и бороды, и даже была баня. И все эти услуги были необходимы в силу того, что в те времена паломничества начинались от порога дома, где жил человек. Так что в Ронсесвале за спиной пилигрима была уже не одна сотня пройденных километров.

https://mundo.pro/ru/community/my-travels/spain/northern-spain/put-santyago-dnevnik-palomnichestva