Запрет на использование китайской техники в госаппарате США, ограничение продажи IPhone в КНР… Во второй половине 2018 года торговое противостояние между Китаем и Америкой с каждым месяцем набирало обороты и сильно ударило по ритейлу двух стран. Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах и последствиях американо-китайской торговой войны для мировой и российской экономики.
Картина сегодняшнего дня: Huawei против iPhone
1 декабря 2018 г. дочь основателя Huawei Мэн Ваньчжоу (孟晚舟) задержали в Канаде по обвинению в нарушении торговых санкций США по отношению к Ирану. Кроме того, что Мэн Ваньчжоу занимает должность финансового директора компании, она уже много лет именуется в китайской и западной прессе символом экономического развития КНР. Все это только усугубляет последствия ареста.
Ответ китайской стороны последовал незамедлительно. За декабрь в Китае арестовали трех граждан Канады по подозрению в подрыве национальной безопасности КНР. Кроме того, 11 декабря суд города Фучжоу (Южный Китай) запретил продажу и импорт ряда моделей смартфонов Apple – iPhone 6S, iPhone 6S Plus, iPhone 7, iPhone 7 Plus, iPhone 8, iPhone 8 Plus и iPhone X. Официальная причина – нарушение патентных прав. Учитывая же недавний удар по Huawei в таком решении видится очередной ответный удар по американскому рынку смартфонов.
За несколько недель до инцидента The Wall Street Journal опубликовал статью, где рассказал о негласном запрете на использование продукции Huawei в правительственных органах США и их союзников. Позднее многие другие авторитетные американские издания подтвердили такое отношение Сената к китайскому производителю.
Необходимо также понимать роль и масштабы Huawei. Так, например, в ноябре 2018 г. один из руководителей компании Ричард Ю. заявил, что Huawei планирует обогнать Samsung по объемам продаж смартфонов к 2020 г. Кроме рынка смартфонов, в последние годы китайская компания активно занимается разработкой оборудования беспроводных сетей и базовых сетей, аппаратного оборудования и пр. В некотором смысле Huawei является одним из символов китайского технологического развития, символом перехода экономики КНР от роли поставщика дешевой и некачественной продукции к роли производителя современного, не уступающего мировым аналогам технического оборудования.
История с Huawei представляет собой только один из этапов американо-китайского торгового конфликта. Давайте же обратимся к истокам этого экономического противостояния.
Обмен пошлинами
США перенесли свое производство в страны третьего мира, включая КНР, тем самым подписав приговор будущему американской промышленности. Набравшись сил, Китай начал производить дешевую и доступную продукцию, которая выдавливает американские товары с рынка. Воскресить американского производителя можно, вернув промышленность в США и оградив ее от китайской и любой другой дешевой иностранной продукции.
Именно с такими простыми и доступными формулами, приправляемыми лозунгами «Make America great again», выдвинул свою кандидатуру на президентский пост Д. Трамп в 2016 г. Став главным рупором антикитайской пропаганды, уже президент США Д. Трамп начал постепенно подготавливать почву для полного отказа от торговли с Китаем.
Для начала в июне 2018 г. Д. Трамп отказался от принятий каких-либо торговых соглашений с КНР и начал вводить серию антикитайских пошлин. Вашингтон ввел пошлины на 818 наименований китайской продукции на сумму $34 млрд. А 23 августа Трамп обложил пошлинами 279 наименований китайских товаров общей стоимостью $16 млрд.
Список включает, в частности, различные виды полимеров, металлов, электронику. В основном американские пошлины охватывают товары промышленного сектора, входящие в государственную программу «Сделано в Китае 2025» (中国制造2025), принятую еще на 3-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 12-го созыва в 2015 г.
Если не учитывать санкции, введенные против Китая за сотрудничество с Москвой в конце сентября, то следующим, уже более весомым ударом послужили американские пошлины на сумму $200 млрд, введенные против Пекина 24 сентября (должны начать действовать со 2 марта 2019 года). При этом американский лидер не исключил введения третьей волны пошлин на товары стоимостью около $267 млрд, если Пекин предпримет ответные меры.
В ответ КНР ввела зеркальные пошлины на американскую продукцию. Если американцы в большей степени бьют по промышленности — главной статье доходов КНР от торговли, то китайцы вводят пошлины в первую очередь на сельхозтовары, автомобили, медоборудование и морепродукты из США.
Кроме того, что сельскохозяйственная продукция составляет основной процент прибыли американцев от торговли с Китаем, такой выбор товаров имеет и политический контекст. Основной контингент электората Д. Трампа составляют «простые американские фермеры», которых часто называют «redneck» (букв. – красношеие).
Призывы Трампа вернуть производство в США, дать работу американским рабочим, воплощать традиции «старой доброй Америки» и более жестко вести себя на международной арене с «троекратным ура» воспринимались консервативными и набожными белыми землевладельцами.
И в том числе для удара по главному электорату «хозяина» Белого дома Китай и ввел пошлины на сельхозпродукты, которые этот электорат производит и от продажи которых, по сути, питается.
Трамп ищет союзников
Несмотря на нескрываемую самоуверенность Д. Трампа, он понимает, что в этой торговой войне США нуждается в союзниках. В начале октября Ларри Кадлоу (Larry Kudlow) – глава Национального экономического совета – выступил в Экономическом клубе в Вашингтоне с заявлением, что в скором времени США сформируют торговую коалицию для противостояния Китаю и его «нечестным» торговым практикам.
«Мы двигаемся к тому, что я бы охарактеризовал как торговая коалиция, направленная на противостояние Китаю. Мы вновь говорим с Евросоюзом, мы вновь ведем дискуссии с Японией», — рассказал он.
И спустя неделю между США, Канадой и Мексикой была создана предтеча такому союзу – соглашение по свободной торговле USMCA (United States–Mexico–Canada Agreement), заменяющее Североамериканскую зону свободной торговли (NAFTA).
Хотя соглашение напрямую и не касается китайского вопроса, оно содержит в себе положение, о котором министр торговли США Уилбур Росс (Wilbur Ross) отозвался как о «ядовитой пилюле». Эта «пилюля» фактически дает Вашингтону право вето в отношении торговых партнеров Канады и Мексики. Так, если какая-либо из трех стран USMCA заключит торговую сделку со «страной с нерыночной экономикой», две другие могут выйти из соглашения через шесть месяцев и заключить свою собственную двустороннюю торговую сделку, сообщил министр. К странам с нерыночной экономикой, помимо Северной Кореи, Кубы и Венесуэлы, конечно, относится КНР – против китайской экономики, по сути, этот пункт и был вписан в соглашение трех стран.
Китай отказывается от доллара
Против пошлинных угроз и торговых коалиций у Китая есть один «козырь», способный кардинально изменить не только американскую, но и мировую экономику, – долларовые облигации.
Речь идет о ценных бумагах правительства США со сроками погашения 5,10 и 30 лет. Необходимо учитывать, что Китай является главным держателем американских облигаций. Согласно данным Минфина США по состоянию на июль, Китай вложил в ценные бумаги казначейства США $1,171 трлн.
В октябре размер принадлежащих Китаю казначейских облигаций уменьшился до $1,14 трлн – минимума с мая 2017 года. По мнению экспертов, это помогло на время укрепить национальную валюту КНДР.
В то же время укрепление юаня в качестве мировой валюты ослабляет позиции доллара. Еще в 2016 г., когда западное полушарие встречало очередную волну мирового кризиса, китайский юань официально стал резервной валютой МВФ после американского доллара, евро, британского фунта стерлинга и японской иены.
Еще громче о себе заявил китайский юань, когда в марте 2018 г. Шанхайская международная энергетическая биржа (Shanghai International Energy Exchange) запустила торги нефтяными фьючерсами в юанях. Все эти прецеденты создают угрозу для американской валюты, немалой долей которой владеет главный оппонент США – Китай.
Американский ритейл протестует
Решительность Д. Трампа и Республиканской партии в эскалации торговой войны против Китая оттеняется многочисленными протестами американских компаний и ритейлеров, которые уже несут значительные убытки от этого противостояния в виде повышенных тарифов.
В середине сентября, когда было объявлено о скором введении пошлин на $200 млрд против Китая, представители американского бизнеса на слушаниях в Торговом представительстве США высказали открытое недовольство из-за грозящего такими санкциями подорожания товаров.
Давайте рассмотрим несколько самых ярких выступлений американских ритейлеров.
Протесты против повышения тарифов на импорт в Вашингтоне
- Jo-Ann Stores — розничная сеть, специализирующаяся на продаже текстиля
«Предлагаемые тарифы угрожают налогами на товары текстиля и шитья, произведенные в Америке. В результате таким компаниям будет выгодно переносить свои производства и создавать рабочие места за пределами США», — Джилл Солтау, представитель Jo-Ann Stores. - Flying Circle Gear — производитель товаров для американской армии и экстремального туризма
«Если присмотреться к предложенным тарифам, можно понять, что мы уже выплачиваем 17 % импортной пошлины на большинство наших товаров. 42 % налога на наш продукт стирает всю нашу прибыль — нам придется закрыться», – Джимми Читтим, представитель Flying Circle Gear. - Inmotion — производитель экологически чистых транспортных средств (электросамокаты, моноколеса и пр.), которым владеет китайская команда робототехников
«Inmotion сильно пострадает от дополнительных пошлин на наши товары. Это проблема, которая лишает бизнес жизнеспособности. Расширение тарифного списка вряд ли как-то повлияет на Китай», — Джон Смит, представитель Inmotion. - Micro Electronics — производитель компьютеров, является главным поставщиков товаров для розничной сети Micro Center, входящей в топ-200 крупнейших частных компаний Америки
«Учитывая, что рентабельность наших товаров довольно низкая, мы ожидаем резкое падение продаж после принятия таких мер. Micro Center не сможет выдержать дополнительный тариф на импортируемые товары из Китая в 10 %, не говоря уже о 25 %», — Ричард Мершад, представитель Micro Electronics. - Lamplight Farms — производитель масляных ламп и свечей
«Мы рады, что правительство предпринимает шаги, чтобы позиционировать Соединенные Штаты как мирового лидера в передовых технологиях XXI века... Но мы решительно против того, чтобы сокращение импорта свечей Tiki (главный бренд компании) было ключевым пунктом этой стратегии», — Марк Вернер, представитель Lamplight Farms. - Trayton America — китайский производитель мебели для дома и офиса
«Перемещение производства в новую страну – это не жизнеспособный вариант ведения мебельного бизнеса. Это потребует огромного количества капитала и времени. Для нашей будет эффективно в таком случае закрыться на несколько лет. Нам придется уволить сотрудников и понести большие потери», — Ларри Литтл, представитель Trayton America.
Подавляющее большинство американских ритейлеров и производителей, представителей малого и среднего бизнеса, принявших участие в слушаниях в Торговом вредительстве США, заявили о возможном банкротстве в случае введения новых пошлин против Китая.
Серьезные заявления сделали и некоторые представители крупного бизнеса. Так, еще в начале сентября американский технологический гигант Apple отправил письмо в правительство США, где предупредил, что повысит цены на некоторую продукцию компании, если Д. Трамп введет новые санкции на товары из Китая.
В декабре США перенесли дату повышения пошлин с 10 до 25% с 1 января на 2 марта 2019 года. А в конце года стало известно, что США и Китай начали разрабатывать договоренности по разрешению торгового спора и, можно сказать, заключили перемирие. В ответ на заморозку повышения тарифов Китай снизил пошлины на американские автомобили и возобновил закупки сельскохозяйственной продукции. «Большая сделка» по оформлению торгового мира предварительно должна состояться в марте. Однако эксперты пока не берутся предсказать исход переговоров. Слишком много неизвестных.
Что ожидает российскую экономику?
Сложно сказать, каким образом торговая война между США и Китаем повлияет на розничную торговлю и микроэкономическую ситуацию в стране. Государственные лица и ведомства, конечно, говорят о вреде такого противостояния для России, так как эта война вызывает нежелательную разбалансировку мирового рынка, и призывают к мирному решению конфликта. Такое мнение, например, высказывал замглавы МИД РФ Сергей Рябков.
Однако немало экспертов положительно оценивают будущее российско-китайской торговли в ходе этой торговой войны.
Так, по мнению старшего экономиста Китайской ассоциации по развитию предприятий за рубежом (China Overseas Development Association) Хэ Чжэньвэя (和振伟), разгоревшееся противостояние между США и Китаем может стать отличным шансом для расширения экспорта российской сельхозпродукции в КНР и хорошей возможностью для привлечения китайских инвестиций.
Как мы писали выше, Китай облагает пошлинами американскую сельхозпродукцию, из-за чего сотрудничество с Россией в этом вопросе скоро будет очень выгодным для КНР.
Но тут же необходимо учитывать, что немалая доля экспорта сои, зерна и мяса – основных сельхозпродуктов, в которых сейчас нуждается Китай при американской блокаде – поставляется из стран Восточной и Юго-Восточной Азии, а также из Латинской Америки. Для российского экспорта сельскохозяйственных товаров в Китай необходимо создать почву, что по оценкам разных экономистов может потребовать несколько лет.
С другой стороны, перспективы макроэкономического развития России на фоне противостояния Китая и США очевидны. Так, в октябре «Газпром» и Китай активизировали переговоры по «западному маршруту» газопровода «Сила Сибири». По прогнозу «Газпрома», спрос на газ в Китае до 2025 г. вырастет на 200 млрд кубометров или на 80 %.
Развитие российско-китайской торговли наблюдается и в военной сфере. В конце сентября между Россией и КНР была совершена сделка на поставку в Китай 10 многоцелевых истребителей поколения 4++, а также 4-6 дивизионных комплектов систем противоракетной обороны С-400. За эту сделку, США ввели санкции против Китая, а недавно, к слову, и против Индии.
Впрочем, необходимо понимать, экономическое противостояние двух мировых лидеров не является результатом какой-либо случайности или упрямства. Любая торговая война представляет собой закономерную тупиковость экономической системы, что не раз доказывала история.
Сергей Рыбачук, Retail.ru
Теги: Хроника торговая война торговое противостояние США и Китая