(Гримасы дикого капитализма)
Продолжая начатую тему о « Гримасах дикого капитализма» нельзя не затронуть такую его сторону как трудоустройство населения, а вернее его «бич» безработицы, который повально гонит работоспособное население в рабство то ли за границу, то ли в к доморощенным «работодателям».
В связи с этим следующий рассказ будет связан с этой с очень актуальной и наболевшей проблемой нашего общества.
Закончив ВУЗ, еще в советские времена и став инженером Виктор много лет проработал на одном предприятии, где и прошел производственный путь от слесаря, затем технолога по электро-газосварочным работам до ведущего технолога этого предприятия. Но этого предприятия, как и многих других в «эпоху прихватизации» не стало и Виктор, как и все работники предприятия оказались за его воротами.
Но жизненные обстоятельства не дали Виктору долго засидеться под опекой биржи труда, этого нового для нас инструмента «человеческого унижения…»
Он устаивается грузчиком и одновременно ночным охранником на одну частную торговую базу. Работодатель сразу предупредил, что Виктор будет принят на работу с минимальным окладом, и это связанно с налогами. Все доплаты связанные с экстренностью и объемами работ будут выдаваться исполнителю в «конверте»…
Но проработав более полугода в этом режиме, Виктор так и не дождался обещанного «конверта». К тому же работодатель позволял себе нецензурные окрики и маты на своих работников, с угрозами их увольнения.
Контингент работников базы был разношерстный, от явных и замаскированных алкоголиков, до порядочного подполковника десантника в отставке.
Почти каждый трудовой вечер или ночь заканчивались пьянкой со словесными угрозами в адрес работодателя. Так рабочие отводили свою душу…
Но Виктору хотелось настоящей работы связанной с производством и которая бы оплачивалась по достоинству. В одно утро он подошел к «хозяину» и предложил свои услуги сварщика в его гараже за соответствующую оплату. На что «хозяин» нервно отреагировал: «Если не нравится работа грузчика, то он, Виктор, свободен на все четыре стороны»…
Виктор тут же собрал свою сумку и ушел за ворота торговой базы, а работодатель, т.е «хозяин» лишь криво ухмыльнулся и сел в свой сверкающий «джип»…
Затем Виктор со своими знакомым товарищем организовал в арендованном гараже мастерскую по мелкому ремонту авто. Но «драконовская» налоговая система развалила это предприятие, сделав их еще и должниками перед государством.
Надо было гасить долги, надо было кормить семью и Виктор по совету и «протеже» бывшего коллеги устроился в бюджетную организацию, а именно в одну из общеобразовательных школ рабочим по текущему ремонту. Оплата здесь была одинаковая для всего технического персонала, и была фиксировано-минимальной. Правда все социальные платежи государству за работника осуществлялись в полном объеме и в срок. И это было благом для работников, ведь идет пенсионный стаж и больничный оплачивается. Все, вроде бы относительно стало налаживаться, и Виктор втянулся в ритм школьной работы и стал даже проявлять свою инициативу в работах другого плана. Он был и за штукатура, плотника и даже выполнял сварочные работы…
У него появилась надежда, что эти инициативы будут замечены руководством школы и будут соответственно поощрены, в виде повышения зарплаты. Но, не тут- то было, реакция на инициативы сразу возымела свое действие в виде увеличения объемов «инициативных» работ в рамках прежней оплаты труда.
Техническим персоналом школы тогда руководил завхоз, очень энергичный военный отставник, который свободно мог ввернуть крепкое словцо в своем диалоге с подчиненными. Видимо у него осталась армейская «закалка» и он в работниках видел солдат, которые не должны думать, а должны тут же выполнять приказы…
Современные перемены в обществе наложили свой отпечаток на «атмосферу» школьной жизни и не в лучшую сторону. Все чаще в стенах школы стало слышно вместо «качество учебного процесса» - деньги, деньги и еще раз деньги…
Так вот эти деньги подвигли руководство школы к разного рода «коммерческим» операциям. Школьная столовая в выходные дни стала использоваться для увеселительных мероприятий, ритуальных услуг за соответствующую оплату. Словом, каждый из них понимал коммерческие операции в школе по - своему, при этом, не забывая о себе…
Нужда заставила Виктора «возмутится» по этому поводу и задать ряд щепетильных вопросов завхозу. Он в свою очередь отреагировал «по армейски», по отработанной «схеме»: «Тебе не нравится у нас, можешь быть свободен, мы никого не держим…» Сделав, паузу завхоз добавил: «Знаешь, мне с бомжами проще работать! Они хоть вопросов не задают…» Виктор немного помолчал, затем глянул в мою сторону и как-то грустно закончил свой рассказ: «Ну и времена! Мы то, уже ладно, а что будет с нашими детьми, которые учатся в таких школах, при таких нравах? Что их ждет впереди?»
Константин Русинов