Найти в Дзене
ТАРАКАНЫ за РУЛЕМ

Что может гнев против эвакуатора

Ролик на YouTube, в которой водитель (некто Владимир) весьма рискованно съезжает на автомобиле с эвакуатора, менее чем за сутки с небольшим набрала сотни тысяч просмотров. Суть дела: владелец авто приехал на место, чтобы предотвратить эвакуацию машины на штрафстоянку. По какой-то причине его достаточно быстрое появление ход событий не изменило. И не добившись ничего словами, Владимир просто запрыгнул на эвакуатор, освободил колеса от «щупальцев», сел за руль, газанул и съехал с по-прежнему поднятой платформы. И уехал.

На данный момент под видеозаписью с этим инцидентом – уже более 6 тысяч комментариев. Большинство, похоже, содержат искреннее восхищение водителем, который не позволил отвезти машину на штрафстоянку. «Красава», «отчаянный чувак», «молодца» и т.д. называют его.

Не столь горячие поклонники Владимира сетуют, что теперь за ремонт машины ему придется заплатить куда дороже, чем потребовалось бы на оплату штрафа и эвакуации. В ответ звучат слова, что дело здесь не в деньгах. «Дело принципа он доказал что не раб», – написал один автор. «Деньги мусор... самоуважение не купить...уважуха», – еще один. Им парируют указанием на явные нестыковки в интервью Владимира после инцидента… И т.д., и т.п.

Журналисты тоже встают на разные стороны. Сравните, к примеру тон публикаций в «Московском комсомольце» и в «Версии» .

Разбирать далее, кто прав, кто виноват в этой ситуации, и какие последствия она может иметь для машины и Владимира, я не буду.

Мне интересно обратить внимание на другой аспект. А именно – как вообще Владимир мог решиться на такой шаг? Хоть он и утверждает в интервью, что все рассчитал, будучи сам владельцем автосервиса, но на мой взгляд, это уже явная рационализация (есть такой способ психологической защиты). Риск все равно был, и совершенно очевидный.

Однако Владимир на него пошел. И толкнул его на него гнев. Так ее именуют психологи. В обыденной жизни могут сказать «злость» или «ярость».

Мы не видим на ролике начало истории, не знаем достоверно, как она развивалась. Но точно видим, что Владимир уже на взводе, уже разозлен или даже взбешен. Научная психология давно знает, что у гнева могут быть разные активаторы. Может быть совершённая несправедливость. А может – и просто препятствие, ограничение на пути к цели и т.п. И также может – стремление защитить себя как «Я». Я не просто человек, но «право имею», выражаясь языком классика. (Судя по комментариям, для многих зрителей именно этот аспект стал вообще ключевым.)

Что именно сработало в случае с Владимиром, – остается вопросом. Но как бы то ни было, «гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него чувство уверенности и силы». «Чем сильнее гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек. В ярости мобилизация энергии столь велика, что человеку кажется, что он взорвется, если каким-либо образом не даст выхода своему гневу». Это – цитаты из классики психологии эмоций – одноименной книги Кэррола Э. Изарда. Гнев может и подавить страх, и изменить способность анализировать ситуацию. Восприятие ситуации начинает принимать туннельный характер, поскольку все силы направляются организмом на устранение препятствия на пути.

Так что, используя пример с Владимиром, стоит сделать по крайней мере два вывода.

Первый: в эмоции гнева человек способен не только на риск, но и на неоправданный риск. Более того – перестает видеть иные варианты разрешения ситуации, равно как и возможные последствия. (Например, просто оставаться в машине. Эвакуация транспортного средства с человеком внутри – запрещена. И рано или поздно машину с Владимиром внутри просто сняли бы с платформы.)

Второй вывод: в состоянии гнева человек все-таки и в самом деле способен на многое. В том числе и на такое, чего он сам от себя в обычном состоянии не ожидал бы. А поскольку принудительная эвакуация мало у кого во всем мире вызывает положительные эмоции, к ее организации нужно относиться так, чтобы у водителя по крайней мере не оставалось ни капли сомнений, что с ним поступают и по букве закона, и по справедливости. Если сомнения остаются, власть и ее представители должны действовать иначе.

Пока, увы, лично я знаю немало ситуаций, когда формально водитель нарушил правила, а по факту все было обставлена так, что не нарушить было трудно. А это уже воспринимается как несправедливость. Когда таких примеров становится слишком много, взрыв эмоций может возникнуть даже по незначительному поводу.

Кстати, у меня этот ролик (а я по-прежнему не склонна ни вставать на сторону Владимира, ни против него) вызвал ассоциации с сюжетом одной из новелл фильма «Дикие истории» Дамиана Сифрона. Той самой, в которой на штрафстоянку увозят машину взрывника, который тщетно пытается доказать, что запрещающая парковку разметка была просто стерта. Его гнев имел иной характер – холодный и взрывоопасный. Причем последнее слово – в буквальном смысле.