«Стюардесса – это романтика? Забудьте! Это изматывающая работа, которая отнимает все: время, силы, здоровье, семью. Это надо или обожать, или уходить! Это письмо-предостережение. Не ходите в стюардессы!» – такое послание мы получили на днях по почте. Девушка подписалась именем Анна и попросила опубликовать ее текст.
Мне 25 лет. Два года назад я решила переехать в Москву из Псковской области и стать стюардессой. Я много читала про авиацию. Мне казалось – это здорово, помогать людям, спасать их в случае чего, видеть мир, носить красивую форму и быть всегда красивой.
«Мир я не увидела»
Я сразу нацелилась на «Аэрофлот». Прошла обучение, стала работать.
Первой отпала мечта посмотреть мир. Я поняла, что это для старожилов. Никто сходу не возьмет тебя на международные рейсы. До этого надо дорасти. Я летала по России, иногда в ближнее зарубежье. Ни о каком «посмотреть» речи не шло. Все рейсы – оборотные, туда и обратно. Максимум, что можно увидеть – аэропорт через иллюминатор.
Работа оказалась весьма изматывающий, потому что такой график. Работать приходилось по 4-6 дней в неделю. Вылеты чередовали – то дневной, то ночной, то вечерний, то утренний. Жить в таком режиме очень тяжело. Довольно быстро начинает ехать крыша.
Да, вот еще что выяснилось довольно быстро. Жить в Москве – невозможно, потому что ехать в Шереметьево на аэроэкспрессе или на такси каждый раз – дорого. На общественном транспорте – это тратить по два часа на дорогу в одну сторону. Все стюардессы объединяются и снимают жилье в близлежащих к аэропорту домах – в Лобне или Химках. Вся жизнь подчинена одному – работе.
«К нам относятся, как к официантам»
Потом отпала мечта о какой-то особой роли, миссии. К нам, стюардессам, относятся довольно потребительски. Как авиакомпания, так и пассажиры. Конечно, нас учат и помощь оказывать, и эвакуировать. И делают это довольно тщательно. Но понятно, что ЧП почти не случаются, к счастью. И постепенно фокус смещается на обслуживание. Как общаться с пассажирами, как здороваться, как улыбаться, к кому можно наклониться, а в бизнес-классе – только присесть на корточки. Пассажиры часто тоже относятся к нам, как к официантам в баре. Дай-подай-принеси-почему так медленно.
В общем, да, я разочаровалась. Может, я неверно выбрала авиакомпанию. Вон в «Победе», «Северном ветре» и «Ютэйре» нет еды, поэтому там все быстро. Бортпроводники в полете отдыхают. А в «Аэрофлоте» ты постоянно что-то делаешь.
Когда меня начали ставить на дальнемагистральные рейсы, начались остановки в гостиницах. Казалось бы – вот, чего ты хотела. Но довольно быстро понимаешь, что в каком-нибудь Магадане, Благовещенске или Хабаровске достаточно побывать один раз, чтобы увидеть все. Вообще, все.
«Текучка очень большая»
До зарубежки я не доросла. Уволилась раньше. Платили мне, кстати, не так, чтоб очень уж много. После оплаты за квартиру оставалось тысяч 40. Текучка в «Аэрофлоте» очень большая. Не уходят только любимчики руководства, те, кто дорос до самых «вкусных» рейсов – международных, тех, на которых и можно «мир посмотреть» и «на курорте зависнуть». Но таких единицы. Там много факторов отбора и язык, и внешность, и лояльность компании.
В общем, ушла я. Жалею ли об опыте? И да, и нет. Попробовала осуществить мечту и поняла, что не мое. Это плюс. Минус – здоровье подорвала, правда несильно. Теперь работаю на земле, но тоже в околоавиационной среде. С 9 до 17. И сплю по ночам.
Юные девушки, мечтающие о работе стюардессами! Подумайте сто раз. Не ходите в эту профессию и поберегите здоровье!
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Фанат авиации», чтобы не пропускать новые публикации.