Как правильно поступить, если ребенок сильно плачет???
Наверняка каждый родитель задумывался над этим вопросом. Здесь работает правило "золотой середины": надо и "не строить трагедию", чтоб не напугать малыша еще больше и в то же время не сделать вид, чтоб вам всё равно на проблемы ребенка.
Все методы, о которых я расскажу, работают только для мелких бытовых ситуаций: ребенку больно, он напуган.
Что помогает в любом возрасте:
Во-первых, крепко обнимите ребенка, при этом немного отойдя в сторону от места. где с ним приключилась проблема. Обнимайте его молча, без слов и вопросов подобного типа "ой ты мой бедненький", "как же с тобой так случилось". Дайте время ребенку немного успокоиться и справиться с его "бедой". Не протягивайте малышу под рёв сладости или игрушки. Это чревато тем, что у малыша может закрепиться эффект: "я плачу - мне конфету", и он станет манипулировать этим.
Во-вторых, дышите сами плавно, глубоко. Ребенок чувствует ваше спокойное дыхание и сам начинает дышать спокойнее и успокаивается.
В-третьих, можете слегка покачивать малыша в такт дыханию, гладить нежно спинку. Можете спокойно петь песни без слов или мычать, но только тихо, "фоново", чтоб не отвлекать малыша, его мозг в этот момент обрабатывает произошедшее с ним.
В-четвертых, наблюдайте за дыханием ребенка. Когда оно станет спокойным, и ребенок перестанет всхлипывать, можно подойти к "месту событий".
И только теперь рассказать ребенку, чтоб с ним случилось. Желательно в виде рассказа, не осуждая и не обвиняя малыша. Рассказ может быть примерно в такой форме: "Ты бежал за кошкой, а впереди на твоем пути была высокая ступенька, ты неаккуратно на неё наступил и упал". Не ругайте малыша при этом и постарайтесь никак негативно не комментировать ("куда ты смотрел", "неужели нельзя смотреть под ноги" и т.д.).
Дети постарше уже сами часто рассказывают по несколько раз близким и знакомым о своих "происшествиях". И с каждым разом этот рассказ менее эмоционально окрашен. Это означает, что стресс у ребенка прошёл.
Наверно многие из вас спросят: " а как же разбор полётов?" Его надо устраивать, но только когда ребенок успокоился. Повторюсь, не говорите ребенку "куда ты смотрел" и подобное, когда он плачет. Подобные слова могут нанести ребенку психологическую травму, точно также как и чрезмерное жаление. А чтоб было легче промолчать, спокойно и глубоко дышите. А уже, когда ребёнок успокоится, он вам сам всё расскажет, в том числе и почему так с ним случилось, и как можно было избежать этого. А вы можете помогать ему наводящими вопросами (например: "а что было бы, если бы бежал немного спокойнее?").
Действуя указанным способом, вы учите ребенка самоконтролю, учите видеть свои ошибки и находить решение проблем. Вы лишь даете малышу поддержку, с помощью которой он справляется со своей болью, обдумывает сложившуюся ситуацию и ищет из нее выход.
Может быть, малыш успокоится быстро и в случае, если родитель будет объяснять ему, что ничего страшного не произошло и всё в порядке. Но таким образом, стресс не снимается, а закапывается глубоко внутрь. А накапливание стресса вызывает множество психологических проблем в дальнейшем.
Ребенок должен сам учиться оценивать степень серьезности случившегося с ним. Почему он должен верить маминому ложному высказыванию: "это же пустяки, ты ударился совсем не больно"??? Такие слова обесценивают чувства малыша.
Подобная ситуация и с посещением врачей. Например, родитель ведёт ребенка сдавать кровь, при этом он говорит ему "это совсем не больно". Такими действиями вы, во-первых, обманываете ребенка, а во-вторых, называется его чувства ненастоящими.
Еще важный момент. Наверняка вы замечали, что когда ребёнок ударился и рядом нет мамы, он даже внимания не обратит на "несерьезную" ссадину, а если мама рядом - бежит к ней. По маминой реакции ребёнок определяет серьезная проблема с ним случилась или нет. А некоторые мамы при незначительном ушибе делают вид, что у ребенка смертельная рана. Таким образом, ребенку сложно адекватно оценивать произошедшее с ним.
Таким образом, в вопросе как правильно успокоить ребенка, надо найти "золотую середину". Поддержать ребенка, но при этом не оценивать серьезность ситуации и не делать выводы, а лишь направить малыша, дав ему возможность самому это сделать.