Найти тему
История кораблей

Реквием по Цусиме. История броненосца «Орел»

Открытка из серии с кораблями 1904-1905 гг. Рисунок капитана 1-го ранга С.Д. Всеволожского
Открытка из серии с кораблями 1904-1905 гг. Рисунок капитана 1-го ранга С.Д. Всеволожского

Постройка и характеристики.

«Орел» стал единственным из четырех кораблей типа «Бородино», что не был потоплен в Цусимском бою, но во Владивосток он попал уже в составе японского флота. Еще до начала войны планировалось усилить ими эскадру на Тихом океане. В МТК остались довольны «Цесаревичем», а потому решили перенести его основные решения в новый проект.

Церемония закладки на Галерном острове прошла в мае 1900 г., а работы в эллинге длились до июля 1902 г., то есть чуть больше 25-ти месяцев.

Примерно на середине этого срока, в мае 1901 г., большой эллинг чуть не сгорел из-за пожара на крейсере «Витязь». От прародителя вся серия отличалась уменьшенной толщиной бортовой брони. Вес броневых плит на «Орле» достигал 4,5 тыс. тонн. Высота забронированного борта в миделе составляла 4,2 м., уменьшаясь к оконечностям до 2,8 м. От навесных попаданий и осколков защищали две броневые палубы. Все башни и казематы прикрывались бронированными вертикальными плитами и крышами.

«Орел» в Кронштадте, 1904 г. Ист.: wiki.wargaming.net
«Орел» в Кронштадте, 1904 г. Ист.: wiki.wargaming.net

Архитектура этих кораблей оставалась идентичной, корпуса набирались и наполнялись по единым чертежам. Управление велось с мостика, из ходовой или располагавшейся на ярус ниже боевой рубки. Во время боя командир, офицеры и рулевые должны были находиться именно в ней. Башни главного калибра и боевая рубка считались самыми безопасными местами в плане бронирования.

Главный калибр «Орла»: 4 х 305-мм орудия Обуховского завода с дальностью 74 каб., 240 снарядов. Средний калибр: 12 х 152-мм орудий (60 каб.), 2,1 тыс. снарядов. Малый калибр: 20 х 75-мм пушек (6 тыс. снарядов), 40 х 47-мм орудий, 2 х 64-мм и 2 х 37-мм пушки (всего 17,1 тыс. снарядов), 10 пулеметов. Броненосец оснащался четырьмя торпедными аппаратами, мог выставлять минные заграждения, в обороне применять противоминные сети.

«Орел» в Ревеле, сентябрь 1904 г. Ист.: tsushima.su
«Орел» в Ревеле, сентябрь 1904 г. Ист.: tsushima.su

Проектная мощность паровых машин Балтийского завода равнялась 15800 ЛС. Из-за перегрузки и возросшего водоизмещения корабль разгонялся до 17,8 уз., что на 0,2 уз. меньше расчетной цифры. Согласно штатному расписанию экипаж насчитывал 782 моряка. Размеры корпуса позволяли спроектировать все необходимые хозяйственные помещения, облегчавшие повседневный быт на борту.

Поход 2-ой эскадры.

В начале войны стало ясно, что к готовому «Александру III» можно оперативно присоединить три из четырех его одноклассников.

В конце августа 1904 г. «Орел» прошел сокращенный цикл сдаточных испытаний и через месяц отбыл в Ревель к готовящейся в поход эскадре.

В октябре силы Рожественского покинули Либаву, осада Порт-Артура подходила к трагическому финалу.

«Орел» в Цусимском сражении. Картина художника В.С. Емышева
«Орел» в Цусимском сражении. Картина художника В.С. Емышева

На Доггер-банке, в центре Северного моря, эскадра столкнулась с английской рыболовецкой флотилией, в тумане 1-ый отряд обстрелял гражданские суда и свои крейсера. Из-за этого Рожественскому пришлось задержаться в испанском порту на неделю, пока шли разбирательства и вырабатывались договоренности о расследовании инцидента.

Наиболее крупные корабли эскадры решено было вести через Южную Атлантику в обход Африканского континента. С одной стороны, это обуславливалось реальной опасностью закупорить Суэц перегруженными броненосцами. С другой стороны, и штаб командующего, и адмиралы в Петербурге ждали японских миноносцев в любой точке океана. Огибая мыс Доброй Надежды, 1-ый отряд попал в сильнейший шторм, здесь проявились хорошие мореходные качества и удачная конструкция всей серии.

«Орел» в Майдзуру после Цусимского сражения. Ист.: tsushima.su
«Орел» в Майдзуру после Цусимского сражения. Ист.: tsushima.su

Вести о капитуляции Порт-Артура застали Рожественского у берегов острова Мадагаскара. Если раньше 2-ой эскадре вменялось соединиться с порт-артурским отрядом и в генеральном сражении разбить адмирала Того. То с потерей крепости требовалась новая стратегия, выходов оставалось два: возвращаться или идти во Владивосток и использовать его как новую главную базу флота.

В прениях, переписке с Петербургом, ожидании отстающих и догоняющих минули три месяца. В марте, в Южно-Китайском море, эскадру нагнал отряд адмирала Небогатова, последнее из посланных с Балтики подкреплений. Броненосцы преодолел за это время больше 17,5 тыс. миль, что само по себе уже достижение.

«Орел» в Майдзуру после Цусимского сражения. Ист.: tsushima.su
«Орел» в Майдзуру после Цусимского сражения. Ист.: tsushima.su

Цусимское сражение.

14 мая, Корейский пролив, курс на север, конечная точка маршрута - Владивосток. Строй 1-го отряда, возглавлявшего эскадру: флагман «Суворов», «Александр III», «Бородино», «Орел». Командиры имели приказ в случае обнаружения неприятеля бить в первую очередь по японскому флагману. В дневном бою с отрядами Того и Камимуры «Орел» получил большое количество повреждений. До самого вечера он продолжал оставаться одной из главных мишеней для вражеских комендоров.

Наблюдатели поочередно меняющихся местами «Суворова», «Александра» и «Бородино» неизменно видели позади ожесточенно дерущегося одноклассника. На борту вспыхивали пожары, но экипаж справлялся с ними, около пятидесяти средних и крупных японских снарядов достигли цели во время боя. Уничтожены семь из двенадцати 152-мм орудий, половина всех 75-мм пушек, одно орудие главного калибра. К моменту сдачи в плен отряда Небогатова на следующее утро «Орел» был фактически небоеспособен.

«Ивами» после модернизации, вид на левый борт. Ист.: tsushima.su
«Ивами» после модернизации, вид на левый борт. Ист.: tsushima.su

«Орел» в японском флоте.

Сразу после сражения трофей зачислили в японский флот под именем «Ивами» (IJN Iwami), затем он отправился на ремонт, длившийся два с половиной года. За это время японцы успели его серьезно перестроить и перевооружить, по новой моде он теперь считался линкором.

Все башни среднего калибра заменили на шесть 203-мм орудий, до 16-ти штук уменьшили количество 75-мм пушек, их подняли с артиллерийской палубы на спардек. Японцы срезали верхнюю часть надстройки, укоротили трубы, разобрали марсы, силуэт «Ивами» очень отдаленно напоминал «Орла».

В 1912 г. его понизили в статусе до корабля береговой обороны.
«Ивами», вид на правый борт. Ист.: tsushima.su
«Ивами», вид на правый борт. Ист.: tsushima.su

В 1914 г. в составе союзного Антанте японского флота отметился в штурме немецкой крепости Циндао. А в 1918 г. стал флагманом японской эскадры в захваченном интервентами Владивостоке, дорога длиною в тринадцать лет привела его на родину. «Ивами» пробыл в Приморье и на Камчатке до 1921 г., после чего вернулся в метрополию, был учебным судном, складом, и в 1924 г. уничтожен авиацией на учениях.