Основные виды «жестяных» работ и в каких случаях они проводятся
Рихтовка кузова
Рихтовка — комплекс работ по выправлению кузова: от удаления вмятин до восстановления геометрии несущих элементов.
Виды рихтовки
Устранение вмятин без покраски
Возможно только для небольших повреждений — например, от упавшего на капот яблока или чего-то в этом духе. Главное, чтобы не был поврежден заводской лакокрасочный слой.
Методов устранения мелких вмятин много. В кузовных сервисах их обычно вытягивают с применением термоклея и специальных «грибков», выстукивают молотком или выправляют по технологии PDR.Технология PDR — удаление вмятин с помощью набора рычагов разной длины и формы.Метод устранения вмятины зависит от размеров, расположения и даже модели авто — устройство кузова у всех различно. Нельзя сказать, что одни методы профессиональные, а другие — нет. Квалифицированные мастера умеют работать разными инструментами и подбирают метод в зависимости от конкретной ситуации.
Удаление вмятин с покраской
Удалить вмятину без покраски нельзя в этих случаях:
- Слой краски поврежден: это видно на глаз или можно почувствовать на ощупь.
- Машина старше 2001-2002 года выпуска. Примерно тогда автопроизводители начали использовать эластичные краски, устойчивые к нагреву и изгибу металлического основания. Если машина старше, скорее всего, слой краски потрескается при вытягивании.
- Вмятина находится на изогнутой или рельефной поверхности.
- Глубина вмятины больше 3-4 см.
Сложные деформации кузова удаляют при помощи споттера, но этот метод требует покраски. По всей длине вмятины навариваются специальные шайбы, за которые она потом вытягивается пневмоклещами или обратным молотком. После выправления шайбы удаляются, а кузов локально красится.
В плохих сервисах вмятины вытягивают кое-как или вообще не вытягивают. Поверхность просто выравнивают шпаклевкой и красят. Смотрится это «как на заводе» очень недолго. Если на вмятине была повреждена краска и под шпаклевкой остался голый металл, он быстро начнет ржаветь изнутри.
Если же использовали шпаклевку и краску низкого качества, слой на месте повреждения уже через несколько месяцев может потрескаться.
Выправление несущих элементов кузова
Деформация силовой части — это скрытые повреждения. На месте ДТП можно только предположить, что какие-то элементы потребуют ремонта. Окончательный диагноз ставит мастер после разбора машины. Несущие элементы вытягиваются стапелем и кувалдой.Стапель — это стенд с подъемником, системой зажимов и тяг, при помощи которых вытягиваются силовые элементы кузова: лонжероны, стойки, чашки. Сильно деформированные части кузова вырезаются и заменяются. В зависимости от сложности, цена вытягивания кузова на стапеле составит 6-35 тысяч рублей. Если не восстановить геометрию автомобиля и жесткость силовых элементов, последствия следующей аварии для всех, кто находится в салоне, могут быть печальными.
Кроме того, из-за деформации силовых элементов появляется ряд других проблем:
- Невозможно вывести ровные зазоры при установке внешних кузовных элементов.
- Из-за кривых передних лонжеронов "уходят" крепления коробки передач и двигателя. В результате может нарушиться соосность движущихся элементов, при езде появятся посторонние звуки и вибрация, которые потом приведут к поломкам.
- При кривых передних и задних чашках становится невозможно правильно выставить развал/схождение. Колеса будут изнашиваться очень быстро.
Планируя кузовной ремонт, обратите внимание на оснащение автосервиса. Посмотрите, есть ли стапельная платформа, спросите у мастера приемки, какими инструментами обычно вытягивают вмятины. Если используются разные методы, это признак профессионального сервиса. А если все работы выполняются силами шпаклевки, кувалды и какой-то матери, маловероятно, что ремонт сделают хорошо.
Замена кузовных деталей
Внешние кузовные детали (крылья, двери, капот, крышка багажника) заменяются, если стоимость ремонта сравнима с покупкой новой детали.
Мастера рекомендуют заменить элемент, если:
- На детали загнут металл.
- Повреждена половина площади детали и больше.
- Деталь раньше уже билась и ремонтировалась.
- На детали есть сквозная коррозия.
- Алюминиевые детали кузова очень редко ремонтируются, так как алюминий сложен в обработке. Аргонная сварка сложнее и дороже, такие специалисты есть далеко не в каждом сервисе. Если нужна правка, алюминиевая деталь чаще всего ломается.
Иногда наружную кузовную деталь можно отремонтировать, но замена будет важным психологическим моментом. Вы будете знать, что жесткость машины после ремонта не изменилась. При продаже тоже будет проще: видя на толщиномере признаки шпаклевания покупатели или вообще отказываются от покупки, или начинают выторговывать большую скидку.
Регулировка зазоров
Необходимость регулировки зазоров между двумя соседними деталями — между двумя дверями, дверью и задним крылом, задним крылом и крышкой багажника может возникнуть как при замене, так и при ремонте кузовных деталей. Ровные зазоры по всем сторонам автомобиля — один из главных показателей правильной геометрии кузова.
Принимая автомобиль с ремонта, оцените зазоры на глаз — обычно проблемы заметны без дополнительных инструментов. Стоит попробовать их и "на ощупь": если провести пальцем, не должно быть ощущения "ступеньки". Когда открываешь дверь или капот, они не должны цепляться краями за крыло.
В одних случаях зазоры несложно регулируются при помощи умелых рук и ключа. В других — они выставляются во время сварочных работ. Исправить "косяки" во втором случае очень трудно.
Регулировка задних крыльев и стоек
Задние крылья, передние, задние и средние стойки — это жестко стоящие элементы кузова. Они являются частью каркаса и приварены к другим жестким деталям. Отрегулировать их можно только в процессе сварочных работ.
Если зазоры не выставлены при сварочных работах, выход только один — отрезать обратно и приваривать по новой. Или ездить "так": уходить от машины, не оглядываясь, и смириться с тем, что при продаже она будет стоить на 20-30% дешевле.
Если в ДТП затронуты жестко стоящие несущие элементы, обращаться в сервис с хорошим жестянщиком нужно обязательно, чтобы потом не было мучительно больно.
Регулировка дверей
Если после ремонта зазор уже, чем нужно, значит, не выправлены силовые элементы: центральная стойка или заднее крыло. Работа сделана плохо, геометрия машины нарушена.
Если зазор неравномерный в верхней и нижней части двери (плюс дверь плохо закрывается), проблема решается регулировкой петель или их заменой.
Если дверь выступает относительно заднего крыла или, наоборот, как бы провалена внутрь, ее необходимо отрегулировать петлей.
Регулировка передних крыльев
Если после ремонта зазоры между крылом и передней дверью или крылом и капотом не сходится, причины могут быть таковы:
- Загнуты передний лонжерон, рамка радиатора или усилитель бампера в передней части.
- При сборке не отрегулированы крыло или капот.
Со второй проблемой проще. С первой сложнее — самое главное кузовщики не сделали, силовая часть не выправлена.
Капот и крышка багажника
Неровные зазоры капота могут быть исправлены регулировкой петель капота и/или передних крыльев. Если капот не регулируется, проблема в передних лонжеронах, передней рамке или в опорных чашках амортизаторов.
Крышка багажника регулируется относительно задней стойки с крылом. Неровные зазоры могут быть вызваны тем, что геометрию машины не выводили на стапеле и она нарушена. Например, правое заднее крыло по уровню на 5-10 мм выше левого.
Целесообразно ли все это делать?
Кузовной ремонт — это дорого. Поэтому стоит ответить себе на вопрос, стоит ли вообще с ним связываться. Возможно, вам будет выгоднее получить деньги по страховке, продать машину как есть и купить другую.
Посчитайте целесообразность ремонта:
- Изучите сайты с объявлениями о продаже автомобилей, оцените стоимость машин своего года выпуска и своей комплектации в целом состоянии.
- Посмотрите по объявлениям стоимость битых машин. Можно сразу скинуть с цены в объявлении 10-15%. Битые машины в 99% случаев забирают под восстановление перекупщики, а торгуются они, как продавцы сувениров на турецком рынке, будьте уверены.
Если сумма пунктов 2 и 3 меньше пункта 1, выгоднее отремонтировать автомобиль и продать целым. Если больше, значит, выгоднее продать его как есть.
Например: Toyota Land Cruiser 200, 2014 года выпуска, после съезда в кювет. На машине "ушли" лонжерон с одной стороны и передняя рамка, требуются замена бампера, передних крыльев и фар с обеих сторон, рихтовка передней пассажирской двери с покраской, замена зеркала заднего вида со стороны пассажира. Под вопросом замена или выправление переднего капота. Также возможны дополнительные работы по скрытым повреждениям.
Автомобиль под восстановление продают за 2 миллиона рублей.
Во сколько обойдется ремонт автомобиля
По фотографии невозможно точно подсчитать стоимость ремонта автомобиля после ДТП. Когда такие машины приезжают к нам, сначала мы делаем дефектовку. Мастер смотрит, какие элементы можно восстановить, какие точно пойдут под замену, возможны ли скрытые повреждения, которые вскроются только после разбора. Только после этого можно будет назвать ориентировочную сумму ремонта.
Если говорить о данном автомобиле, я думаю, комплекс работ по его восстановлению обойдется в 400-450 тыс. рублей. По моему мнению, машину в таком состоянии целесообразно отремонтировать. Даже если вы принципиально не хотите ездить на восстановленной машине, продать ее можно будет дороже, чем не на ходу. С учетом затрат на ремонт, вы выиграете дополнительные 200-300 тыс. рублей.
Олег Чирков
Главный технический эксперт CarFix
Автор: Максим Ромаданов