Найти в Дзене
carfix

Еще 3 поломки, из-за которых не заводится автомобиль

Рассказываем, как по симптомам понять, что сломалось и можно ли ехать дальше В прошлой статье мы уже рассказывали, как проявляются поломки стартера, генератора, датчика коленвала, бензонасоса и ЭБУ. Сегодня продолжаем разбираться, как по первым признакам определить, что сломалось, можно ли ехать дальше и во сколько ориентировочно обойдется ремонт. Поломка чип-ключа и замка зажигания Чип-ключ — это ключ зажигания, совмещенный с системами сигнализации и иммобилайзера. На автомобилях с кнопкой старт-стоп вместо ключа есть чип-карта. Электронная начинка та же самая, только без ключа. Замок зажигания — это электромеханическое устройство, которое выполняет две функции: запускает двигатель при повороте ключа в замке и защищает машину от угона. Признаки Нет реакции на нажатие кнопок на чип-ключе. Индикация неисправности чип-ключа на приборной панели. При повороте ключа или нажатии кнопки старт-стоп ничего не происходит. При повороте ключа или нажатии кнопки старт-стоп слышен звук вращения с
Оглавление

Рассказываем, как по симптомам понять, что сломалось и можно ли ехать дальше

В прошлой статье мы уже рассказывали, как проявляются поломки стартера, генератора, датчика коленвала, бензонасоса и ЭБУ. Сегодня продолжаем разбираться, как по первым признакам определить, что сломалось, можно ли ехать дальше и во сколько ориентировочно обойдется ремонт.

Поломка чип-ключа и замка зажигания

Чип-ключ — это ключ зажигания, совмещенный с системами сигнализации и иммобилайзера. На автомобилях с кнопкой старт-стоп вместо ключа есть чип-карта. Электронная начинка та же самая, только без ключа.
Замок зажигания — это электромеханическое устройство, которое выполняет две функции: запускает двигатель при повороте ключа в замке и защищает машину от угона.

Признаки

Нет реакции на нажатие кнопок на чип-ключе.

Индикация неисправности чип-ключа на приборной панели.

При повороте ключа или нажатии кнопки старт-стоп ничего не происходит.

При повороте ключа или нажатии кнопки старт-стоп слышен звук вращения стартера, но двигатель не заводится. Обратите внимание, что это симптом десятка других неисправностей.

Не переключаются режимы селектора коробки передач.

Основные поломки

Сгорание электронных элементов чип-ключа.

Программный сбой в системе.

Грязь и окисление контактов разъемов.

Механическая поломка замка зажигания.

Неисправность антенны или реле иммобилайзера.

Профилактика и ремонт

Поломки чип-ключа и замка зажигания — возрастные проблемы, которые могут проявиться у автомобилей старше 5-7 лет. Но профилактика есть — не держите ключи от машины во влажных местах; на кухне и там, где в воздухе много жира; вблизи приборов, излучающих электромагнитное излучение (электротрансформаторы, микроволновки, сварочные инверторы и прочее). Короче говоря, если работаете не в офисе, держите ключи от машины в личном ящике.

Держите запасные ключи дома, в безопасном месте. Если «сгорит» единственный ключ, придется заказывать новый через официального дилера или перепрограммировать блок. А это дорого и/или долго.

Цена вопроса

от 2 000₽ до 60 000₽

Бюджетный вариант — «физическая» поломка ключа. Можно изготовить новый и перенести в «болванку» начинку от старого. Обойдется это в 2-3 тысячи рублей.

В худшем случае проблема в блоке управления иммобилайзером. Если отремонтировать его нельзя, система иммобилайзера меняется полностью. Цена вопроса — от 30 до 60 тыс. рублей.

Если уже сломался

На старых машинах можно было снять контактную группу замка зажигания, отсоединить провода и завести машину прямой подачей питания на плюс стартера. Помните боевики 80-90-х годов, где каждый уважающий себя главный герой обязан был уметь угонять таким образом машину? Сейчас такой фокус не пройдет.

Если вариант «съездить домой за запасным ключом» не подходит, останется только доставить машину в сервис на эвакуаторе.

Неисправности электрики в системе зажигания

Здесь рассматриваем электронную систему зажигания для бензинового двигателя, которая используется на большинстве современных автомобилей. С дизельными и гибридными моторами отдельная история. Не будем рассматривать также автомобили старше 15 лет, на которых использовалась бесконтактная система зажигания с трамблером и, тем более, с контактным зажиганием, как на отечественной «классике» и иномарках 70-х годов.

Модуль (катушка) зажигания. Модуль и катушка зажигания конструктивно различаются, но функции их одинаковы. Аккумулятор и генератор выдают электричество напряжением 12-14 В. Для бортовой электроники этого достаточно, а чтобы загоралась топливная смесь — нет. Катушка зажигания создает ток с необходимым напряжением 20 000-40 000 В.
Свечи зажигания. В двигателе обычно 4 или 6 цилиндров — в них сгорает топливная смесь, благодаря энергии которого машина едет. На каждом цилиндре установлено по свече, превращающей ток от модуля зажигания в искру, которая воспламеняет топливную смесь.
Высоковольтные провода. Провода, которые соединяют модуль/катушку зажигания или распределитель зажигания (на более старых моделях) со свечами. В большинстве современных автомобилей высоковольтных проводов нет: на каждую свечу устанавливается своя катушка зажигания. Устройство сложнее, обслуживание дороже, но электробезопасность выше.

Из-за поломки элементов системы зажигания машина редко перестает заводиться сразу же. Как правило, окончательному "умиранию" предшествуют один или несколько перечисленных ниже симптомов.

Признаки

Индикация Check Engine.

Двигатель троит на холостых оборотах — работает неровно, обороты произвольно изменяются, когда машина стоит на месте. Двигатель может периодически глохнуть. Симптомы могут быть постоянными или проявляться время от времени: только на горячем или только на холодном двигателе, в дождливую погоду и после мойки двигателя.

Двигатель не набирает максимальные обороты или набирает их медленнее обычного.

Машина дергается при разгоне, а ее динамика стала хуже.

Машина не заводится сразу.

Повышен расход топлива.

Основные поломки

У катушек и модулей зажигания:

Прогорание обмотки.

Нарушение изоляции, попадание внутрь влаги.

Перегрев.

Загрязнение и/или окисление разъемов.

У свечей зажигания:

Белый, черный или красный налет, масляные отложения на той части свечи, которая отвечает за образование искры.

Видимые повреждения корпуса свечи.

У высоковольтных проводов:

Разрыв токопроводящей жилы. Иногда его заметно по повреждению изоляции, иногда — нет. Провод может повредиться и под изоляцией.

Плохой контакт в точке соединения со свечой, модулем или распределителем зажигания.

Профилактика и ремонт

Катушки, свечи и высоковольтные провода — если последние имеются — осматриваются на каждом ТО. Если есть видимые повреждения, они скоро потребуют замены, даже если симптомы поломки еще не проявились.

Диагностика может показать пропуски зажигания в одном или двух цилиндрах, причем их можно даже не почувствовать. Особенно, если у вас мощный V-образный двигатель, который в городском режиме использует свои ресурсы едва ли наполовину.

Цена вопроса

Замена свечей зажигания

от 2 000₽

Свечи меняются комплектом. Стоимость комплекта зависит от двигателя и производителя свечей. У 4-цилиндровых двигателей в комплекте 4 свечи, у 6-цилиндровых — 6. Второй комплект, соответственно, дороже.

Например, оригинальный комплект свечей Volvo для модели XC70 II с двигателем 3.0 л/286 л.с. обойдется в 4-4,5 тыс. рублей. Аналоги стоят дешевле — 2,5-3 тыс. рублей.

Цена работ зависит от двигателя. Например, на автомобилях Subaru с оппозитными 6-цилиндровыми двигателями ремонт будет в 2-3 раза дороже, чем на обычном 4-цилиндровом моторе.

Замена катушки зажигания

от 2 000₽

Самый экономичный вариант — если у машины один модуль зажигания, как у отечественных Lada Kalina и Granta или иномарок эконом-сегмента. Замена обойдется в 2-5 тыс. рублей с запчастями.

Если у машины отдельные катушки зажигания на каждую свечу, ремонт выйдет дороже. Например, оригинальная катушка на Infiniti FX35 I поколения стоит 3,5 тыс. рублей. Аналоги — от 1,5 тысяч рублей. На машине их 6 штук. Если не работают 1 или 2 катушки, можно заменить только неисправные, но отходившие 150-180 тыс. км катушки лучше менять комплектом — скорее всего, через месяц-другой начнут гореть следующие.

Стоимость замены также зависит от двигателя.

Если уже сломался

Как и с другими электрическими проблемами, можно попробовать подождать. Бывает, машина не заводится только на горячую: когда двигатель остынет, появится контакт и двигатель запустится. Если этого не произошло, доставьте машину в сервис на эвакуаторе.

Проскальзывание или обрыв ремня ГРМ

Мы не будем детально разбирать назначение ремня ГРМ, потому что без понимания теории двигателя внутреннего сгорания это невозможно. Главное, что водителю нужно знать — без ремня ГРМ двигатель не работает. Если ремень ГРМ установлен неправильно, двигатель не работает. Если ремень ГРМ порвался на ходу, можно нарваться на капитальный ремонт.

Признаки

Обрыв на ходу может сопровождаться хлопком, появлением резкого металлического стука. Мотор глохнет, но приборная панель не гаснет и другие системы работают.

При попытке завести двигатель повторно слышен громкий металлический звук и скрежет.

Основные поломки

Обрыв ремня или критический износ цепи у автомобилей с цепью ГРМ.

Заклинивание ролика-натяжителя.

Проскальзывание ремня ГРМ из-за ослабления натяжения.

Профилактика и ремонт

Профилактика поломки — это правильное техническое обслуживание. При замене ремня ГРМпокупайте оригинальные детали или качественные заменители. Дешевые аналоги не выхаживают интервал между заменами.

Меняйте ремень вместе с роликом. Самая распространенная причина разрыва ремня ГРМ — заклинивший ролик. Если заменить только ремень, очень вероятно, что он скоро порвется опять.

Цена вопроса

от 3 000₽ до 15 000₽

Зависит от двигателя и последствий обрыва ГРМ, если речь идет о нем. Если клапана от обрыва не загнуло или ремень проскользнул, но не порвался, можно обойтись бюджетным ремонтом в пределах 5 тыс. рублей: замена ремня с роликом или регулировка установленного.

Если погнулись клапана, ситуация плачевна. Например, на 8-клапанном двигателе Renault Logan объемом 1,6 л с маркировкой K7M при обрыве ремня ГРМ клапана сталкиваются с поршнями и гнутся. Итог — капитальный ремонт двигателя.

Для ремонта потребуются как минимум:

  • Ремень ГРМ и ролик-натяжителя ~ 2000 рублей (оригинал).
  • Комплект выпускных клапанов ~ 1300 рублей (оригинал).
  • Комплект впускных клапанов ~ 1300 рублей (оригинал).
  • Сальник распредвала ~ 350 рублей.
  • Сальник коленвала передний ~ 350 рублей.
  • Прокладки впускного коллектора ~ 800 рублей.
  • Маслосъемные колпачки ~ 250 рублей.

Прокладка выпускного коллектора ~ 250 рублей.

Минимальная стоимость ремонта этого двигателя с работой — 15 тысяч рублей. А это очень простой по устройству мотор. Если у вас мощный турбодизельный, V-образный или оппозитный двигатель, подобная поломка может обойтись в 80-120 тыс. рублей. Правда, на них она менее вероятна, чем на машинах эконом-сегмента.

Если уже сломался

Даже если мотор каким-то чудом завелся — обычно нет, но так бывает — и работает со страшным стуком, ехать нельзя категорически. Пока вы можете обойтись «простой» заменой клапанов, но дальнейшей поездкой можно вдобавок «убить» поршни, погнуть распредвал и «приехать» на замену двигателя.Если ваш автомобиль не заводится, вы можете моментально записаться на комплексную диагностику через сервис CarFix.

Автор: Максим Ромаданов

Оригинал статьи