Одна девушка… Я слово «девушка» пишу в смысле «молодая и, скорее всего, незамужняя женщина». Вот, например, великий писатель М. Горький вообще не любил этого слова применительно к гражданкам старше 16 лет. Потому что поди пойми, девушка она или уже нет.
Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".
Но даже Горький не сладил с русским языком, а я и пытаться не буду.
Итак. Одна девушка пришла к молодому человеку и сказала ему фразу банальную и болезненную: «я выхожу замуж».
Однако ситуация была не совсем банальная.
— Я выхожу замуж, — строго сказала девушка.
— Поздравляю! — облегчённо вздохнул молодой человек.
Потому что у него с этой девушкой был длинный и бестолковый роман. Она ему всячески намекала, что они романятся-бойфрендятся уже два года с хвостиком, и что не худо бы наконец оформить отношения. Вступить в законный брак. Но молодой человек всё медлил и колебался. Девушка ему совсем не нравилась. Точнее, сначала нравилась, потом разонравилась. В общем, жениться на ней он не хотел. Но признаться как-то неловко было.
Тем более что девушка была хорошенькая и неглупая, любила его искренно и нежно, приезжала к нему среди ночи по первому звонку и довольно часто покупала вино и шоколадки на свои деньги. Однажды девушка, купив шампанское Asti и торт «Тропический рай», пришла к нему и как бы сделала предложение. В форме шутки. Но он совершенно серьёзно отказал ей. Объяснил на пальцах. Она долго плакала. Грозилась умереть прямо вот тут, у него на глазах. Но в конце концов вроде бы успокоилась и ушла домой.
И вот потом, через пару месяцев, пришла и сказала, что выходит замуж.
Молодой человек обрадовался. Потому что у него иногда на душе поскрёбывали кошки. Он же был хороший молодой человек, и ему было неудобно перед девушкой. Всё-таки два года с хвостиком. Вино и шоколад опять же. А вот теперь она нашла свою судьбу, так что ура-ура, все счастливы, никто не виноват.
— Ура-ура! — сказал он весело и даже обнял и поцеловал её. — Поздравляю, Галка! Молодец!
— Спасибо, — сказала она, сухо чмокнув его в щёку. — Только теперь я тебе не Галка, а Галина Сергеевна. Ну или ладно. Давай так: без отчества, но на «вы». Галя, вы.
— Почему? — не понял молодой человек.
— Потому что я выхожу замуж за твоего папу. Приходи на свадьбу. С девушкой.
Шок, ужас, кошмарные перспективы дальнейшей семейно-родственной жизни.
Однако ситуация, если вынести за скобки родственные связи, довольно-таки обыкновенная. Юная женщина вышла замуж за человека зрелых лет. Ну и что? То есть пожилой мужчина женился на молоденькой. Ну и подумаешь! Двадцать пять лет разницы — целое поколение. Немало. Но и не страшно. Каждый знает десятки таких примеров.
Бывает меньше, бывает больше. Великий живописец Люсьен Фрейд, последний реалист XX (теперь уж и XXI) века, в восемьдесят с чем-то лет женился на двадцативосьмилетней. И соврал! Потому что на самом деле ей было восемнадцать. Ну тут уже без разницы. Женился на молоденькой — тоже мне, удивил.
Обычное дело, я же говорю.
Но вот другая ситуация.
Совсем другой молодой человек пришёл к другой девушке и сказал ей ровно такие же простые, но горькие и ранящие слова: «я женюсь».
— Хорошо, — сдержанно сказала она. — Рада за тебя.
Хотя в мыслях, конечно, посмеялась над молодым человеком. Потому что решила: раз он ей об этом говорит, значит любовь ещё не остыла в его сердце. Продолжает кипеть, булькать и переливаться через край. Иначе зачем бы он примчался к девушке, которая полгода назад его очень обидно отшила, и сообщил: «а я вот всё равно женюсь, бе-е-е!»
Но недолго она забавлялась. Секунды четыре, не больше.
Потому что он смущённо сказал:
— Я женюсь на твоей маме.
Девушка так и села. И не только потому, что жила со своей одинокой мамой в одной квартире, и теперь ей предстояло осваивать новый кухонно-коммунальный контекст.
Потому что всё это — какой-то маразм и дурь. Какая-то греческая мифология, если не сказать грубее.
Возможно, в данном конкретном (кстати, совершенно реальном!) случае действительно многовато накручено по части мифов и архетипов. Что, впрочем, не помешало данной конкретной паре счастливо прожить довольно много лет.
Но если, как в прошлый раз, вынести за скобки родственные отношения, то всё равно получается что-то не то. Дурь, маразм и извращения здравого смысла.
В общественном сознании получается, я имею в виду.
Общественное сознание, при всех игривых улыбках и/или ханжеских насупливаниях, всё-таки признает право немолодого, а то и просто старого мужчины вступить в брак с женщиной сильно моложе себя. Жениться на молоденькой, как говорят в народе. Право — не в смысле Семейного кодекса Российской Федерации, а в смысле обычая. Моральное право, даже культурное право, если можно так выразиться. Имеет право — то есть поступает так, как принято. Или хотя бы не очень нарушает традиции.
Другое дело — женщина зрелых или пожилых лет, которая выходит замуж за молодого или очень молодого.
Это воспринимается как нонсенс, извращение здравого смысла. В социальном смысле как альфонсизм, чуть ли не как проституция молодого мужчины, а в сексуальном смысле — как геронтофилия. Или, если рассматривать поведение женщины, то как безудержное сластолюбие престарелой развратницы. Как эфебофилия (есть и такой термин, означающий стремление пожилых к подросткам и юношам; мягкий вариант педофилии, так сказать). В общем, это считается ненормальным, неправильным.
Конечно, можно привести несколько красивых примеров. Лени Рифеншталь, например, с мужем, который был моложе её чуть ли не на тридцать лет. Или знаменитых эстрадных певиц. Или кого-то из своих знакомых. Примеры найдутся, но, увы, не они определяют культурную рамку.
Которая, несмотря на всё равноправие, пока ещё сильно не в пользу женщины.
Особенно если учесть, что женщины сами, в значительном большинстве, считают брак молодой и пожилого — скорее нормальным, а брак пожилой и молодого — совсем наоборот.
Это значит, что женщина в нашем обществе продолжает восприниматься как любовница, мать и домохозяйка, именно в такой очерёдности. Получается, что у неё три основные функции — сексуальная, детородная и семейно-социальная. В порядке убывания значимости, если смотреть с точки зрения мужчины. Точнее, с точки зрения «традиционного образа мужчины», усреднённого бодрого самца, как он выглядит в рекламе, в кино и в незатейливой массовой литературе. Женщина должна доставлять мужу удовольствие, рожать ему детей и следить за домом. Поэтому она должна быть красива; должна пребывать в детородном возрасте; и должна быть физически крепка и вынослива. Одним словом, она должна быть молода.
Впрочем, мужчине тоже не так уж приятно жить. Как говорил Фридрих Энгельс, не может быть свободным народ, угнетающий другие народы. Это угнетение ему обязательно выйдет боком. Так же и здесь: не может чувствовать себя человеком мужчина, для которого женщина — не человек, а love machine, машина для любви. В этой ситуации мужчина сам перестаёт быть человеком и превращается в money machine. Машину для делания денег.
Потому что мужчина в такой ситуации воспринимается как добытчик (денег и социального статуса), как отец и как любовник — опять же в порядке убывания значимости.
Красивой и сексуальной женщине прощается, что она плохая хозяйка. Богатому и обладающему властью мужчине прощается, что он не так уж красив и не особенно хорош в постели. А поскольку деньги и социальный статус мужчина приобретает не сразу после окончания вуза, а несколько позже, то понятно, откуда берётся эта привычная картинка: юная красивая женщина и крепкий мужчина среднего возраста.
Однако с каждым годом появляется всё больше и больше самостоятельных, хорошо зарабатывающих женщин. Которые к сорока годам могут прекрасно обеспечить не только себя и ребёнка, но и двадцатилетнего мужа или бойфренда.
Всё меняется на наших глазах. Быстрее, чем нам кажется.
В не слишком отдалённом будущем молодость (в смысле: свежесть, стройность, упругость, белозубость, пышногрудость и пр. и пр.) перестанет быть осью женской привлекательности.
А социальный статус (власть, богатство, «стояние обеими ногами на земле», обладание дорогими символами престижа) перестанет быть фундаментом привлекательности мужской.
Оно и правильно. Нельзя тащить в XXI век привычки и манеры XIX века. Свободней, друзья, свободней! Вы имеете право не только на стремление к счастью, но и на счастье в натуральном, так сказать, выражении. Особенно если вы женщины и вам больше двадцати (тридцати, сорока, пятидесяти и так далее) лет.
Автор: Денис Драгунский, "Частный корреспондент".