Наверное, самой большой ненавистью миледи был д'Артаньян.
"Д'Артаньян жестоко оскорбил меня, -- сказала она Атосу. -- Д'Артаньян умрет. Он умрет, -- повторила она. -- Сначала она, потом он".
Э-э, а Констанция-то здесь причем? С д'Артаньяном понятно -- он обманом пробрался к ней в постель, но причем тут госпожа Бонасье?! Не удивительно, что после таких заявлений у Атоса потемнело в глазах.
Хотя... подождите, но ведь ненавидеть этих двоих миледи начала еще до того, как д'Артаньян ее обманул. Как вообще все началось?
А началось все в Менге. Благородный граф Рошфор со скуки принялся высмеивать лошадь нищего гасконского юнца, прошелся заодно и по нему, фактически натравил на него простонародье с палками, потом украл у него письмо (вообще-то, прочитав его и сообразив, что это не политическое послание, мог бы и бросить письмо где-нибудь рядом -- нет, утащил с собой) и, наконец, между делом поведал о своем приключении миледи. Как она отреагировала на его сообщение, что он возвращается в Париж?: "Не проучив этого дерзкого мальчишку?"
Д'Артаньян и Рошфор берутся за шпаги, но миледи останавливает Рошфора.
Получается, что оба поняли ее как-то неправильно, и речь шла не о поединке. Интересно, о чем? Как один дворянин может проучить другого, если не на дуэли? Хотя позднее мы узнаем о многих возможностях графа -- он сам сказал, что ему достаточно было шепнуть Ришелье слово и д'Артаньяна отправили бы на эшафот. Просто из-за того, что тот подвернуться Рошфору в момент скуки.
Неужели миледи намекала именно на это?
Похоже на то. Или на Бастилию. При этом, заметьте, д'Артаньян тогда не сделал миледи ничего дурного. Он просто подвернулся под руку. Согласитесь, интересное отношение к окружающим.
А затем последовала знаменитая история с подвесками. Тогда д'Артаньяну показалось, что он видел миледи на одном из кораблей. Возможно, и она его заметила. Впрочем, к тому моменту кардинал уже знал, кто ему помешал. И что же? Он проявил к противнику снисхождение и даже преисполнился перед ним восхищением.
Вот к Констанции отношение было другое -- похищение и тюрьма. Ну, в самом деле, кто будет церемониться с камеристкой! А с другой стороны, из беседы миледи с Кэтти получается, что это заключение было устроено по инициативе миледи. И именно она хотела потом похитить Констанцию и все это задолго до обмана д'Артаньяна.
Зачем? Об этом мы еще поговорим, а вот ее ненависть к д'Артаньяну более понятна. Строго говоря, миледи сама объяснила, в чем дело.
1. Из-за него она чуть было не лишилась доверия кардинала, хотя, думаю, на самом деле это неточная формулировка -- миледи вдруг обнаружила, что в гасконце кардинал заинтересован больше, чем в ней, именно из-за этого и приказал не трогать д'Артаньяна. "Не понимаю почему", -- говорит она Кэтти. Лжет. Прекрасно понимает, потому и еще больше ненавидит.
2. Лорд Винтер -- д'Артаньян его пощадил. "Болван, который держал жизнь лорда Винтера в своих руках и не убил его, человек, из-за которого я потеряла триста тысяч ливров ренты!" Триста тысяч -- не просто богатство, это огромное богатство по тем временам. Как видите, миледи корыстна. А ведь она и так живет богато. Когда другие подданные английской короны спешно покидают Францию, она заново отделывает свой особняк. У нее есть все. И все же... триста тысяч...
3. И, ко всему прочему, д'Артаньян ранил де Варда.
И она готовит месть. Хотя несколько странную: "Я знаю свои силы, Кэтти: этот не уйдет от меня!" Подумать только, д'Артаньян полагал, что ухаживает за женщиной, а на самом деле оказалось, что охота идет на него.
А ведь его предупреждали. И не только Атос. Через Атоса его предупреждал и де Тревиль. Но опьяненный страстью д'Артаньян не услышал то, что пытались донести до него оба -- что его пытаются переманить на сторону кардинала. Миледи ведь прямо спросила его, не думал ли он поступить на службу к Ришелье. Но д'Артаньян не понял. Он думал, что у него хотят выудить признание, а речь шла о реальном предложении. И рискну утверждать, что именно неудача в этом деле вызвала неудовольствие Ришелье, а вовсе не история с подвесками.
Ну, в самом деле, в той истории успех д'Артаньяна никак не зависел от миледи (если, конечно, кардинал не заподозрил, что письмо о нехватке денег у миледи было ложью -- она ведь корыстна), а вот задача переманить его на сторону Ришелье -- вполне. Но с этим дело застопорилось. В голове у миледи были совсем иные мысли. Прежде всего месть -- и д'Артаньяну, и Констанции. Как она там сказала Кэтти? "Да ведь он давно забыл о ее существовании! Право же, это славная месть!"
И вот тут впору спросить: "А что это было?! Миледи сошла с ума? Она что -- всерьез считает какую-то камеристку своей соперницей, что так радуется, что д'Артаньян ее забыл?! Да и какая ей разница, кого он помнит -- она же не любит д'Артаньяна, она его ненавидит!"
А кто сказал, что ненависть противоположна любви? Противоположность любви -- это равнодушие.
Да, миледи смотрит на Констанцию, как на соперницу. С ее точки зрения, именно из-за Констанции гасконец остается на той -- другой стороне, именно из-за нее она не может выполнить поручение Ришелье. Он лишил ее денег, она не дает ей проявить себя перед кардиналом... Эти двое ее просто бесят!
Проблема в том, что все ее откровения слушает д'Артаньян. Именно эта беседа миледи с Кэтти и стала толчком к обману. Когда д'Артаньян узнал правду, когда он услышал, что ему ставят в укор то, что он не убил родственника миледи, он был не только потрясен, он еще и избавился от всякого уважения к ней. Это сейчас мы скажем, что низость кого-либо еще не основание вести себя низко по отношению к этому человеку, но это сейчас. А в другие эпохи люди мыслили и действовали иначе.
Но и тут он просчитался. Он-то ожидал, что увидев на свидание его, а не де Варда, миледи испытает стыд... А она вообще его не узнала! Она опьянела от счастья. Она обещала лже-де-Варду отомстить за его рану (интересно, реальному де Варду понравилось бы, что женщина хочет мстить за него -- мужчину?). А потом все это в один миг рухнуло...
И вот ведь что должно было казаться ей невыносимым: она ведь пожаловалась кардиналу (помните он напомнил д'Артаньяну, что не все ночи тот посвящает службе?), а что же кардинал? А вместо того, чтобы наказать д'Артаньяна, Ришелье приглашает его к себе во дворец и прямо предлагает перейти к нему на службу.
Представляете, как проходила беседа миледи с Ришелье? Нет, лучше не представлять.
И де Вард не дрался. И Рошфор.
Оскорбляться на Ришелье, де Варда, Рошфора? Это было совершенно бесперспективно. Д'Артаньян был доступнее. И ненависть была тем сильнее, чем больше наслаждения он доставил ей в ту ночь. Если бы он оказался плохим любовником, она ненавидела бы его не так сильно, ведь у нее уже сложилось о нем не самое лучшее мнение -- "болван", именно так она его назвала. И вот этот болван довел ее до экстаза. А она, полагая себя охотником, обманулась два раза подряд.
Поэтому-то она ненавидит его больше Бекингема (который изменил ей) и Атоса (который ее повесил). Впрочем, Атоса она просто боится. Но ненависть так сильна, что даже страх перед Атосом отступает, когда она обещает ему убить д'Артаньяна. Поэтому она начисто забывает, что о ее тайне знает не только д'Артаньян -- ей не до того. Поэтому она пытается уничтожить его "бомбардировкой по площадям" -- присылая целую партию отравленного вина. Что жертвой может стать половина гвардии короля, ей плевать. Что эта гвардия находится на войне -- тоже. Интересы Франции -- нет, не слышали. Поэтому она идет на шантаж Ришелье и выторговывает голову д'Артаньяна. Поэтому в сладком сне в заключении она видит казнь д'Артаньяна, а не смерть Бекингема, который является ее целью, или Атоса. И поэтому она смущается, когда Констанция спрашивает, в каких миледи отношениях с мушкетером, поэтому желает ее задушить -- потому что Констанция соперница! И она не так уж и лжет, когда кричит во время казни д'Артаньяну, что любила его. Да, это любовь-ненависть, но на другую она не способна.
Удивительно, но ведь де Варду с этим обманом очень повезло. Что бы с ним стало, если бы д'Артаньян не казался между ним и миледи?
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки