В мире существует немало «шоколадных» картин. Причем кавычки можно убрать: некоторые оригиналы действительно рисуют шоколадом!
Наверное, если бы так делал швейцарский художник XVIII века Жан-Этьен Лиотар, мы бы так никогда и не познакомились с его очаровательной шоколадницей. Она бы попросту была съедена, как Настенька из тошнотворного рассказа Сорокина, или растаяла бы каким-нибудь особенно жарким днем… Как минимум не пережила бы она Вторую мировую, когда фашисты вывезли рисунок из Дрезденской галереи в Кёнигштайн, где его и нашли советские войска. Ну кто стал бы церемониться с куском шоколада, а тем более голодные солдаты? Поэтому, дорогие художники, семь раз подумайте, прежде чем завещать вечности съедобные картины. Ах да, за судьбу графичной красавицы не волнуйтесь: сейчас она вновь находится в Дрезденской галерее, которая была ее домом с середины XVIII века.
Впрочем, материал рисунка не намного долговечнее шоколада – это пастель. Незадолго до создания работы она начала входить в моду (например, цветным мелкам отдавали должное французы Шарден и Франсуа Буше). Как я писала в статье "Живопись и рисунок", знаменитые на весь мир графические работы, созданные без использования красок, можно пересчитать по пальцам. Тем больше почета выпало на долю безвестной официантки, изображение которой вне всяких сомнений входит в этот золотой фонд мировой графики. Правда, над раскруткой образа потрудились еще и частные компании: в середине XIX века американская фирма Baker’s Chocolate приобрела права на использование пастели. С тех пор то цветная, то черно-белая барышня не пропадала с их упаковок сладостей.
Полуулыбкой шоколадницы освящена история еще одного бренда – первой европейской фарфоровой мануфактуры Meissen. Их посуда изображена на подносе девушки впервые в истории живописи.
Что же сподвигло художника, который специализировался на портретах кардиналов, папы римского и членов императорской семьи, нарисовать простую официантку? Вряд ли она могла предложить ему бóльший гонорар, чем римская и венская знать. На этот вопрос есть несколько ответов, но верность какого-либо из них так и не доказана. По одной из версий, Лиотар изобразил камеристку императрицы Марии-Терезии – по велению души, а не на заказ. Но более известна другая легенда, которую муссировала вышеназванная компания Baker’s Chocolate в своих буклетах. Это одна из красивых и обнадеживающих историй о Золушке: якобы князь Дитрихштейн влюбился в официантку из венской кофейни, происходившую из обедневшего дворянского рода, и взял ее в жены, наплевав на сословные предрассудки. А Лиотару заказал портрет своей молодой супруги в привычном для нее образе. Кем бы ни была прекрасная шоколадница (а именно так должно переводиться полное название картины с французского – La Belle Chocolatière), нам остается только восхищаться ее изяществом, благородной осанкой, реалистичными складками опрятной одежды и жемчужным колоритом рисунка.
Делитесь статьей с творческими друзьями и любителями шоколада, а также пишите в комментариях, что думаете о "Шоколаднице"! Историю какой картины хотите еще узнать?
Статья была впервые опубликована в моем арт-блоге paintingrussia.com.