Некоторые говорят, что 2018 год стал лучшим годом в истории StarCraft 2. С этим утверждением можно согласиться или же не согласиться, но то, что в 2018 году в SC2 произошло множество важных событий, которые носят исторический характер, сомневаться не приходится. Вот о них мы и поговорим. А заодно, конечно же, вспомним и просто самые яркие моменты года собаки.
Начнем, внезапно для самих себя, с самого что ни на есть мейнстрима.
StarCraft и Олимпийские игры
Киберспорту до Олимпиады, видимо, еще предстоит пройти немалый путь. Вопрос о том, нужны ли вообще киберспорту Олимпийские игры, остается отдельной темой для дискуссий, а пока что представители МОК сетуют на то, что, дескать, кровь вот у вас в играх, боль, насилие всякое.
Как бы там ни было, а StarCraft 2 в 2018 году к Олимпиаде подобрался настолько близко, насколько это возможно в нынешних реалиях. Олимпийские игры в Пхенчане предварял турнир IEM PyeongChang, на котором сыграли 18 игроков из разных уголков мира – такой вот олимпийский принцип. Конкуренция на порядок ниже, чем в режиме "только сильнейшие", зато глобальный охват. Да и даже при таком принципе отборов общий уровень участников оказался довольно высоким.
Чемпионом турнира стала Саша "Scarlett" Хостин, которая тем самым увековечила свое имя как в истории StarCraft 2, так и в истории олимпийских киберспортивных турниров. Это, кстати, первое золото на турнире премьер-уровня в карьере Саши и, вместе с этим, ее крупнейший выигрыш на турнире (за первое место она получила 50 тысяч долларов). Интересно, затащил бы финал $O$, если бы на кону было не 50, а 100 тысяч? Ладно, ладно, это старая шутка. А вот затащил бы он этот турнир, если бы на кону было 100 тысяч, а вместо Scarlett был бы Maru, который до этого полгода испытывал на sOs'е прокси-бараки?
Восточную Европу на IEM PyeongChang представлял Александр "Bly" Свисюк, которому немного не хватило до выхода в полуфинал – в 1/8 он со счетом 2:3 проиграл мексиканцу SpeCial’у. Но 6500 $ и очень крутое видео-визитка это тоже неплохо, так ведь?
Помимо, собственно, Олимпиады в Пхенчане, StarCraft 2 также присутствовал на Азиатских играх в Джакарте. И здесь, кстати, компьютерные игры (помимо SC2 была еще League of Legends) не просто предваряли спортивную программу, а являлись ее частью. Победителем турнира стал представитель Южной Кореи (конечно же!) Maru, а более подробно прочитать о том, как проходили соревнования, вы можете узнать из нашего интервью с Адлетом "Lightweight" Сатыбалдиным, который представлял на этом турнире родной Казахстан.
Отметим, что StarCraft 2 что в Пхенчане, что в Джакарте пока что был в студийном формате. То бишь, непосредственно на место проведения игр зрителей из числа простых смертных не пускали. Однако присутствие SC2 на подобного масштаба соревнованиях даже в таком вот "камерном" виде – это уже немало. Это очередной шаг к тому, чтобы киберспорт все-таки оказался признан массовой культурой.
Global StarCraft 2 League
Центральным сюжетом Global StarCraft 2 League в 2018 году стала тотальная доминация Maru. Талантливейший кореец выиграл три сезона GSL подряд, чего доселе не удавалось никому, и тем самым дал повод для споров на тему "Maru самый крутой игрок в истории GSL, или же все-таки раньше было круче"? Ну, мол, вот раньше и омуты рождения были зеленее, и у протоссов чизов было больше, чем во Франции сортов сыра, и Mvp играл, и Пролига была, и вообще Blizzard нужно разбанить Life'а. Спорить на эту тему можно долго, но факт остается фактом: три подряд сезона GSL ранее не выигрывал никто.
Второй важный момент – это прогресс иностранных игроков. В первом сезоне 2018 года до четвертьфинала лиги сумела дойти Scarlett, во втором сезоне все иностранные участники вылетели уже в Ro32, а вот уже в сезоне третьем Алекс "Neeb" Сандерхафт сумел дойти аж до полуфинала. В том же третьем сезоне отлично показал себя и молодое итальянское дарование Риккардо "Reynor" Ромити, который с первой попытки дошел до плей-офф, попутно выбив из турнира серебряного призера предыдущей GSL – Classic’а.
GSL и по сей день остается самым конкурентным турниром по StarCraft 2, выиграть который мечтает любой амбициозный старкрафтер. Корейцев, однако, уже напрягает тот факт, что они живут словно бы в резервации и не могут выступать на турнирах WCS Circuit, тогда как иностранцы спокойно катают себе в Корею и выступают на GSL. Не добавляет особо оптимизма и тот факт, что в Корее практически не появляется новых лиц, которые могли бы потеснить ветеранов сцены. Существует этакий "лоу-кард", к которому можно условно отнести таких игроков, как eMotion, Prince, Rookie и других, но конкурировать не то что с топовыми, а даже средними по нынешним меркам корейцами им не удается. Нет какой-то естественной смены поколений, а как следствие что? Как следствие – стагнация.
Какие-то корейцы уходят в армию или просто заканчивают карьеру, какие-то возвращаются, но особо эта круговерть как-то не вдохновляет и уверенности в будущем не внушает. Приятно, конечно, видеть в игре PartinG'а, TaeJa'у, DRG и других, но новых лиц тоже хочется. В 2018 году мы уже не увидим на GSL ByuN'а, да и Classic тоже должен уйти в армию, но на их место придут скорее иностранные игроки и возвращенцы, нежели новые корейские таланты. Что поделать: по последним статистическим данным, игра находится на 19-м по популярности месте в корейских компьютерных клубах, а в спину ей дышит другое детище Blizzard – WarCraft 3.
WCS Circuit
Serral, конечно же. Конечно же, Serral. Финский игрок за зергов Йоона "Serral" Сотала в прошедшем году ни много, ни мало, а перевернул расклад сил в мире StarCraft 2. В сезоне-2017 Neeb выиграл три из четырех турниров WCS Circuit, а в 2016 году он же взял KeSPA Cup, став первым за очень много лет иностранцем, которому удалось что-то выиграть на корейской земле. Тогда достижения этого протосса казались чем-то невероятным, а Neeb выглядел однозначно сильнейшим игроком за пределами Кореи. Его уровень казался недосягаемым, но уже в 2018 году Serral заставил американца выглядеть не более чем просто предвестником истинного мессии. Финн не только взял все четыре турнира WCS Circuit, но выиграл также и GSL vs the World. Наконец, Serral стал чемпионом World Championship Series. Впервые в истории StarCraft 2 сильнейшим игроком мира является не кореец. Более того – иностранец, который в Корее никогда толком и не тренировался. Такая вот смена парадигмы.
Звезда Serral’а в этом году вспыхнула настолько ярко, что все остальные сюжеты WCS Circuit, которые хочется выделить – это сюжеты игроков, которые в итоге заняли второе место. В Лейпциге до финала дошел ShoWTimE, который в полуфинале победил Neeb’а. Это не стало особой неожиданностю, равно как и то, что в финале немец проиграл Serral'у.
После Лейпцига последовал Остин, где всех удивил MaNa. Поляк бодро дошел, опять же, до финала, попутно уверенно выбив из сетки Neeb’а, Snute’а и SpeCial’а. В финале против Serral’а протосс даже вел со счетом 2:1, но зерг своего не упустил и, подарив всем зрителям надежду на сенсацию, уверенно взял три карты подряд, после чего поднял над головой свой второй трофей. В свою победу том матче, наверное, не верил и сам MaNa.
Турнир в Валенсии стал совершенно диким в плане результатов, и сказать за это спасибо нужно одному-единственному человеку. Has, безумный гений мира StarCraft 2, всем и сразу доказал, что… Хм, а что доказал-то? Что нестандартными стратегиями можно играть и выигрывать? Что свой звездный момент может получить практически любой игрок? Что в SC2 возможно все? Наверное, в какой-то степени – сразу все из перечисленного. Elazer, SpeCial, Kelazhur, Nerchio и ShoWTimE – внушительный такой список фрагов, согласитесь. Если в Корее Maru научил играть в прокси терранов, то после исторического выступления Has’а астрологи объявили неделю прокси-гейтов и прочего непотребства. Зафотонивания, зафотонивания с робо, прокси-гейты и прокси-старгейты – протоссы изощрялись, как могли. Правда, уже через пару недель после Валенсии был GSL vs the World, где SpeCial просто-напросто уничтожил Has'а, превратив его из халифа на час обратно в пусть очень оригинального и интересного, но все-таки довольно среднего по международным меркам игрока.
Завершал сезон WCS Circuit турнир в Монреале. И, пожалуй, именно здесь мы наиболее отчетливо смогли увидеть, что в иностранном старкрафте, в отличие от старкрафта корейского, смена поколений все-таки происходит. В полуфиналах турнира оказались четыре игрока, которых на этой стадии на подобных международных турнирах никогда не видели: Serral, Lambo, Reynor и TIME. При этом ранее на этом же турнире Lambo обыграл ShoWTimE’а, Reynor выбил из сетки Neeb’а и uThermal’а (а еще ранее он обыграл ShoWTimE’а и SpeCial’а), а TIME оставил не у дел HeRoMaRinE’а. А еще в плей-офф в Монреале вышли французы DnS, Denver и (совсем уж неожиданно) ShaDoWn.
Тем не менее, утверждать, что в мире под названием WCS Circuit все прямо вот прекрасно-распрекрасно, будет неверно. Структура сезона, например, довольно неравномерная – WCS Leipzig состоялся уже в конце января, после чего следующего турнира (WCS Austin) пришлось ждать аж до июня. Понятное дело, что этот промежуток качественно заполняли IEM Katowice, WESG и Nation Wars, но все равно как-то… некомфортно, что ли. Тем более, всего за три летних месяца было отыграно три оставшихся турнира. Для контраста можно взять Корею, где в плане устойчивого последовательного повествования все гораздо лучше – игры идут практически целый год, без каких-то серьезных перерывов. Все доступно, успеваешь посмотреть все матчи, при желании ничего не упустишь.
Сам формат DreamHack'ов тоже понемногу приедается. Нет, это круто, что много игроков, массовый такой праздник старкрафта получается. Но огромное количество игр остается без медийного освещения, а за первый игровой день играется сразу три групповые стадии, что превращает этот самый первый игровой день в настоящий марафон на выносливость. Многие игроки тратят на поездку на турнир свои собственные деньги, при том что в условиях существующей конкуренции даже отбить расходы на путь туда и обратно удается далеко не всегда. Как-то компенсировать этот момент должны онлайн-квалификации, на которых разыгрываются оплаченные путевки и проживание, но попробуй ты еще отвоюй их у местных топов.
Какая-то реструктуризация World Championship Series, а точнее системе WCS Circuit, точно не помешает. И анонсированный недавно турнир WCS Winter, который придет на замену одному из LAN'ов, сейчас видится верным решением. Но мы по-прежнему с нетерпением ждем анонса всего сезона WCS.
World Electronic Sports Games
Победителем WESG в очередной раз стал кореец. Уже в этом году нас, вероятно, ждет более интригующий турнир, потому как Serral наверняка планирует пополнить свою и без того внушительную коллекцию наград еще одним трофеем, а корейцы ему не страшны.
Что касается представителей СНГ на "современных WCG", то в этот раз в мейн-ивенте турнира будут не только представители Украины, но и России. Это сильнейшие представители нашего региона Bly и Rail.
СНГ
С одной стороны, можно посетовать на то, что как-то наши ребята из СНГ ничего на международных турнирах WCS Circuit особо не навыигрывали. С другой стороны, как-то этого и не хочется делать – потому что StarCraft 2 в СНГ очень даже жив и популярен. И особо радует если не результативность игроков на международной сцене, то уж глубина сцены – точно. До сих пор играют такие ветераны, как BRAT_OK, Kas, DIMAGA и Bly, который уже несколько лет подряд остается самым успешным игроком СНГ. Есть яркая молодежь – Vanya, HellraiseR, SKillous, ZipperTheFly, Arctur. Есть Rail, который в этом году, очевидно, был лучшим игроком в России. Есть интересные ребята вроде Awers'а, EnigmA'ы (иронично, но вспомнить одного, не вспоминая другого, сейчас не получается), Milka'и. Есть множество интересных игроков уровнем пониже – тот же GeNieS, например, или Dreynaren. Есть несколько интересных стримеров, частично с уникальной, а частично и с пересекающейся аудиторией – Pomi, Psinsin, ZERGTV, Medoed, babymagik. Есть организаторы LAN-турниров (привет, KrastyKrabs!) и есть любители мемасов и просто преданные поклонники StarCraft 2. Есть Kaby, который и организатор, и переводчик, и комментатор.
Такой вот яркий калейдоскоп, который раз за разом выдает новые картинки и смотреть в который можно если не бесконечно, то очень долго.
Особняком в СНГ-сообществе стоит фигура Alex007. Ежемесячные турниры "Король СНГ", турниры анонимов, командная Суперлига, официальные трансляции GSL, WCS Circuit и других турниров, а также огромная, по меркам StarCraft 2, зрительская аудитория. Если бы не Алекс, то количество участников Starladder Amateur Series (которой, опять же, без него не было бы) не переваливало бы за тысячу регистраций, а официальные русскоязычные трансляции не оказывались бы на втором месте (сразу за основной англоязычной аудиторией) по количеству одновременных зрителей.
Кстати, про LAN’ы. Прошедший год запомнился довольно большим их количеством. Это два турнира Road to Moscow, главным организаторами которых являются KrastyKrabs, Rus_Brain и Pomi. Это финальный этап Кубка России. Это Открытый Кубок Центральной Азии. Это, наконец, финал украинской квалификации на WESG. Качество организации везде разное, форматы различаются, но это, все-таки, пока что та самая ситуация, когда чем больше, тем лучше. Артем "Rail" Авраменко только на LAN'ах в 2018 году выиграл порядка 340 тысяч рублей. Можно только порадоваться за Адлета "Lightweight" Сатыбалдина, которому первое место на Кубке Центральной Азии принесло порядка 200 тысяч рублей. А участники финалов WESG Ukraine (во всяком случае, те, мнение которых удалось услышать) в один голос отмечают, что национальные украинские финалы стали отличным турниром, ценным в первую очередь не размером призовых, а уникальной атмосферой и позитивным опытом общения и профессиональных выступлений.
SC2 в СНГ живет, и спасибо всем, благодаря кому это происходит!
Пара слов напоследок и пара слов наперед
2018 год и правда стал отличным годом для StarCraft 2. Количество зрителей на трансляциях растет, переход игры на f2p-модель привлек внимание новых игроков, доступны тонны разного контента. С точки зрения геймплея все тоже выглядит весьма привлекательно, и даже с точки зрения баланса (а здесь, как известно, всегда есть недовольные) ситуация обстоит, вроде бы, лучше, чем в начале предыдущего года.
Мы еще не знаем, что будет из себя представлять новый сезон World Championship Series, но уже сейчас решение отказаться от одного LAN'а и заменить его онлайн-турниром под названием WCS Winter выглядит правильным и логичным решением. Это и бюджет поможет сэкономить, и (самое главное!) какой-то цельный нарратив выстроить. Продолжительный сезон, большое количество последовательных (да!) игр, интересный формат и высокая доступность для всех игроков, потому что не нужно никуда ехать за свои кровные, рискуя ничего не выиграть взамен. Звучит здорово!
Является ли 2018 год лучшим годом в истории StarCraft 2 каждый для себя решит сам. Но мы точно уверены, что если 2019 год окажется хотя бы не хуже своего предшественника, то это будет очень здорово. В какой-то степени то, каким будет SC2, зависит и от нас самих, поэтому: играйте, стримьте, организуйте, смотрите. В общем, любите игру.