Последние несколько лет выявили множество проблем с «братскими» для нас государствами из числа бывших республик Советского Союза. Несомненно, самые трагические события происходят на украинском направлении. Но и из Белоруссии, Армении, Казахстана (да и других) периодически приходят неприятные новости, смысл которых заключается в недружественности тех или иных решений официальных властей. В экспертном сообществе уже в который раз зазвучали пессимистичные прогнозы об уходе этих государств из сферы нашего влияния. Почему на самом деле лимитрофные политические элиты пытаются дистанцироваться от России, действуя зачастую во вред управляемым ими государствам?
Постсоветские государства управляются в большинстве своём элитами, доставшимися ещё с советских времён. Эти люди с глубоко паразитической психологией в отношении России. У них есть устоявшееся мнение, что Россия им должна, причём просто так. Ведь если такое положение сохранялось несколько десятилетий (когда они занимали руководящие партийные посты в республиках союза), то почему сейчас что-то должно меняться? Здесь не важны персоналии, не важно кто и какие посты занимал, важен сам тренд, который сложно искоренить.
Взаимоотношения с Россией это повод для политического шантажа. Складывается парадоксальная ситуация, когда слабые и зависимые государства постоянно пытаются выторговать какие-то преференции у одного из геополитических лидеров. В качестве торга обычно используют: русский язык, русское население (русскоязычное), либо эфемерную «дружбу (братскость)». Манипулируют этими понятиями цинично, расчётливо и методично. Да и как этим не пользоваться, если на протяжении десятилетий после распада СССР подобная практика неизменно делала их бенефициарами.
Так же не стоит забывать про заокеанский фактор. Его учитывают местные элиты и с удовольствием пользуются при шантаже России. Они манипулируют своим шатким положением, неонацистскими движениями, западным давлением. И решение этих, во многом искусственно созданных, проблем перекладывается на старшего брата (коим они его, правда, признавать отказываются). Многое люди удивляются, как это американцам удалось поджечь своими оранжевыми революциями практически все бывшие советские республики. Ответ прост: местные элиты прекрасно всё понимали, однако надеялись получить ещё больше помощи и ресурсов для решения своих проблем. Но прогадали.
Необходимо отметить, что подобная политика чревата, прежде всего, для наших младших братьев. Дело в том, что бывшие республики никому в мире, кроме как сырьевые базы не нужны (если эти ресурсы имеются). Что прекрасно доказала Украина, превратившись из одной из богатейших стран, в беднейшее государство Европы. Причём нереализованная надежда на европейские рынки, и без того переполненные, не могла не привести к катастрофе.
Здесь ещё очень важен вопрос безопасности. Все прекрасно понимают, как западные «друзья» умеют свергать «недемократические» режимы. И беспредел не допускался исключительно из-за влияния России, уход который быстро привёл бы бывшие соцреспублики в подобие Ливии, Ирака, Йемена или того хуже вечно воюющих африканских государств.
Ситуация в мире всё быстрее меняется. Как говорят, время ускоряется. Россия уходит с пути дотирования не особо дружественных нам государств. Поэтому конфликтные ситуации будут и дальше возникать, пока до местных элит не дойдёт, что правила игры поменялись, никакой особой ценности эти государства для нас не представляют, мы можем дружить исключительно на взаимовыгодной основе. Да русский фактор запросто может из рычага давления на Россию превратиться в головную боль, как это случилось на Украине. Однако это был сигнал и для других опрометчивых государств, что время безмерного шантажа России закончилось.